Чего не достает «просвещенной» Европе

Чего не достает «просвещенной» Европе

Благодатный ум видит то, что не может видеть глаз; видит внутреннее под внешним, и видит сердце под платьем, и видит человека за лицедеем и Бога за человеком. То, что невидимо,— для зрелого, а то, что видимо,— для ребенка. Все глубины и высоты личности невидимы; и сердце, и суть, и смысл бытия всякого существа невидимы чувственным зрением и видимы внутренним, видимы Божественному зрению внутри нас: Божественное зрение — ум. Одним словом, телесное око видит лишь символы и образы, а ум видит дух и смысл. Для чего притчами говоришь им?— спросили ученики Господа, а Он ответил: Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Мф. 13,10-11). Их глаза открыты, а ум закрыт. Телесным зрением видят телесные предметы, внешность этих предметов — цвет, форму, но не могут видеть ни внутреннюю сущность, ни смысл, ни значение этих предметов...

Притчи — для детей. Символичность, образность природы — для детей. И это прекрасно и естественно. Прекрасно быть ребенком, и естественно для ребенка следовать за телесным оком и скользить взглядом по поверхности предметов. Бог любит детей. Когда Израиль был юн, Я любил его,— говорит Господь устами пророка (Ос. 11, 1). Но некрасиво, когда в детство впадает немолодой человек. Некрасиво и неестественно.

Запад впал в детство. В этом его уродство и его безумие. В эпоху христианства, когда Запад был православным, он и видел духом, и созерцал умом. Но чем дальше он удалялся от христианской истины и добродетели, тем его духовное зрение становилось все более близоруким, пока к XX веку не было потеряно вовсе. Сейчас у него остались лишь телесное око и чувственное зрение. Он вооружил свое телесное око многими совершенными приборами, чтобы острее и точнее видеть телесный мир, его формы и цвета... Что же касается духовного прозрения в сокровенную сущность предметов, в смысл и значение всей тварной вселенной вокруг нас, в этом западное человечество сейчас более близоруко, чем мусульманская Аравия, брахманитская Индия, буддистский Тибет и спиритический Китай. Воистину, никогда на протяжении двух тысячелетий Христос не терпел большего стыда, нежели стыд от того, что крещеные люди оказались более незрячими, чем некрещеные...

В том, в чем апостол Павел обличал крещеных галатов, в том же он обличил бы сегодня впавший в детство престарелый Запад. Вот что писал он галатам: О несмысленные галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотию? (Гал. 3, 1, 3). И Европа некогда начинала духом, а ныне оканчивает плотским зрением, плотским рассуждением, плотскими желаниями и плотскими завоеваниями. Как заколдованная! Вся ее жизнь в наше время движется в двух направлениях (измерениях): в ширину и в длину. Она знает только плоскость, то есть ширину и длину. Она не знает о глубине, и высоте. Потому борется она за землю, за горизонталь, за расширение. За горизонталь, только за горизонталь! Отсюда война за войной, ужас за ужасом. А ведь Господь сотворил человека не для того, чтобы он стал земным животным, но для того, чтобы он проникал умом в глубины тайн, а сердцем поднимался в Божественные высоты. Война за землю — война против Божественной нечеловеческой природы.

О горечь, горше полынной: сколько людей страдает, бедствует и приносится в жертву преходящему и обманчивому земному царству! Если бы сотая часть этих мук и жертв была принесена за Небесное Царство, война на земле стала бы смешной до слез. Христу две лепты едва дают, а храму демона Марса отдают все имение и собственных детей!

Пусть перекрестится Европа и обратится ко Христу. Пусть вспомнит Пресвятую Богородицу и двенадцать великих апостолов, и спадет короста с ее глаз. И снова станет прекрасной православная Христова Европа, какой она была тысячу лет назад. И будет счастлива она и мы с ней. И возрадуются плачущие европейские народы и воспоют с нами вечное славословие Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея!» Аминь.

Источник: Святитель Николай Сербский. "Сквозь тюремное окно". М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006г.,

Написать комментарий