ПОМНИТЬ ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ, ЧТОБЫ ЖИТЬ

ПОМНИТЬ ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ, ЧТОБЫ ЖИТЬ

Послание к коринфянам сщмч. Климента Римского

Глава 1
НЕ ДОЛЖНО ДУМАТЬ НИЗКО О ХРИСТЕ
И СПАСЕНИИ НАШЕМ, ИМ СОВЕРШЕННОМ


Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и Судье живых и мертвых (Ин.5:22,27; Деян.10:42;17,31; 2Тим.4:1), т.к. и о своем спасении мы не должны думать мало [как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном]; ибо если мы слушаем об этом, как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иисус Христос благоволил претерпеть за нас.


Глава 2
ЦЕРКОВЬ, ПРЕЖДЕ НЕПЛОДНАЯ,
СДЕЛАЛАСЬ ЧРЕЗ ПРИЗВАНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ ВЕСЬМА ПЛОДОНОСНОЮ


«Возвеселись неплодная, не рождающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа» (Ис.54:1; Гал.4:27). Слова: «громко взывай, не мучившаяся родами» означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога [т.е. иудейского народа].  


Глава 3
БУДЕМ ИСПОВЕДЫВАТЬ ХРИСТА,
ИСПОЛНЯЯ ЗАПОВЕДИ ЕГО И ВСЕМ СЕРДЦЕМ ПОЧИТАЯ ЕГО


Если же Он сделал нам такую милость, то в чем должно состоять наше ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим» (Мф.10:32). Но чем исповедаем Его? Тем, если исполняем слова Его, и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслию.

 
Глава 4
КТО ИСТИННО ИСПОВЕДУЕТ ХРИСТА?


«Не всяк, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но делающие правду» [Мф.7:21]. Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимною любовию, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им: и не должно нам бояться людей более, нежели Бога.


Глава 5
БУДЕМ ПРЕЗИРАТЬ МiР
И СТРЕМИТЬСЯ К БЛАЖЕНСТВУ ДРУГОЙ ЖИЗНИ


Потому, братья, оставивши жительство мiра этого, будем исполнять волю призвавшего нас, и не убоимся выйти из мiра этого. Ибо Господь говорит: «будете как агнцы посреди волков» (Мф.10:16). И знайте, братья, что странствование плоти нашей в мiре этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего Царства и вечной жизни. Чем же можем мы достигнуть этого, если не жизнию благочестивою и праведною, мipские блага почитая чуждыми для себя и не желая их? Ибо, если мы желаем приобрести их, то отступаем от пути правого.


Глава 6
НАСТОЯЩИЙ ВЕК И БУДУЩИЙ — ДВА ВРАГА.
ПРЕЗРЕВШИ ПЕРВЫЙ, БУДЕМ ЛЮБИТЬ ПОСЛЕДНИЙ.
ИНАЧЕ НЕТ НАДЕЖДЫ СПАСЕНИЯ.


Господь говорит: «никакой раб не может служить двум господам» (Mф.6:24; Лк.16:13). Если мы хотим служить и Богу и мамоне, то это для нас безполезно. «Ибо что за польза, если бы кто целый мiр приобрел, душе же своей повредил» (Mф.16:26). Этот век проповедует прелюбодеяние, разврат, сребролюбие и обман, а будущий отрицается их. Следовательно, нам невозможно быть друзьями обоих, а должно этот век оставить и прилепиться к тому. Писание говорит, что, «если восстанут Ной и Иов и Даниил, то не спасут они детей своих, находящихся в плену» (Иез.14:20). Но если и эти праведники не могут своими правдами спасти детей своих, то какая надежда у нас войти в Царство Божие, если не соблюдем крещения в чистоте и непорочности? Или кто будет нашим ходатаем, если не найдут в нас дел благочестивых и праведных?


Глава 7
ДОЛЖНО ПОДВИЗАТЬСЯ НАМ, ЧТОБЫ БЫТЬ УВЕНЧАННЫМИ


Итак, братья мои, будем подвизаться, зная, что век в борьбе и что на суетные даже подвиги приходят многие, но не все увенчиваются, а только те, которые много потрудились и славно подвизались. И если всем нельзя быть увенчанными, по крайней мере, будем близки к венцу.


Глава 8
ПОКА МЫ В ЭТОМ МiРЕ, ДОЛЖНЫ
КАЯТЬСЯ И ХРАНИТЬ ПЛОТЬ В ЧИСТОТЕ


Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мiре этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти; чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни. Ибо Господь говорит в Евангелии: «если вы не сохраните малого, кто вам даст великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет» [Лк.16:10-11]. Это значит: сохраните плоть в чистоте и печать без повреждения, чтобы получить жизнь вечную.


Глава 9
МЫ БУДЕМ СУДИМЫ ВО ПЛОТИ;
ИТАК ПРИГОТОВИМСЯ ВОВРЕМЯ


Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же.


Глава 10
ОСТАВИВШИ ПОРОК, БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ К ДОБРОДЕТЕЛИ,
И ОБЕЩАННЫЕ БЛАГА ПРЕДПОЧТЕМ МiРСКИМ УТЕХАМ


Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир.

 
Глава 11
ВЕРУЯ В БОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЕТОВАНИЯ,
БУДЕМ СЛУЖИТЬ БОГУ, И БУДЕТ НАМ ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО


Итак, будем служить Богу сердцем чистым, и да будем праведны; если не будем служить, по неверию нашему в обетование Божие, то будем несчастны. Итак, братья мои, не будем сомневаться, но останемся тверды в надежде, чтобы получить воздаяние. Ибо верен Тот, Кто обещал воздать награды каждому по делам его.
 

Глава 12
БУДЕМ ПОСТОЯННО ОЖИДАТЬ ЦАРСТВА БОЖИЯ


Итак, будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия.


Глава 13


И да не будем человекоугодливыми, и да возжелаем угождать не только себе, но и внешним людям по справедливости, дабы Имя [Божие] не хулилось чрез нас.


Глава 14


Посему, братия, исполняя волю Отца нашего Бога, будем [чадами] Церкви.


Глава 15


Итак, пребудем в том, во что уверовали, праведными и преподобными, чтобы с дерзновением просить Бога, Который говорит: «Еще глаголющу ти, реку: се приидох» (Ис.58:9). Ибо речение это есть знамение великого обетования, так как Господь говорит, что Он дает охотнее, чем просящий [просит].

 
Глава 16


Благое дело — милостыня как покаяние в грехе. Пост — больше молитвы, но милостыня — выше и поста и молитвы: «любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8); молитва же от доброй совести избавляет от смерти. Блажен всякий обретающийся исполненным их, ибо милостыня становится облегчением от греха.


Глава 17


Если мы имеем заповеди отторгать от идолов и оглашать [язычников] и исполняем их, не должно ли тем более, чтобы не гибла душа, уже ведающая Бога? Итак, потщимся возвести и себя, и [всех] немощных ко благу, дабы все мы спаслись, обращая и вразумляя друг друга. И пусть окажемся мы верующими и внимающими наставляющим нас пресвитерам не только в настоящую минуту, но и когда вернемся домой — будем помнить заповеди Господа и не дадим увлечь себя мiрскими похотениями, но сближаясь теснее, потщимся преуспевать в заповедях Господних, чтобы все «тожде мудрствующии» (Рим.12:16; 2Кор.13:11) были собраны для жизни, ибо сказал Господь: «Гряду собрати народы и языки» (Ис.66:18).

 
Глава 18


Будем же и мы среди благодарящих, послуживших Богу, а не среди осуждаемых нечестивцев. И сам я, всегрешный, не избежавший еще искушения, но все еще пребывающий среди орудий дьявола, стараюсь достичь праведности, дабы возмочь хотя бы приблизиться к ней, трепеща будущего суда.


Глава 19


И не будем отвращаться и негодовать мы, немудрые, когда кто-нибудь станет вразумлять и обращать нас от неправды к праведности. Ибо мы, творя нечто лукавое, не ведаем [того] из-за двоедушия и неверия, присущего сердцам нашим, и «помрачились в разуме» (Еф.4:18) суетными похотениями. Блаженны покорные наставлениям этим: если мало времени и потерпят в мiре сем, соберут безсмертный плод воскресения.
 

Глава 20


Но да не смутит ум ваш то, что видим неправедных богатеющими, а рабов Божиих притесняемыми. Веруем, братия и сестры, что терпим искушение Бога живого и подвизаемся в жизни сей, дабы увенчанными быть в будущем. Никто из праведных не получил скорого плода, но ожидает его, потому что если бы Бог воздавал скоро награду праведным, то мы тотчас же возревновали бы о корысти, а не о богочестии; казались бы праведными, ища не благочестия, а выгоды.


Единому Богу невидимому (1Тим.1:17), Отцу истины, пославшему нам Спасителя и Начальника нетления, чрез Которого и явил нам истину и пренебесную жизнь, Ему слава во веки веков. Аминь.

(в сокращении)

Написать комментарий