ЯРОСТЬ – ПРИЗНАК ВЕЛИЧАЙШЕЙ ГОРДОСТИ

ЯРОСТЬ – ПРИЗНАК ВЕЛИЧАЙШЕЙ ГОРДОСТИ

 

«Гордость – погубление богатства и понесенных подвигов: воззваша, и не бе спасаяй, конечно, потому, что взывали с гордостию; воззваша ко Господу, и не услыша их (Пс. 17,42), потому, без всякого сомнения, что не хотели расстаться с начальными причинами того, против чего молились».

 

 «Не предайся безпечности и не возуповай на непоколебимость своего состояния, доколе не последует о тебе окончательное изречение Судии после исхода души из тела. Имей в виду того, который уже возлег в чертоге, но изгнан из него во тьму кромешную с связанными руками и ногами».

 

 «О ты, сотворенный из персти земной! Не возвышай главы, потому что многие святые и невещественные свергнуты были и с неба».

 

 «Когда демон гордости оснует себе обитель в людях, порабощенных гордости, тогда начинает являться им во сне или даже наяву, принимая вид святого ангела или кого-либо из мучеников и как бы преподавая откровения и духовные дары. Делается это с тою целью, чтоб несчастные прельстились и подвергнулись решительному умоповреждению (сумасшествию)».

 

 «От забвения грехов образуется гордость; памятование грехов – причина смирения».

 

 «В сердцах гордых прозябнут глаголы хулы, а в душах смиренных – небесные видения».

 

 «Большинство гордых, не познав себя, возомнили о себе, что они достигли безстрастия, но при исходе из этой жизни они увидели свое убожество».

 

 «Вода, мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его: так и слеза истинного плача потушает пламень ярости и вспыльчивости».

 

 «Безгневие есть ненасыщаемое желание безчестия; оно встречается и в тщеславных людях от непомерного желания похвал человеческих. Безгневие есть победа над естеством, потеря ощущения оскорбления, приобретенная подвигами и потами».

 

 «Кротость есть непоколеблющееся устроение души, пребывающее одинаковым и при поношениях и при похвалах».

 

 «Начало безгневия – молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; конец же – тишина при веянии нечистых ветров, насажденная и утвержденная в душе благочестивым навыком и Божественною благодатию».

 

 «Гнев есть проявление сокровенной ненависти и памятозлобия. Гнев – желание отомстить оскорбившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца. Огорчение есть состояние, противоположное приятному расположению духа, вступившее в душу и пребывающее в ней. Ярость есть изменившееся настроение нрава и безобразие души».

 

 «При появлении света исчезает тьма, когда разольется в душе благоухание смирения, истребляются из нее и огорчение, и ярость (раздражительность)».

 

 «Некоторые, удобопреклонные к раздражительности, нерадят об укрощении и врачевании этой страсти, не обратив внимания на слова Писания; устремление ярости его падение ему».

 

 «Движение жернова бывает столько быстрым, что в одно мгновение стирает и истребляет пшеницы и прочего зерна душевного более, нежели в иной целый день: по этой причине мы должны постоянно пребывать в благоразумном внимании себе. Случается, что только что вспыхнувший пламень, раздуваемый сильным ветром, попаляет и опустошает душевную ниву скорей, нежели огонь, давно, но медленно действующий».

 

 «О други! Не должно быть тайно от нас и то, что лукавые демоны скрывают себя и прячутся на время, чтоб мы, вознерадев о великих страстях, как бы о малозначущих, соделали свою болезнь уже неисцелимою».

 

 «Угловатый и жесткий камень, сталкиваясь с другими камнями и ударяясь о них, стирает угловатость по всему объему своему, несмотря на естественную жесткость и твердость, и получает вид округлый. Подобно этому и человек свирепый и жестокий, жительствуя и обращаясь с людьми такого же нрава, приобретает, одно из двух: или исцеляет язву свою терпением, или, удалившись из такого общества, непременно познает свою немощь, которую показало ему, как бы в зеркале, его бегство».

 «Склонный по временам к раздражительности, если будет позволять себе произвольное увлечение яростью, то будет побеждаться и сокрушаться ею впоследствии, и невольно, от предшествовавшего произвольного повиновения ей».

 

«Ничто так не противосвойственно кающимся, как ярость, возмущающая душу, потому что покаяние требует великого смирения, а ярость – признак величайшей гордости».

 

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

Выписка из Лествицы святого Иоанна Лествичника

Написать комментарий