ТАЙНА ИМПЕРАТОРА

ТАЙНА ИМПЕРАТОРА

Александр I и старец Феодор Кузьмич
19.11/2.12 1825г. в Таганроге скоропостижно скончался Император Александр I (по официальным сообщениям)


История Православной Церкви знает государей, отвергавших мир ради Царствия Небесного. Удивительна судьба сербского царевича Растислава, который стал монахом Саввой. Теперь он известен как Святитель Савва Сербский. Это был «царственный» церковный пост. Но русский Император, повергший Наполеона и освободивший Европу, получивший имя Александра Благословенного, принял на себя подвиг полной безвестности, подвиг юродства – это совершенно особенный случай, возможный только в России, и нигде больше!


Написано много книг о царе-старце, существуют легенды, но до сих пор истина не известна…


Между тем, вполне правдоподобна «легенда» о том, что Александр I оставил трон, чтобы монашеским подвигом искупить свои грехи. С 1814 г. Царь приблизил к себе архимандрита Фотия, и все больше стал отходить от либеральных идей, осознав подрывную опасность масонства. В 1822 г. Александр I издал указ о запрещении тайных обществ и масонских лож, а в 1821–1823 гг. поручил тайной полиции выявлять заговорщиков в гвардии и армии.

 
Основательно обратясь к Православию, совсем иными глазами он должен был посмотреть на свое вольнодумство в молодости и на не предотвращенное им убийство масонами его отца... Такое, нравственно ущербное начало царствования не могло не терзать Александра I и не побуждать к покаянию.


Император резко изменил свой образ жизни. Он посещал святыни, монастыри, старцев с желанием сделать эти посещения неофициальными, поистине духовными, как у обычного богомольца. И бывая в монастырях, Государь принимал благословение и целовал руки простым иеромонахам, запретив им отнимать руки, земно кланялся в ноги старцам…


Такова была необычная сила его покаяния! А старец Феодор Кузьмич говаривал: «Вот когда я еще был великим разбойником…»


В 1825 г. Александр I выехал на юг, желая посетить военные поселения, но сильно простудился на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь – и 19 ноября 1925 г. в Таганроге, по официальной версии, принял неожиданную смерть.


В сентябре 1825 года, накануне отъезда в Таганрог, ночью император один, без всякого сопровождения, отправился в Александро-Невскую лавру. Он долго молился, а затем беседовал со схимником и получил от того благословение. Отъезд царя из столицы отличался таинственностью; он выехал ночью, без свиты. По дороге против обыкновения не было ни смотров, ни парадов.



Через месяц после приезда в Таганрог государь отправился в инспекционную поездку по Крыму в сопровождении графа Воронцова и небольшой свиты из 20 человек. Инспекционная поездка, длившаяся меньше трех недель, окончилась болезнью. Несмотря на недомогание, император не отменил намеченное посещение Севастополя и других городов. Историк А. Валлоттон, излагая точку зрения, близкую к официальной историографии, пишет: «Махнув рукой на лечение и не обращая внимания на дувший со стороны Кавказа ледяной ветер, Александр день и ночь проводил в седле и вернулся в Таганрог в сильной горячке. Его силы быстро таяли. В воскресенье 14 ноября к нему срочно вызвали соборного протоиерея Федотова. "Император исповедался, причастился и соборовался". <…> Потом бред возобновился и, несмотря на все усилия врачей и то, что царица постоянно сидела у его изголовья, Его Величество Александр I скончался 19 ноября 1825 года без четверти одиннадцать утра». Императрица Елизавета сама закрыла глаза мужа, перевязала его челюсть платком, разрыдалась и упала в обморок.


За несколько дней до возвращения царя в Таганрог там умер унтер-офицер 3-й роты Семеновского полка Струменский, внешне очень схожий с Александром I. Причиною смерти государя была объявлена холера. Между тем, в протоколе описания тела царя было сказано, что спина его и ягодицы багрово-сизо-красные, что весьма странно для изнеженного тела самодержца. Зато известно, что Струменский умер от того, что был до смерти засечен шпицрутенами.


В тайну Императора вольно или невольно были вовлечены многие лица. Это и врачи, и самые приближенные и проверенные офицеры, и митрополит Московский Филарет (Дроздов), и знаменитый архимандрит Фотий (Спасский), сыгравший большую роль в том, что Император вернул свое благоволение Православию после длительного периода отступления от него, и графиня Орлова-Чесменская, и др. И сохранить тайну столь многим людям, как правило, не под силу. Тайна Императора то и дело всплывает в документах эпохи. В них привлекает внимание странные, не совсем объяснимые факты: лица, посвященные в тайну, не заказывали панихиду в годовщины смерти Императора вплоть до 1864 г., т.е. до смерти Феодора Кузьмича.


Первые данные о старце Феодоре Кузьмиче в Сибири относятся к 1837 г. Он был такого же сложения, как Император, знал пять языков, имел благородные манеры, но говорить о себе отказывался. Несколько человек, знавших Императора, опознали его, поэтому он стал сторониться общества и вел отшельническую жизнь, отмеченную прозорливостью и чудесами. Это был духовный столп своего времени. Так во всяком случае говорили о нем известнейшие духоносные старцы той эпохи. Он скончался 20 января 1864 г. в Томске. Могила его находится на территории Алексеевского мужского монастыря.


Известно множество фактов прозорливости старца, силы его молитвы, его помощи окружающим людям, а также чудесные видения тем, кто окружал старца (например, видели его келью ночью – всю окруженную необычным светом, слышали благоухание от предметов, ему принадлежащих и пр.). Но все эти чудеса меркнут перед главным: перед безпримерной в истории силой личного покаяния монарха-христианина.


Легенда об оставлении Царем Престола (замаскированном под «кончину») и превращении его в сибирского старца Феодора Кузьмича – совсем не фантастична. Наоборот, она вполне логична для русского мироощущения и разделялась как многими современниками, так и серьезными историками.


«На другой день Владыка, пребывая безотлучно подле меня, возил меня по всему городу, по местным церквям, гимназиям и училищам. Поехали мы с ним и <…> в дом, где скончался Император Александр I.


Самый убежденный скептик, войдя в этот дом, поверит легенде о старце Феодоре Кузмиче. Объяснить почему – трудно; но это чувствуется. И нет в Таганроге никого, кто бы этой легенде не верил. И внешность этого дома, и его стены ничем не отличаются от прочих домов Таганрога; а между тем, всякий входящий в этот дом испытывает то же, что и входя в церковь или в хибарку преподобного Серафима, где, казалось, всякая вещь пропитана святостью, насыщена неземными элементами.


О многом нужно было бы написать, останавливаясь на "святости неодушевленных предметов", или "флюидах святости", но это завлекло бы меня слишком далеко; скажу лишь, что легенда о старце Феодоре Кузмиче никак не являлась в моих глазах "легендою", а после посещения Таганрога стала казаться мне несомненным историческим фактом». (Обер-прокурор Св. Синода князь Н.Д. Жевахов. Воспоминания. 1915-1917гг).


Народная легенда об Александре-отшельнике


старец ФеодорОднажды, в 1860-х годах, один приятель мой, которого я навестил, показал мне небольшую фотографическую карточку, говоря: «Посмотрите, не найдете ли сходства с кем-нибудь, вам известным?» – Смотрю – и вижу: великого роста и благолепного вида старец, с обнаженною от волос головою, в белой крестьянской рубахе, опоясанный пояском, с обнаженными ногами, стоящий среди крестьянской хижины. Лице – прекрасное, кроткое, величественное; никакого сходства ни с кем припомнить не могу. Наконец приятель мой спрашивает меня: «Не находите ли сходства... с покойным императором Александром Павловичем?»

Я крайне удивился – начал пристальнее всматриваться и, точно, стал понемногу находить некоторое сходство и в чертах лица, и в росте, но я недоумевал, что значили эти борода, одежда, хижина?


 Тогда приятель рассказал следующее:


– Карточку эту дал мне, предложив те же вопросы, что и я вам, один приятель мой, долго живший в Сибири, и недавно приехавший оттуда. Он рассказал мне при этом, что по общему в Сибири, в то время, народному поверью, после смерти императора Александра Павловича, в одном глухом месте Западной Сибири водворился неизвестный, отшельник и затворник или – как народ наш называет – «блаженный». В лесу, вдали от человеческого жилья, в совершенном затворничестве, в малой хижине, жил он в безвестности. Вскоре в народе стала более и более распространяться молва о «блаженном» затворнике и привлекать к нему народ.


Затворник, однако, не впускал к себе никого, исключая весьма редких случаев, и то немногих, тяжко страдавших телесными или душевными недугами; при этом затворник впускал, по одиночке, прибегавших к нему, инаго – в небольшия сени, а инаго – и в свою убогую келию. И тогда всякаго сразу поражала какая-то необыкновенная величавость во всей наружности затворника, в благолепных чертах лица, и в кротких глазах, и в обаятельном звуке голоса, и в чудных речах, и во всех приемах и движениях... Все это производило на посетителей такое впечатление, что все невольно преклоняли перед затворником колени и кланялись ему в землю.


По говору народному, затворник имел какой-то особенный дар утолять страдания, не только телесныя, но и душевныя, или словесным наставлением и указанием способа изцеления, или же прозорливым предсказанием о том.


B числе стремившихся посетить его случилось быть одному по следующему случаю, как гласила народная молва. В той же местности жили двое бывших придворных служителей: один из них опасно заболел и, не имея возможности самому отправиться к затворнику, упросил своего товарища посетить его и испросить у него помощи или указания средства изцеления больнаго. Товарищ его, при помощи одного человека, имевшаго доступ к затворнику, был принят последним в его келии, провожатый же остался в сенях. Посетитель, только что вошел в келию, тотчас бросился в ноги затворнику и, стоя перед ним на коленях, с поникшею головой, с невольным страхом рассказал ему в чем было дело. Кончив, он чувствует, что затворник обеими руками своими поднимает его, и в то же время он слышит, и не верит ушам своим – чудный, кроткий, знакомый ему голос... Встает, поднимает голову, взглянул на затворника – и с криком, как сноп, повалился без чувств на землю... Затворник отворил дверь в сени и кротко сказал провожатому: «Возьмите и вынесите его бережно, он очнется и оправится, но скажите ему, чтобы он никому не говорил, что он видел и слышал; больной же товарищ его выздоровеет» (что действительно и случилось).


Очнувшийся же и оправившийся не мог утаить от своего провожатаго и от товарища, что в лице затворника он узнал.... императора Александра Павловича, но престарелым и с седою бородой!...


Несмотря на запрещение затворника, тайна эта, поведанная только провожатому и товарищу, огласилась, – и в простом народе в Западной Сибири распространилась молва, что затворник был – император Александр Павлович!...


Кн. Н. С. Голицын. Издание «Русская старина», 1880


Официальная историческая наука пока не решается сказать свое твердое «да» в ответ на вопрос о тождестве Императора и Старца. Смерть российского императора по-прежнему остается тайной.



По материалам Интернет-ресурсов

Написать комментарий