«Становиться на пастырский путь нужно с одной целью – послужить Богу»

«Становиться на пастырский путь нужно с одной целью – послужить Богу»

О православном священстве, мотивах к принятию сана, о душевных качествах, необходимых и присущих батюшкам, а также о трудностях в их служении и семейной жизни и проблемах стояния в истине рассуждает наш постоянный автор протоиерей Владислав Озеров.

– Отец Владислав, расскажите, пожалуйста, о себе. В какой семье Вы родились, как обрели веру? Ваше воцерковление произошло в детстве, попечением родителей или же стало итогом духовных поисков? И, наконец, что побудило Вас к принятию священного сана?

– Родился я в обычной советской рабочей семье. С одной стороны, родители мои не были верующими, они искренно разделяли идеи коммунизма, а отец даже состоял в партии. Но в то же время в доме чтились основные православные праздники, соблюдались многие традиции. Однако о религиозном воспитании, конечно, не было и речи.

Первое прикосновение благодати Божией, опыт, если можно так сказать, небесного озарения я пережил в школьные годы, в десятом классе, под влиянием книги Сенкевича «Камо грядеши». Это художественное произведение об апостольских временах. Там есть такой момент: апостол Петр со своим учеником вышли из Рима и за городом повстречали Христа. Петр опустился на колени и облобызал Его ноги, а ученик не видел Спасителя и удивился, почему его наставник упал на землю и целует придорожную пыль. После прочтения этого эпизода возникла мысль: а что если Христос действительно есть? Под впечатлением от такого «открытия» я несколько дней пребывал в каком-то трепетном, благодатном состоянии. Господь таким образом призывал к Себе, к духовной жизни, к покаянию. Ну, а потом, после армии, стали возникать серьезные вопросы – о смысле бытия, о душе, посмертной участи человека. Тогда, в начале 90-х, уже издавалась духовная литература. К сожалению, печаталось и много лжедуховных книг, по оккультизму, астрологии, и я какое-то время тоже этим интересовался. Но, в конце концов, милостью Божией, поиски истины привели меня в православный храм, увенчались принятием Таинства Крещения и воцерковлением.

Спустя какое-то время я стал размышлять о необходимости стать священником. Но думал, что такие мысли – просто искушение, и всячески их отгонял. В 90-е годы батюшек не хватало, и совесть подсказывала, что нужно послужить Богу и Церкви в священном сане. Однако у меня было много сомнений, страхов, колебаний перед рукоположением. Лишь после встречи и беседы со старцем, который категорично предупредил: «Если откажешься – погибнешь», я ощутил уверенность, что это действительно мой путь, что такова воля Божия.

– Есть ли, на Ваш взгляд, разница в пастырском служении у потомственных священников и тех, кто самостоятельно пробирался к Православию сквозь волчцы и тернии безбожного времени?

– Таким как я, безусловно, не хватает опыта. Но в то же время, обретая Бога через поиски, страдания и ошибки, порой весьма серьезные, мы пережили величайшую радость познания истины, когда ты был во тьме и увидел свет. Не знаю, случается ли что-то подобное в жизни людей, воспитанных в Православии. Наверное, это наш единственный плюс – такое духовное ликование, благодарность Богу и ревностное отношение к найденной с огромным трудом вере. А у потомственных батюшек, если их отец – богобоязненный пастырь, с детства перед глазами образ истинного служения, над ними простерт молитвенный покров живых и усопших благочестивых предков, поэтому им, однозначно, легче. Если на протяжении столетий их деды и прадеды стояли у престола, представляете, какой это очищенный молитвой, богоугодный род?!..

– Как Вы считаете, какой человек способен подъять нелегкое бремя священства и ради чего, с какими целями, стремлениями, намерениями это можно и нужно делать?

– Думаю, становиться на пастырский путь нужно с одной целью – послужить Богу и людям (ради Бога, конечно). Тогда любовь ко Господу будет проявляться у священника в любви к своей пастве, подражании Христу, пролившему Свою кровь ради нашего спасения. Исходя из личного опыта, могу сказать, что это очень непросто. Более того, наверное, именно непонимание всей сложности и ответственности пастырского служения и позволяло вступить в свое время таким молодым, как я, на этот путь. Верни меня сейчас лет на двадцать назад – я бы точно отказался от рукоположения, если бы, конечно, не имел того однозначного уверения от старца.

– А какими качествами священник должен обладать в первую очередь?

– Прежде всего, пастырю никак нельзя обойтись без веры и любви. Потом – смирение, кротость, мудрость, которые испрашиваются у Бога в молитве. Но главное все-таки – вера, потому что, если умный и образованный священник не стяжает искренней веры и любви к Богу, он превратится в фарисея – знатока-книжника с холодным сердцем и формальным подходом к служению.

В этом и состоит тяжесть нашего креста – ведь годами сохранять внутреннее сердечное горение очень сложно. Бывают в жизни полосы различных скорбей, неудач, апатии… Духовенству сейчас трудно соответствовать тому образу пастыря, который описан у Святых Отцов – свтт. Иоанна Златоуста, Игнатия (Брянчанинова), прав. Иоанна Кронштадтского и других. Пожалуй, лишь единицам в какой-то мере это удается. Нынешние священники несут на себе язвы и противоречия, накопившиеся не только в настоящем, но и в прошлом времени. Так, в 90-е годы действительно катастрофически не хватало духовных лиц, и часто рукополагались фактически не подготовленные люди. Но священник же должен быть примером для паствы; прежде чем приступать к ее окормлению, ему сначала надо победить все свои пороки, внутреннюю нечистоту и греховность. А мы принимали сан преисполненные страстей, с которыми до сих пор продолжаем бороться...

– Батюшка, но и сегодня, хотя в России уже нет такой острой потребности в священнослужителях, открыто много духовных учебных заведений, есть доступ к любой литературе, дело с рукоположениями обстоит не лучше…

– Говоря о подготовленности, я имел в виду не образование, а в первую очередь духовное состояние будущего пастыря – его веру, душевную чистоту и успехи в борьбе со страстями. Вспомните из житий святых – угодники Божии отказывались, всячески уклонялись от принятия сана и шли на это только под напором каких-то особенных жизненных обстоятельств. С каким смирением, сознанием собственного недостоинства, страхом такие люди – святые, очищенные от страстей – вступали на этот путь! Поэтому, безусловно, подготовленность заключается не в знаниях, хотя и они не будут лишними. Суть в том, что без веры, без внутреннего духовного огня, как я уже сказал, священник превращается в фарисея. И такой грамотный пастырь даже хуже необразованного, но глубоко верующего.

А что касается современного священства, к сожалению, можно привести немало фактов, когда на передний план выдвигаются мотивы материального характера, меркантильные интересы. Все-таки в мое время, при всех наших немощах и малоопытности, мы шли в Церковь не из корыстных побуждений. Всякое было – кто-то попал под запрет, кто-то не выдержал искушений, но мы принимали священство с искренним желанием поработать Богу. А сегодня в среде молодых батюшек и семинаристов особое внимание уделяется материальной стороне служения, и это очень настораживает. Раньше куда бы Владыка ни направил – за тридевять земель, в глушь, на новый приход, где все нужно начинать с нуля, – ехали, причем с радостью, с энтузиазмом. А теперь многие отказываются, если их ставят не туда, куда бы им хотелось, стараются найти место получше…

– Вы сказали о необходимых батюшкам качествах, а какие черты характера, привычки, взгляды, по Вашему мнению, для священнослужителей недопустимы?

– Наверное, все те же немощи и страсти, которые любому человеку мешают продвигаться по пути спасения. Сребролюбие… Понятно, что приходскому священнику, особенно если у него многодетная семья, приходится постоянно заботиться о своих близких. Но он не должен впадать в чрезмерное попечение о материальном, стяжательность, потому что она губит искреннее стремление послужить Господу. И, конечно же, тщеславие, гордость – бич современности. Из-за этих страстей теряется благодать Божия, без которой батюшка становится равнодушным требоисполнителем. Еще пьянство – увы, тоже в наши дни встречается нередко. Преданный этому пороку священник утрачивает не только дерзновение к Богу, но и свой авторитет среди людей. Т. е. для пастыря опасно все то, что отводит от него Божественную благодать. Как важно, например, вовремя подать нуждающемуся мудрый совет. Но только в том случае священническое слово принесет человеку духовную пользу, если оно будет исполнено благодати. А говоря от себя, можно ошибиться и порекомендовать что-то не совсем богоугодное и душеполезное.

И в этой связи хочу обратиться к читателям, нашим прихожанам. Понятно, что сегодня практически нет святых пастырей, их единицы, это всем известные старцы, которые от нас уходят. Поэтому прошу верующих снизойти к нашим немощам и молиться за нас. Жаль, что многие забывают, что Господь может даровать священнику мудрость не по его достоинству, а по вере вопрошающего. Когда Вам кажется, что батюшка в чем-то не прав, – помолитесь за него, чтобы Господь даровал ему духовный разум и исправление его ошибок, если они действительно есть, в поведении или во взглядах. Сейчас мы очень часто сталкиваемся с резким осуждением, неприятием. Да, если священник заблуждается, – можно с ним не соглашаться. Но это расхождение не должно рождать ожесточение, злобу. В отличие от католиков, в Православной Церкви никогда не утверждалось, что Предстоятели, архипастыри и пастыри безгрешны и не имеют права на ошибку. Существует масса примеров из церковной истории, когда и Патриархи, и иерархи, и священники бывали даже еретиками, колебавшими церковные устои (например, Арий, Несторий, Севир и проч.). Т. е. мы должны понимать, что и духовные лица – это простые смертные люди, которые могут в чем-то погрешать, иметь ложные взгляды, причем совершенно искренне. Мы с вами – члены одной Церкви, Тела Христова, поэтому нужно молиться друг за друга, чтобы Господь послал всем нам духовное вразумление.

– Батюшка, а есть ли у Вас какой-либо идеал православного пастыря, к которому Вы стремитесь?

– Конечно, хотелось бы приблизиться к той высоте, которую достиг святой праведный Иоанн Кронштадтский. Но в моем случае трудно в полной мере ориентироваться на пример его жития, потому что отец Иоанн, как мы знаем, жил в совершенном воздержании и целомудрии, не имел детей. Наверное, какого-то определенного образца у меня нет. Есть качества и черты, присущие разным батюшкам, которым хочется подражать. Так, у меня вызывают уважение труды одного настоящего, искреннего, ревностного миссионера, стараниями которого образовалось целое благочиние, хотя я не совсем согласен с его взглядами. Другой имеет талант строителя. Третий – любящий пастырь, внимательный, милостивый... А я, прослужив достаточно долгое время в священном сане, пришел к выводу, что сам ни в чем по-настоящему не преуспел. И это не слова ложного смирения, а реально осознаваемый мною факт: я не смог стать ни хорошим настоятелем, ни мудрым наставником, ни примерным мужем, ни заботливым отцом. Но, несмотря на все это, сохраняю надежду, что, может быть, Господь еще сподобит меня верой и правдой послужить Ему, чтобы обрести дерзновение пред Ним, душевное удовлетворение и прощение безчисленных грехов.

– Какие увлечения, занятия приемлемы для священника, а какие, на Ваш взгляд, несовместимы с ношением сана? Каким должен быть батюшка в быту, в общественной жизни, в общении вне храма, чтобы не подавать соблазна как «внешним», невоцерковленным, неправославным, так и верующим людям?

– К сожалению, в этом вопросе теория, если можно так сказать, очень сильно отличается у нас от практики. Во всяком случае у меня: и в быту, и в отношениях со своей семьей и в общении с людьми постоянно проявляются различные немощи. Враг никогда не оставляет верующего человека в покое, а тем более священника. Создаются такие ситуации, в которых обнаруживаются наши страсти: где-то впал в раздражение, вступил в спор, не смог совладать со своим характером. Вроде бы кажется, что это мелочи, но в действительности для окружающих они служат соблазном, поэтому нужно следить за собой, бдеть над своей душой, стараться жить внимательно.

А что касается увлечений, то вспомним, как сказано у апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор.6:12). Т. е. любое занятие, уводящее пастыря от главной цели его жизни, от служения Богу, и начинающее приобретать над ним некую власть, как страсть, однозначно для него неприемлемо, даже если и кажется безобидным. Кроме того, безусловно, недопустимо посещение таких мест, где культивируются человеческие страсти, присутствует явный грех: пьянство, мирское веселие, звучание сатанинской музыки и т. д.

Беседовала Анна Самсонова

Источник: газета «Православный Крест» №21 от 1 ноября 2014 года

Окончание следует

Написать комментарий