ПОМНИТЬ ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ, ЧТОБЫ ЖИТЬ
Послание к коринфянам сщмч. Климента Римского
Глава 1
НЕ ДОЛЖНО ДУМАТЬ НИЗКО О ХРИСТЕ
И СПАСЕНИИ НАШЕМ, ИМ СОВЕРШЕННОМ
НЕ ДОЛЖНО ДУМАТЬ НИЗКО О ХРИСТЕ
И СПАСЕНИИ НАШЕМ, ИМ СОВЕРШЕННОМ
Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и Судье живых и мертвых (Ин.5:22,27; Деян.10:42;17,31; 2Тим.4:1), т.к. и о своем спасении мы не должны думать мало [как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном]; ибо если мы слушаем об этом, как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иисус Христос благоволил претерпеть за нас.
Глава 2
ЦЕРКОВЬ, ПРЕЖДЕ НЕПЛОДНАЯ,
СДЕЛАЛАСЬ ЧРЕЗ ПРИЗВАНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ ВЕСЬМА ПЛОДОНОСНОЮ
ЦЕРКОВЬ, ПРЕЖДЕ НЕПЛОДНАЯ,
СДЕЛАЛАСЬ ЧРЕЗ ПРИЗВАНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ ВЕСЬМА ПЛОДОНОСНОЮ
«Возвеселись неплодная, не рождающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа» (Ис.54:1; Гал.4:27). Слова: «громко взывай, не мучившаяся родами» означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога [т.е. иудейского народа].
Глава 3
БУДЕМ ИСПОВЕДЫВАТЬ ХРИСТА,
ИСПОЛНЯЯ ЗАПОВЕДИ ЕГО И ВСЕМ СЕРДЦЕМ ПОЧИТАЯ ЕГО
БУДЕМ ИСПОВЕДЫВАТЬ ХРИСТА,
ИСПОЛНЯЯ ЗАПОВЕДИ ЕГО И ВСЕМ СЕРДЦЕМ ПОЧИТАЯ ЕГО
Если же Он сделал нам такую милость, то в чем должно состоять наше ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим» (Мф.10:32). Но чем исповедаем Его? Тем, если исполняем слова Его, и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслию.
Глава 4
КТО ИСТИННО ИСПОВЕДУЕТ ХРИСТА?
КТО ИСТИННО ИСПОВЕДУЕТ ХРИСТА?
«Не всяк, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но делающие правду» [Мф.7:21]. Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимною любовию, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им: и не должно нам бояться людей более, нежели Бога.
Глава 5
БУДЕМ ПРЕЗИРАТЬ МiР
И СТРЕМИТЬСЯ К БЛАЖЕНСТВУ ДРУГОЙ ЖИЗНИ
БУДЕМ ПРЕЗИРАТЬ МiР
И СТРЕМИТЬСЯ К БЛАЖЕНСТВУ ДРУГОЙ ЖИЗНИ
Потому, братья, оставивши жительство мiра этого, будем исполнять волю призвавшего нас, и не убоимся выйти из мiра этого. Ибо Господь говорит: «будете как агнцы посреди волков» (Мф.10:16). И знайте, братья, что странствование плоти нашей в мiре этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего Царства и вечной жизни. Чем же можем мы достигнуть этого, если не жизнию благочестивою и праведною, мipские блага почитая чуждыми для себя и не желая их? Ибо, если мы желаем приобрести их, то отступаем от пути правого.
Глава 6
НАСТОЯЩИЙ ВЕК И БУДУЩИЙ — ДВА ВРАГА.
ПРЕЗРЕВШИ ПЕРВЫЙ, БУДЕМ ЛЮБИТЬ ПОСЛЕДНИЙ.
ИНАЧЕ НЕТ НАДЕЖДЫ СПАСЕНИЯ.
Господь говорит: «никакой раб не может служить двум господам» (Mф.6:24; Лк.16:13). Если мы хотим служить и Богу и мамоне, то это для нас безполезно. «Ибо что за польза, если бы кто целый мiр приобрел, душе же своей повредил» (Mф.16:26). Этот век проповедует прелюбодеяние, разврат, сребролюбие и обман, а будущий отрицается их. Следовательно, нам невозможно быть друзьями обоих, а должно этот век оставить и прилепиться к тому. Писание говорит, что, «если восстанут Ной и Иов и Даниил, то не спасут они детей своих, находящихся в плену» (Иез.14:20). Но если и эти праведники не могут своими правдами спасти детей своих, то какая надежда у нас войти в Царство Божие, если не соблюдем крещения в чистоте и непорочности? Или кто будет нашим ходатаем, если не найдут в нас дел благочестивых и праведных?
Глава 7
ДОЛЖНО ПОДВИЗАТЬСЯ НАМ, ЧТОБЫ БЫТЬ УВЕНЧАННЫМИ
ДОЛЖНО ПОДВИЗАТЬСЯ НАМ, ЧТОБЫ БЫТЬ УВЕНЧАННЫМИ
Итак, братья мои, будем подвизаться, зная, что век в борьбе и что на суетные даже подвиги приходят многие, но не все увенчиваются, а только те, которые много потрудились и славно подвизались. И если всем нельзя быть увенчанными, по крайней мере, будем близки к венцу.
Глава 8
ПОКА МЫ В ЭТОМ МiРЕ, ДОЛЖНЫ
КАЯТЬСЯ И ХРАНИТЬ ПЛОТЬ В ЧИСТОТЕ
ПОКА МЫ В ЭТОМ МiРЕ, ДОЛЖНЫ
КАЯТЬСЯ И ХРАНИТЬ ПЛОТЬ В ЧИСТОТЕ
Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мiре этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти; чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни. Ибо Господь говорит в Евангелии: «если вы не сохраните малого, кто вам даст великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет» [Лк.16:10-11]. Это значит: сохраните плоть в чистоте и печать без повреждения, чтобы получить жизнь вечную.
Глава 9
МЫ БУДЕМ СУДИМЫ ВО ПЛОТИ;
ИТАК ПРИГОТОВИМСЯ ВОВРЕМЯ
МЫ БУДЕМ СУДИМЫ ВО ПЛОТИ;
ИТАК ПРИГОТОВИМСЯ ВОВРЕМЯ
Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же.
Глава 10
ОСТАВИВШИ ПОРОК, БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ К ДОБРОДЕТЕЛИ,
И ОБЕЩАННЫЕ БЛАГА ПРЕДПОЧТЕМ МiРСКИМ УТЕХАМ
ОСТАВИВШИ ПОРОК, БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ К ДОБРОДЕТЕЛИ,
И ОБЕЩАННЫЕ БЛАГА ПРЕДПОЧТЕМ МiРСКИМ УТЕХАМ
Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир.
Глава 11
ВЕРУЯ В БОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЕТОВАНИЯ,
БУДЕМ СЛУЖИТЬ БОГУ, И БУДЕТ НАМ ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО
Итак, будем служить Богу сердцем чистым, и да будем праведны; если не будем служить, по неверию нашему в обетование Божие, то будем несчастны. Итак, братья мои, не будем сомневаться, но останемся тверды в надежде, чтобы получить воздаяние. Ибо верен Тот, Кто обещал воздать награды каждому по делам его.
Глава 12
БУДЕМ ПОСТОЯННО ОЖИДАТЬ ЦАРСТВА БОЖИЯ
БУДЕМ ПОСТОЯННО ОЖИДАТЬ ЦАРСТВА БОЖИЯ
Итак, будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия.
Глава 13
И да не будем человекоугодливыми, и да возжелаем угождать не только себе, но и внешним людям по справедливости, дабы Имя [Божие] не хулилось чрез нас.
Глава 14
Посему, братия, исполняя волю Отца нашего Бога, будем [чадами] Церкви.
Глава 15
Итак, пребудем в том, во что уверовали, праведными и преподобными, чтобы с дерзновением просить Бога, Который говорит: «Еще глаголющу ти, реку: се приидох» (Ис.58:9). Ибо речение это есть знамение великого обетования, так как Господь говорит, что Он дает охотнее, чем просящий [просит].
Глава 16
Благое дело — милостыня как покаяние в грехе. Пост — больше молитвы, но милостыня — выше и поста и молитвы: «любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8); молитва же от доброй совести избавляет от смерти. Блажен всякий обретающийся исполненным их, ибо милостыня становится облегчением от греха.
Глава 17
Если мы имеем заповеди отторгать от идолов и оглашать [язычников] и исполняем их, не должно ли тем более, чтобы не гибла душа, уже ведающая Бога? Итак, потщимся возвести и себя, и [всех] немощных ко благу, дабы все мы спаслись, обращая и вразумляя друг друга. И пусть окажемся мы верующими и внимающими наставляющим нас пресвитерам не только в настоящую минуту, но и когда вернемся домой — будем помнить заповеди Господа и не дадим увлечь себя мiрскими похотениями, но сближаясь теснее, потщимся преуспевать в заповедях Господних, чтобы все «тожде мудрствующии» (Рим.12:16; 2Кор.13:11) были собраны для жизни, ибо сказал Господь: «Гряду собрати народы и языки» (Ис.66:18).
Глава 18
Будем же и мы среди благодарящих, послуживших Богу, а не среди осуждаемых нечестивцев. И сам я, всегрешный, не избежавший еще искушения, но все еще пребывающий среди орудий дьявола, стараюсь достичь праведности, дабы возмочь хотя бы приблизиться к ней, трепеща будущего суда.
Глава 19
И не будем отвращаться и негодовать мы, немудрые, когда кто-нибудь станет вразумлять и обращать нас от неправды к праведности. Ибо мы, творя нечто лукавое, не ведаем [того] из-за двоедушия и неверия, присущего сердцам нашим, и «помрачились в разуме» (Еф.4:18) суетными похотениями. Блаженны покорные наставлениям этим: если мало времени и потерпят в мiре сем, соберут безсмертный плод воскресения.
Глава 20
Но да не смутит ум ваш то, что видим неправедных богатеющими, а рабов Божиих притесняемыми. Веруем, братия и сестры, что терпим искушение Бога живого и подвизаемся в жизни сей, дабы увенчанными быть в будущем. Никто из праведных не получил скорого плода, но ожидает его, потому что если бы Бог воздавал скоро награду праведным, то мы тотчас же возревновали бы о корысти, а не о богочестии; казались бы праведными, ища не благочестия, а выгоды.
Единому Богу невидимому (1Тим.1:17), Отцу истины, пославшему нам Спасителя и Начальника нетления, чрез Которого и явил нам истину и пренебесную жизнь, Ему слава во веки веков. Аминь.
(в сокращении)