Старец Паисий
Святогорец.
- Геронда, часто люди
мирские говорят, что, имея все блага, они ощущают какую-то пустоту.
- Настоящая, чистая радость обретается близ Христа.
Соединившись с Ним в молитве, ты увидишь свою душу наполненной. Люди мира сего
ищут радость в наслаждениях. Некоторые духовные люди ищут радость в
богословских диспутах, беседах и тому подобном. Но когда их богословские
разговоры заканчиваются, они остаются с пустотой испрашивают себя, что им
делать дальше. Каким бы ни было то, чем они занимаются - греховным или
нейтральным, - результат одинаков. Пошли бы уж лучше тогда поспали, чтобы утром
пойти на работу со свежей головой.
Духовная радость не приходит к тому, кто исполняет мирские
похотения своего сердца. Такого человека посещает беспокойство. Духовные люди
чувствуют тревогу от мирской радости. Мирская радость не постоянна, не истинна.
Это временная, сиюминутная радость - радость вещественная, не духовная. Мирские
радости не "заряжают" человеческую душу, а лишь засоряют ее. Ощутив
духовную радость, мы не захотим радости вещественной. «Насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й» (Пс.16:15). Мирская
радость не восстанавливает, но отнимает силы духовного человека. Посади
человека духовного в мирские апартаменты - он там не отдохнет. Да и человек
мирской: ему будет лишь казаться, что он отдыхает, а на самом деле он будет
мучиться. Внешне будет радоваться, но внутреннего удовлетворения это ему не
принесёт и он будет страдать.
- Геронда, среди
мирских порядков дышать тесно!
- Людям тесно дышать, но ведь они и сами этой тесноты хотят!
Как лягушка - ведь она сама прыгает в пасть змеи. Змея подстерегает возле
водоема и, не отрываясь, смотрит на лягушку. Засмотревшись на змею и потеряв
над собой контроль, лягушка, как зачарованная, бежит с кваканьем в её пасть. Змея
отравляет ее ядом, чтобы она не сопротивлялась. Тут лягушка пищит, но даже если
прийти к ней на помощь и прогнать змею, лягушка все равно подохнет, будучи уже
отравленной.
- Геронда, почему люди
радуются мирским вещам?
- Нынешние люди не думают о вечности. Себялюбие помогает им
забыть о том, что они потеряют всё. Они не осознали еще глубочайшего смысла
жизни, не ощутили иных, небесных радостей. Сердце этих людей не устремляется
радостно к чему-то высшему. Например, ты даешь человеку тыкву. «Какая восхитительная
тыква!» - говорит он. Ты даешь ему ананас. «Ну и чешуя же у этих ананасов!» -
говорит он и выбрасывает ананас, потому что он никогда его не пробовал. Или
скажи кроту: «Как прекрасно солнце!» - он опять зароется в землю. Те, кого
удовлетворяет вещественный мир, подобны глупым птенцам, которые сидят в яйце
без шума, не пытаются пробить скорлупу, вылезти и порадоваться солнышку -
небесному полету в райскую жизнь, - но, сидя не шевелясь, умирают внутри яичной
скорлупы.