ЗАЧЕМ ЗОЛОТО В ПРАВОСЛАВНЫХ  ХРАМАХ?

ЗАЧЕМ ЗОЛОТО В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ?

Мария, сестра Лазаря, сосуд с миром изливает на Спасителя от полноты любви, благодарности за воскрешение ее брата. А Иуда в это время рассуждает: «Зачем столько мира вылито! На эти деньги столько добра можно сделать. И нищих напитать».


И во все времена и доныне, особенно от так называемых «христиан» -  протестантов, которые считают себя буквальными последователями Евангелия, можно услышать такие рассуждения: «Для чего этот блеск? Для чего золото на алтарях? Для чего дорогие облачения священников? Нужно на эти деньги делать добрые дела».


И вот здесь нужно задуматься, а что же такое «богослужение»?  Почему то, что совершается в наших храмах называется служением Богу и в чем оно заключается. Конечно, Бог есть Дух, Бог бесконечно премудр, Бог – Творец, Он создал вселенную, и, как венец творения – человека. И, конечно, Богу не нужно, чтобы тварь, которую Он создал, все время воспевала Ему хвалу. Это не Богу нужно, это нужно нам.


Цель нашей жизни, наше предназначение – идти к Богу, стремиться к соединению с Ним и быть с Богом. Естественная потребность нашего сердца - взойти на небо, соединяясь с Богом. И именно православное богослужение, которое является, пожалуй, самым развитым богослужением в мире,  являет этому падшему, грешному, больному миру – Бога.


Именно через богослужение мы приобщаемся к Творцу и вступаем с Ним в общение. Явить небесную, духовную реальность, сделать так, чтоб здесь, на земле, эта реальность присутствовала – вот чему служит вся церковная богослужебная жизнь. И один из способов воплощения одной реальности в другую – язык символов. Отсюда – вся эта красота, роскошь, которая и являет нам неземное, божественное, Царство Небесное. Сияние митр и икон, кадила и литургических сосудов - это отблеск многокрасочности рая.

Вспомним, как святой равноапостольный князь Владимир, когда перед ним стоял выбор веры для Руси, отправил послов в разные страны для испытания предложенных вер на месте.


 В Константинополе император, узнав о цели их прихода, повелел показать им все величие православного богослужения; их привели в великолепный храм Святой Софии, где сам Патриарх со всей торжественностью совершал богослужение.


Летопись нам говорит об ошеломленном состоянии послов Владимира после богослужения в соборе Святой Софии. Величественное, никогда не виданное зрелище совершенно поразило их сердце и чувства. Они не могли отдать себе отчета, что видели и слышали, но только изумлялись и благоговели.


Возвратившись в отечество, они крайне невыгодно отозвались о богослужении болгарском; не одобрили и богослужения немцев, заметивши, что в храмах немецких служб много, а красоты никакой.


"Но когда пришли мы к грекам, - продолжали послы, - нас ввели туда, где служат они Богу своему, и мы не знаем: на небе ли мы находились или на земле, потому что на земле нет такого вида и красоты, и мы не в состоянии их описать; знаем только, что там с людьми обитает Бог и что богослужение греческое лучше всех других…"


Перед нами удивительный пример воздействия православного богослужения на души людей, пребывающих в духовном поиске.


И еще. Если б вы знали, как всю эту красоту и благолепие наших православных храмов любят дети! У них спросите: хотели бы они, чтобы места молитвенных собраний походили на чисто выбеленные актовые залы баптистских молельных домов или на загадочные и сложные золото-иконные миры православных соборов?


Хотели бы дети, чтобы человек, говорящий с ними о "Боженьке", был одет в костюм с галстуком и гладко выбрит, или им интереснее (при прочих равных условиях) говорить с бородачом, который иногда появляется в необычной черной рясе, а иногда - в еще более необычных сияющих облачениях?


А тем людям, которые говорят: для чего восстанавливать и украшать храмы? Такие средства идут. Сколько людей можно накормить, напоить! – хочется ответить словами протоиерея Валериана Кречетова. «Главное для человека и Ангелов – возносить благодарение Богу, а Господь  и кормит, и накормит всех! Если Он пятью хлебами пять тысяч насытил, что Ему стоит насытить всех или дать силы человеку, который питается скудно? …»




Написать комментарий