ПАСТЫРЮ ДОРОГИ УСПЕХИ СТРАНЫ

ПАСТЫРЮ ДОРОГИ УСПЕХИ СТРАНЫ

Об отношениях между свт. Митрофаном Воронежским и царем Петром Великим
Святитель Митрофан находился в Москве в тяжелый 1682 год, когда 10-летний Петр I вступил на престол. В первые же дни царствования юного государя в Москве произошли бунты — стрелецкий и раскольничий, и от рук стрельцов погибло насильственной смертью несколько близких родственников царя. Тяжелый след пережитых ужасов на всю жизнь остался в душе государя в виде болезненной раздражительности и крайней суровости по отношению к тем, кого он считал за врагов своей власти, в ком видел нарушителя своей воли. В душе же святителя, тоже перенесшего много скорбей от происходивших в Москве смут, навсегда осталась любовь к гениальному царю, который уже в детском возрасте поражал своим умом и красотою.

До 1696 года отношения святителя-подвижника к молодому царю ничем не отличались от обычных отношений епархиального архиерея к государю. Но с этого времени обстоятельства меняются и сама жизнь сближает святителя с царем.

Желая открыть России доступ к Азовскому и Черному морям, Петр Великий начал войну с турками. Свт. Митрофан смотрел на войны православной России как на борьбу «против неприятелей Креста святаго». Он неуклонно возносил свои молитвы за государя с воинством по всей вверенной ему епархии.

Царь решил строить первый в России военно-морской флот в Воронеже. На это дело явилось в епархию св. Митрофана множество людей: и подневольно нанятых русских, и превозносящихся иностранцев, и иноверцев-еретиков (протестантов, лютеран, католиков), и множество людей алчных и порочных. В большей части паствы святителя создавались невыносимые условия жития и недовольство, особенно усиливавшееся, когда стали замечать близость царя с иноземцами. Созданный веками и внедрившийся в умы образ царя, как величавого и благочестивого хранителя преданий старины, неукоснительно соблюдавшего церковный устав, не мог примириться с образом царя-плотника, друга иноземцев, нередко пировавшего с ними, не соблюдая посты. Труды царя казались странными, непонятными.

В это трудное время свт. Митрофан и для царя-работника, и для простого народа явился помощником, который всеми зависящими от него средствами поддерживал государево дело и милосердствовал безприютной бедноте, поневоле собранной в Воронеже. Святитель оказывал помощь всем нуждающимся, и иноземцам, и не считал предосудительным пользоваться их знаниями. Но он сам чуждался иноземцев, когда они выступали противниками Православной Церкви и добрых нравов, как «враги Божии, ругатели церковные, злословящие нашу святую веру» и вносящие в среду православных «непотребные обычаи». Такому отчужденному отношению к еретикам и безкомпромисному стоянию в Православии святитель своим примером обучал и вверенную ему паству.

Характерен такой случай столкновения святителя с самим государем, в котором архипастырь Воронежский обнаружил величие духа, свойственное отцам церкви — Василию Великому, Амвросию Медиоланскому, Иоанну Златоустому и митрополиту Московскому Филиппу Колычеву, безбоязненно обличавшим царей, и показал, что души вверенной ему паствы дороже жизни, по завету великого Пастыреначальника, положившего душу Свою за овец Своих (Ин.10:15).

Царь приехал в 1700 (или 1699) году в Воронеж, пожелал видеть у себя св. Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили государю, который, не зная, почему св. Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец».

Разгневанный такими словами святителя, государь приказал передать ему: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу святитель отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Под вечер царь вдруг услышал благовест в большой соборный колокол; так как на другой день не было никакого праздника, то государь велел справиться у святителя о причине благовеста. «Понеже мне, — отвечал святой Митрофан, — от его величества сказана смерть, того ради я, яко человек грешный, должен пред смертью своею принести Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением и для сего я назначил быть всенощному бдению».

Узнавши об этом, царь рассмеялся и сейчас же велел сказать святителю, что «он его прощает, и для того перестал бы он тревожить народ необыкновенным звоном»; а потом царь приказал убрать и статуи.

Надо помнить, что Петр никогда не поступался своими нововведениями и если здесь уступил он, то это показывает, какое великое уважение он питал к Воронежскому святителю. На другой день святой Митрофан явился во дворец благодарить государя.


Последнее свидание святителя и государя было в феврале 1702 года, когда царь, пользуясь перерывом войны со шведами, прибыл для корабельных работ в Воронеж. Более не суждено было увидеться на земле великому святителю и великому государю за смертью св. Митрофана. Но и за гробом угодник Божий не прерывает общения с царем; молясь сам за его душу перед Престолом Господним, святой Митрофан желает, чтобы и почитающие его память молились об упокоении царя Петра I: «Если хочешь быть мне угодным, молись об упокоении души императора Петра Великого».

По материалам православных сайтов

Написать комментарий