Причина наших страданий в том, что мы позабыли Бога

Причина наших страданий в том, что мы позабыли Бога

«Тогда же не тури возрыкають на поле Куликове на речке Непрядне, взопаша избиении от поганых князи великых и боляр сановных, князя Федора Романовича Белозерскаго и сына его князя Ивана, Микулу Васильевича, Федор Мемко, Иван Сано, Михаило Вренков, Иаков Ослебятин, Пересвет чернець и иная многая дружина». 

Краткая редакция «Задонщины» по кирилло-белозерскому списку 
(древнерусский текст)

СЛОВО НА ДМИТРИЕВСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ

Самое главное, что мы сегодня помянули наших усопших отец и братьев наших. Тех, кто не так давно был вместе с нами. Но пришло время, время, когда надо уходить из этого мира и давать жить другому поколению, другим людям. А  жизнь она продолжается - в наших  молитвах, в нашем живом обращении к Богу, и не только в родительские субботы. И это наш долг поминать. Каждый, (есть время) в воскресенье пришел, помолился, вспомнил наших отец и братьев наших. И как бы они были нам, кому-нибудь может быть ненавистны - важно то, что они нас учили правде Божьей; то, что они учили нас правде жизни, говорили правду жизни, предупреждали – не ходить, не делать, не совершать, а по жизни стоять ближе к Богу  чистой, хорошей, праведной жизнью, чтобы не вызывать  страдания, слезы, скорби, отчаяние.
    
Мы видим сегодня тех, кто нам много принес зла, сидящих в «Крестах» (название тюрьмы), в тюрьмах.  А ведь совершая преступления, что они не знали, что нас убивать не надо?  Нас не надо грабить, к нам не надо проявлять насилие. Бог есть, Бог видит и Бог наказывает. И когда мы получаем от них тюремные записки, романы тюремные, встает вопрос: «А что они думали, когда совершали преступления, лишив жизни близкого, русского человека, христианина, труженика, где-то что-то он закупил, где-то что-то у него было?  Зачем?» - «Ах,  я хочу». Ну, получи по полной программе. За это зло очень дорого придется платить, и платить не только тем, кто совершал, но и тому, кто поощрял. И кровь на них и на чадах их. Поэтому сегодня, поминая ваши записочки, видишь убиенного такого-то, убиенной такой-то, думаешь: «А за что? А почему он не дожил?». Если был в Чечне – значит одна причина. А если его подкараулили, присмотрели с этажа здания, исполняя чью-то волю, волю того, кто им заплатил, и они убили - страшно будет.
 
Именно поэтому сейчас, из-за того, что совершается кровавая битва, пир кровавый на русской земле, мы никак не можем подняться от этого зла к хорошей, ровной, спокойной, благочестивой, благородной, тихой жизни. Ведь не пойдешь домой вечером-то.  Ведь наши отпрыски-то стоят и караулят, накурившись, наколовшись, натанцевавшись «хали-гали». И всё это страшно. И как будто они не знают о том, что зло-то не надо творить, не надо через зло идти к благополучию, не надо исполнять прихоти своих страстей? Потому, что люди забыли Бога. Вот и получили. Поэтому, когда вы ко мне приходите: «Где моя дочь? Где мой зять? Где мой муженек?» – я не знаю, мне не дано понять. Я только думаю: «Куда-то пошел неправильно. Кто-то, злой разбойник его подкараулил. Может быть, и сам пошел, куда не надо, зачем не надо и для чего не надо».
 
Потому что всегда в жизни надо думать, отправляясь в далекий рейс или куда-то уходя, молиться, просить благословения, (как было всегда в русской жизни), домашних, родных, отца и матери, жены,  детей. А у нас этого нет. Пошёл: «Я поехал».  И всё. И это причина наших страданий, причина того, что, позабыв Бога, мы будем рвать глотку друг друга и пить кровь человеческую. И пусть за молитвой нашей сегодня  родительской субботы те, о ком я говорил - образумятся, а кто отошел,  насильственно оставил этот мир зла, насилия - пусть они радуются в Вечных Обителях Отца Небесного, а наш долг -  молиться, молиться и молиться, чтобы нас они сохранили от этого злого человеческого поползновения, от тех, кто хочет нас лишить жизни. Вечная память нашим поминаемым, а нам всем доброго здоровья!
 
Протоиерей Василий Ермаков
1 октября 2003 года 

* * *

Печально и жалко, братья, смотреть вокруг: 
лежат тела христианские, как стога сена в страду, 
а Дон-река три дня кровью текла. 
И сказал князь великий Дмитрий Иванович: 
"Посчитайте, братья, скольких воевод нет, 
скольких воинов нет?" 
И говорит Михайло Андреевич, московский боярин, 
князю Дмитрию Ивановичу: 
«Господин князь великий Дмитрий Иванович, 
нет среди нас сорока бояр московских, 
да двенадцати князей белозерских, 
да тридцати посадников новгородских, 
да двадцати бояр коломенских, 
да сорока бояр серпуховских, 
тридцати панов литовских, 
двадцати бояр переславских, 
да пятнадцати бояр костромских, 
да двадцати бояр владимирских, 
да пятидесяти бояр суздальских, 
да семидесяти бояр рязанских, 
да сорока бояр муромских, 
да тридцати бояр ростовских, 
да двадцати трех бояр дмитровских, 
да шестидесяти бояр можайских, 
да тридцати бояр звенигородских, 
да пятнадцати бояр углецких. 
А погибло нашей дружины 
сто пятьдесят тысяч и три тысячи. 
Слава тебе, господи боже наш, 
помиловал нас!» 

«Задонщина»
(перевод)

Написать комментарий