О роли греко-католической церкви в государственном перевороте на Украине

О роли греко-католической церкви в государственном перевороте на Украине

В конце ноября прошлого года, в Риме, глава украинской греко-католической церкви (УГКЦ) архиепископ Святослав (Шевчук) на весь мир заявил, что хочет «выразить свою солидарность с молодежью, с нашими гражданами, которые действительно не являются безразличными к судьбе своей страны и активно манифестируют свою гражданскую позицию». Так лидер украинских униатов «солидаризовался» с участниками «евромайдана» в Киеве. 

На момент этого обращения к украинскому народу «евромайдан» потихоньку «сдувался». Но вот 5 декабря униаты оборудовали в солдатской палатке часовню. Идея принадлежала декану Киевской духовной семинарии греко-католической церкви Игорю Онишкевичу. Униатский священник хотел, чтобы каждый «майдановец», независимо от конфессиональной принадлежности (давняя мечта униатов), мог сюда прийти и помолиться. И действительно, часовня пользовалась популярность, т.к. подавляющее большинство участников «евромайдана» были галичане, в то время как на Украине их менее 10%.

На «майдане» – «их верующие люди», - утверждала небезосновательно УГКЦ. «Украинская правда» (11.12.2013) сообщала, что на «майдане» находилось около 300 служителей УКГЦ,  посланцев Ватикана. А в тот же день, когда было опубликовано воззвание нунция, на Майдане были замечены первые иезуиты (из галичан). А примерно через месяц здесь разбил лагерь с полевой кухней и Мальтийский орден.


Большую часть собравшихся на площади Незалежности составляли студенты Украинского католического университета (УКУ), действующего в системе УГКЦ. Но находится он не в Киеве, как кто-то мог подумать, а – в «столице» Галиции Львове. Именно там 21 ноября тот же УКУ созвал самый массовый на Украине «евромайдан». Его активисты сразу задекларировали цель этого «мирного» мероприятия: собрать как можно больше молодежи для киевского «майдана». Руководство УКУ тут же отпустило всех студентов и преподавателей с учебы. Одновременно практически все активно работающие в социальных сетях служители УГКЦ (включая, разумеется, преподавателей УКУ) призывали пользователей Интернета присоединиться к борьбе против «бандитской власти». И когда Львовский и Ивано-Франковский «майданы» заполнились «пробужденным народом», студенты УКУ и Львовской духовной семинарии УГКЦ отправились в Киев. Разумеется, под руководством своих духовных отцов-преподавателей, большая часть которых, кстати, являются гражданами США, Бельгии, Польши и т.д.

Ректор УКУ апостольский нунций во Франции, Швейцарии и странах Бенилюкса уроженец США Борис Гудзяк писал: «Многие студенты УКУ сейчас на евромайдане, и не могли быть сегодня во Львове… Пишем, чтобы выразить Вам признательность за Вашу гражданскую позицию, вдохновенную евангельскими принципами. Хотим всецело поддержать Ваши жертвенные установки, которые удивляют Брюссель, Париж, Рим…».

Еще один американец, архиепископ Любомир Гузар, бывший глава униатской церкви, которого УГКЦ называет духовным лидером украинцев, выступил на вече 8 декабря (когда был провозглашен поход на правительственный квартал), и призвал «самим себе завоевывать перемены».

А когда правительственный квартал был блокирован «мирными протестующими» и путчисты уже мысленно примеривались к заветным креслам, спешно прибывший из Парижа Гудзяк обратился по телевидению к родным и близким правоохранителей: «Поднимите сейчас трубку и позвоните своим мужьям, родителям, сыновьям, зятьям, друзьям и соседям: скажите им, что каждый, кто дает приказ к насилию, и каждый, кто его выполняет, будет за него отвечать перед Богом, перед народом, перед историей. Сделайте эту услугу тому человеку, который вам близок, и который сегодня в форме… Это должно помочь им опомниться».
А к «украинской молодежи» президент УКУ обратился с таким вот призывом: «Не бойтесь… Будьте мужественны… Эти дни меняют вашу жизнь, и вы будете своим внукам рассказывать, как были на Майдане и как с песней, молитвой боролись со злом».

Позже с воззванием выступили военные капелланы УГКЦ, «глубоко обеспокоенные ситуацией, сложившейся в результате использования силовых структур для противодействия мирным акциям протеста». «Всем гражданам Украины, которые в это нелегкое время отстаивают свои права и свободы, заботясь об общем благе всего общества» они выразили свою «молитвенную поддержку», а «руководителей силовых структур» с «отеческой заботой и нежностью» предупредили: «приказы и действия, направленные против мирных требований, расцениваются как противозаконные и античеловеческие». (Донбасс и Луганск в счет не идут!)

Разумеется, «мирных протестующих» поддержал и синод УГКЦ: «Мы заявляем о нашей поддержке и солидарности со всеми теми, кто на Майдане свидетельствует о своем достоинстве, своих ближних и своего народа. Мы решительно поддерживаем мирный характер этого общественного собрания».

В таком же тоне, только слегка прикрытым флером якобы благовоспитанности, были выдержаны официальные заявления руководителей униатских структур, зато «полевые священники» не стеснялись в выражениях.

О роли греко-католической церкви в государственном перевороте на Украине

Характерный для этих «святых отцов» пример – «проповедь» пароха (настоятеля церкви) из Коломыйского района Ивано-Франковской обл. М. Арсенича. «Я не знаю, – взывал он к «майданной» массе, – как могла мать кормить своей грудью человека, который сегодня остается в Партии Регионов! Это не материны дети, это сучьи дети! …Терпели ли бы вояки УПА сегодня Табачников (министр образования и культуры. – А.Б.) и Януковичей?! Только атентатом (убийства чиновников, практикуемые в свое время ОУН. – А.Б.) можно вести борьбу! С врагом не может быть другого разговора, как разговор пуль! С врагом не может быть другого языка, как шум леса – шум удавок, на которых повиснут коммунисты! Шум, который к каждому нашему сердцу взывает – возьми в руки оружие и отбрось страх! Не время бояться! Мы 20 лет ждем!».

И в завершение вот такой спич: «Мы хотим убедиться, что завтра ни китайский негр, ни еврей, ни москаль не придет отбирать мой дом! Только от каждого из нас будет зависеть, насколько наша рука не дрогнет перед врагом, насколько наш глаз будет держать в прицеле сегодняшнюю власть. Так пусть нашу руку утвердит приклад! Слава Украине!» (последнее воззвание - скопированное из гитлеровских аналогов. Именно с тех пор традиционное западноукраинское «Слава Исусу Христу» постепенно заменяется на «Слава Украине!»).

…К концу января 2014 года среди атрибутов «мирного протеста» на киевском «майдане» прочно закрепились «коктейли Молотова», огнестрельное оружие, катапульты для метания булыжников и прочее из арсенала, перечисленного в «проповеди» пароха Арсенича. «Ежедневно до половины людей на Майдане являются членами нашей церкви, – сказал в одном из интервью апостольский экзарх украинских униатов Гудзяк. – Мы призваны быть с теми, кто жертвенно борется за нашу свободу. Поэтому, блаженнейший (Шевчук. – А.Б.), целое руководство, весь Синод нашей церкви всецело не только поддерживает, восхищается, черпает вдохновение от этих жертвенных, светлых молодых людей». То, что «майдан – наш» (униатский), подтвердил в интервью «Голосу Америки» и сам Шевчук.

Он говорил: «Мы всегда были, есть и будем с народом (во время Первой и Второй мировых войн, в основном, с немецким. – А.Б.). Мы никогда не поощряли и не благословляли никаких противоправных действий. Мы воспитывали правовую культуру. Мы всегда призывали выполнять законы Украины согласно Божьему закону». Какие «Божьи законы» призывают выполнять находящиеся в гуще «народа» парохи, известно.

Униаты, значительная часть которых сосредоточена в Галичине, составили и костяк т.н. «Правого сектора».

Вообще украинская греко-католическая церковь – это уникальное явление в истории не только христианства, но и всей цивилизации.

Греко-католическая церковь (ее в православном мире чаще называют униатской) обладает весьма почтенной историей, которая началась в 1596 г., после Брестской унии. Согласно акту от 9 октября 1596 г., на соборе в Бресте, где присутствовали митрополит Киевский Михаил Рагоза, епископы Луцкий, Владимиро-Волынский, Полоцкий, Пинский и Холмский, папские и королевские представители и «западные» русские епископы, новая церковь в рамках означенных епархий признавала своим главой Римского Папу. А также принимала римско-католическую догматику, за что получила привилегию: богослужения разрешалось вести по византийскому обряду на церковно-славянском языке.

В то время Польша, а точнее, Речь Посполитая, обладала в Европе куда бóльшим влиянием чем сейчас (сейчас – больше гонора, чем авторитета), и была серьезным противником Русского государства. Причем идеологическое противостояние тех времен вполне сопоставимо с идеологическим накалом близкой к нам «холодной войны». Одним из факторов создания такого церковного образования, как уния, было желание ограничить влияние русского царя на юге и западе нынешней Восточной Европы (дежавю!). Кроме того, в Речи Посполитой поляки-католики составляли меньшинство, а взаимопроникновение политики через религию было и есть непреложным условием любого масштабного исторического процесса. Таким образом, создание некоего конгломерата из православной и католической церквей было оптимальным вариантом превращения большого количества православных в католиков. В США, Канаде, Австралии, Италии, других западных странах УГКЦ до сих пор чаще называют Украинской католической церковью.

Галицию всегда рассматривали как форпост католицизма. В начале 1990-х гг. кардинал Любачивский, тогда глава греко-католической церкви, в одном из своих посланий говорил о долге украинских униатов воплотить в жизнь призыв папы Урбана VIII, провозглашенный им сразу после Брестской Унии 1596 г.: «Через вас, мои русины, я надеюсь обратить Восток».

Возрождение ликвидированной в СССР в 1946 г. УГКЦ (за сотрудничество с фашистами) тесно связано с ростом украинского национализма в конце 1980-х – начале 1990-х гг., имевшего явную антирусскую и антиправославную направленность. Рост влияния греко-католиков имел не столько религиозное, сколько политическое значение. Приверженность греко-католицизму, как правило, означает приверженность определенной идеологии.

По численности приходов на Украине УГКЦ уступает лишь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). При этом подавляющее большинство униатских приходов сосредоточены на Западной Украине. Кроме того, УГКЦ является крупнейшей восточно-католической церковью. Униаты были официально отлучены от православной Церкви, но за минувшие 418 лет умудрились обрести видимость полной легитимности и пустили глубокие корни не только на Украине, но и в нескольких десятках стран мира, в том числе в Белоруссии и в России.

Для тех, кто знаком с историей УГКЦ, не удивительно, что неонацистские лозунги и скандирования «евромайдана» униатских священников не только не смутили, но и были ими освящены. УГКЦ в свое время поддержала Гитлера не в лице отдельных служителей, а как религиозный институт в целом. В «майданные» дни греко-католический епископат Украины выступил с обращением по поводу общественно-политической ситуации, из текста которого явствовало, что УГКЦ открыто стала на сторону «Правого сектора» и иже с ним. 

И сегодня за всеми деяниями униатов в Киеве и на Украине стоит Ватикан (откуда и вещал глава греко-католиков в ноябре минувшего года, подстрекая «майдан» к активным действиям), а папскую курию, в свою очередь, всячески опекают и поддерживают США со всей их военно-политической и экономической мощью. Так кто, спрашивается, фактически руководил и по-прежнему руководит всеукраинским «майданом»?

По статье Андрея Большакова
http://www.stoletie.ru/politika/uniatskij_majdan_367.htm
(публикуется в сокращении)

Написать комментарий