ВЕРЫ НАСАДИТЕЛЮ И ОТСЕКАТЕЛЮ ЕРЕСЕЙ: Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского

ВЕРЫ НАСАДИТЕЛЮ И ОТСЕКАТЕЛЮ ЕРЕСЕЙ: Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского

Святой Ювеналий принял престол Иерусалимского патриаршества в царствование благочестивого императора Феодосия Младшего1. Во время его патриаршества в Палестине подвизались великие просветители — святые отцы: Евфимий2, Феодосий3, Герасим Иорданский4, которому служил лев, и многие другие.

 

 Впрочем, в то время были смуты в Церкви, производимые еретиками. Тогда возникла несторианская ересь5, изрекавшая хулы на Пречистую Деву Богородицу, и в городе Ефесе6 был созван III Вселенский собор святых отцов, на котором Ювеналий со святым Кириллом, патриархом Александрийским7, и с прочими святыми отцами предал проклятию Нестория и его ересь.

 

 После же кончины императора Феодосия, когда на престол вступил Маркиан с Пульхериею8, возникла новая ересь — Диоскора и Евтихия9, богохульно лгавшая, будто во Христе было одно естество. Тогда в городе Халкидоне10 состоялся IV Вселенский собор святых отцов11, и святой Ювеналий сиял на сем соборе благочестием среди отцов, как денница посреди звезд, разгоняя тьму еретического зловерия.

 

 Когда же, по окончании собора, Ювеналий возвращался на свою патриаршую кафедру, в Палестину в образе инока прибыл некий, придерживавшийся евтихианского нечестия, еретик по имени Феодосий — человек весьма коварного нрава. Последний порицал святой Халкидонский собор за то, что будто бы на нем был отвергнут догмат православной веры и возобновлено учение Нестория, и лгал многое другое на Церковь. Этот еретик, как повествует Евагрий12, будучи изгнан за свое неверие и злые дела из своего монастыря в Александрии13, присоединился к нечестивому Диоскору. Но за свое коварство и злобу Феодосий был наказан жестокими побоями, а потом как мятежник был посажен на верблюда и с поруганием проведен по городу. Придя после сего в Палестину, он стал возмущать Церковь, рассеивая богохульную ересь. Тогда в Палестине находилась императрица Евдокия, — супруга благочестивого императора Феодосия Младшего, отправившаяся после смерти своего мужа на поклонение святым местам. Сей еретик Феодосий прежде всего склонил к отрицанию Халкидонского собора императрицу Евдокию, а затем своею ересью причинил вред и многим неопытным инокам, соделав их своими единомышленниками. Со множеством обольщенных им иноков он поднял возмущение против патриарха Ювеналия, требуя, чтобы он высказал порицание на собор Халкидонский. Но так как Ювеналий не склонялся на сие, то его низложили с престола, и он удалился в Константинополь к императору Маркиану.

 

 Между тем еретик Феодосий, имея пособницею императрицу Евдокию и опираясь также на ослепленных ересью иноков, взошел на патриарший престол и причинял многие бедствия православным14. Епископов же и клириков, не желавших иметь с ним общения, он одних низвергал, других предавал мучениям и смерти, разграбляя их имущества и разоряя дома.

 

 Так он поступил со Скифопольским епископом Северианом, не пожелавшим принять его еретического учения. Низложивши Севериана с престола, Феодосий предал его смерти. Вследствие сего вся Палестина находилась в страшном смущении, а святой город Иерусалим был как бы захвачен и опустошаем варварами. Тогда святые отцы палестинские, скорбя о таком гонении и разорении Церкви, к тому же и боясь рук мучителя, скрылись в отдаленнейшие пустыни, слезно молясь Богу об искоренении ереси и скорейшем наступлении мира церковного.

 

 В причте иерусалимской церкви находился тогда некий искуснейший в слове и ревнитель благочестия диакон по имени Афанасий. Видя, что в Церкви на патриаршем месте стоит как мерзость запустения, стоящая на святом месте (Мф 24, 15), еретик лжепатриарх Феодосий, Афанасий, придя к нему, громогласно воззвал, говоря: «Перестань, Феодосий, переполнять столькими убийствами святой город! Перестань поднимать брань на Христа и разбойнически изгонять из божественной ограды стадо Его!»

 Лишь только Афанасий сказал эти слова, он немедленно был схвачен Феодосиевыми оруженосцами, вытащен из церкви и после разнообразных мучений и безчисленных побоев, окончил жизнь свою будучи умерщвлен секирою. Тело же его было влачимо по всему городу на веревке, привязанной к ногам, и, наконец, брошено на растерзание псам.

 

 Между тем воевода Дорофей, поставленный императором для управления Палестиной, в это время не был в Иерусалиме, так как находился на войне против моавитян15. Узнавши же обо всем, что происходило во святом городе, Дорофей поспешно вернулся с войском в Иерусалим. Но оруженосцы лжепатриарха Феодосия и императрицы Евдокии по повелению последних заперли перед воеводою городские ворота, не дозволяя ему войти внутрь города; они пустили его не раньше, чем он дал им обещание быть с ними единомышленником в вере. Таким образом, сей лжепатриарх Феодосий, возмущая церковь, пробыл на престоле иерусалимского патриаршества двадцать месяцев, до тех пор, пока не пришло от императора к военачальнику приказание схватить его и как мятежника и убийцу отправить на суд в Константинополь. Но, заранее узнав о сем приказании императора, Феодосий тайно убежал на Синайскую гору16, где скрывался в неизвестности.

 

 Тогда святейший патриарх Ювеналий, пользовавшийся большим уважением в Константинополе у императора Маркиана, Пульхерии и святейшего патриарха Константинопольского за свою добродетель, с соизволения императора отправился в Иерусалим, снова получил патриарший престол и начал приводить в порядок и исправлять все расстроенное. Пустынные отцы, узнав о его возвращении, исполнились большой радости и возвратились каждый в свои обители.

 

 Императрица же Евдокия, совращенная в евтихианскую ересь упомянутым Феодосием, колебалась умом, не зная, какого исповедания держаться ей. Тогда она послала нарочитого в Антиохию к преподобному Симеону Столпнику17, испрашивая у него полезного совета и наставления. Последний написал императрице письмо, приказывая ей примириться со святейшим православным патриархом Ювеналием и последовать его благочестивому учению. Императрица немедленно так и поступила и, всенародно отрекшись ереси, соделалась общницею Церкви кафолической. Видя сие, обратилось к Православию, по примеру императрицы, безчисленное множество народа, мирян и черноризцев, обольщенных ранее еретиком Феодосием.

 

 После сего святой Ювеналий остальное время своей жизни прожил в мире, украшая святую Церковь словом, жизнию и пастырскою бдительностию.

 

В Прологе записано о нем также следующее.

 

 Когда Маркиан с Пульхериею устроили во Влахерне во имя Пречистые Девы Богородицы церковь, то они писали к святому Ювеналию, спрашивая его: знает ли он, где было положено тело Богоматери? Патриарх ответил, что не знает, однако напомнил древнее правдивое сказание о том, как было похоронено тело Богоматери, как святые апостолы слышали в продолжение трех дней ангельское пение и как по прошествии трех дней открыли гроб Богоматери ради одного ученика, не бывшего при погребении, причем не обрели тела Богоматери, но нашли только гробные пелены.

 

 Выслушав сие, император и императрица снова написали к патриарху, упрашивая его, дабы он прислал к ним по крайней мере запечатанную гробницу Богоматери с пеленами, что патриарх и исполнил.

 

 Святой Ювеналий, потрудившись всего в сане священном тридцать восемь лет18, с миром почил и предстоит ныне с небесными иерархами перед престолом славы великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки. Аминь.

 

 Прим.
1 Феодосий II (Младший) царствовал с 408 по 460 г.
2 Память преподобного Евфимия Великого празднуется св. Церковью 20 января/2 февраля.
3 Память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника отмечается 11/24 января.
4 Память преподобного Герасима празднуется 4/17 марта.
5 Несторианская ересь основана Несторием, епископом Константинопольским, несправедливо учившим, что от Девы Марии родился не Бог, но человек Иисус, в котором человечество объединилось с божеством благодатным образом во время Его земной жизни. Поэтому Матерь Божию он называл Христородицею, а не Богородицею. Ересь Нестория была осуждена на III Вселенском соборе, созванном в 431 г. в Ефесе.
6 Ефес — малоазийский город, лежавший между Смирною и Милетом. В истории христианской Церкви Ефес известен как место проповеднической деятельности св. апостола Павла в его третье благовестническое путешествие.
7 Кирилл I патриаршествовал с 412 по 444 г.
8 Император Маркиан царствовал с 460 по 467 г.
9 Евтихий, архимандрит Константинопольский, известен как основатель ереси евтихианской, или монофизитской. В противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа божества и человечества, Евтихий учил, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено божеством и потому в Нем следует признавать только одну природу — божественную.
10 Халкидон или Калхедон — первоначально мегарская колония на берегу Пропонтиды (Мраморного моря); впоследствии — столица Вифинии — малоазийской провинции.
11 IV Вселенский собор был в 461 г.
12 Евагрий — антиохийский юрист, автор «Церковной истории», охватывающей период с 431 по 494 г. Жил с 537 по 694 г.
13 Александрия — знаменитый в древности город, основанный Александром Македонским на берегу Средиземного моря, при устье реки Нила. Александрия в древности была первым городом в мире после Рима и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства — рассадником христианского просвещения.
14 Феодосий (незаконно) патриаршествовал в течение 20 месяцев (с декабря 451 по август 453 г.).
15 Моавитяне обитали в Палестине к востоку от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Название это было присвоено им по имени Моава, сына Лотова от его старшей дочери (Быт 19,30-37).
16 Синайская гора находилась в пустынях Каменистой Аравии; сюда пришли израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта. Здесь дан был Богом закон, выраженный в 10 заповедях. В христианскую эпоху на этой горе подвизались многие иноки. В V в. весь пустынный Синайский край, несмотря на бедность своей природы, был усеян скитами.
17 Разумеется Антиохия сирийская, стоявшая при реке Оронте, верстах в десяти от впадения ее в Средиземное море. Она основана была Селевком Никатором за 300 лет до Р.Х. Вблизи этого города и подвизался, на Дивной горе, преподобный Симеон Столпник; память его совершается св. Церковию 24 мая/6 июня.
18 Ювеналий патриаршествовал с 420 по 458 г.

 

Свт. Димитрий Ростовский

Написать комментарий