Судьба Царской Семьи и жизнь русского народа: в Москве проходит выставка картин Павла Рыженко

Судьба Царской Семьи и жизнь русского народа: в Москве проходит выставка картин Павла Рыженко

Этот год для России отмечен особым патриотическим подъемом нашего народа. Явно что-то изменилось... Наконец-то отовсюду зазвучало «русский» вместо «россиянин», волной прошли циклы передач, исторические фильмы, документальные и художественные, раскрывающие болезненные периоды нашей истории, по-новому призывающие взглянуть на эти события, на знаковых людей, в советское и перестроечное время либо оболганных, либо забытых. 

Против русского народа уже давно ведется идеологическая информационная война. Нас и особенно молодое поколение пытаются уверить в том, то мы молодая страна, нам всего 20 лет, у нас нет истории, нет ни Куликовского сражения, ни Невской битвы... 
Сейчас в Москве проходит 1-ая посмертная выставка картин народного художника Павла Рыженко «Империя в последней войне», которая отражает судьбу Императорской семьи и жизнь русского народа в 1914–1918 г. К сожалению, выставка проходит тихо, незаслуженно незаметно, без такой мощной и вообще какой-либо рекламы... 
Выставка же эта очень важная... Всего несколько работ, три зала, проходя сквозь которые, человек невольно вынужден обратиться внутрь себя и сделать выбор… 
Страна в преддверии войны посредством реформ была выведена на уровень небывалого экономического развития. Мощнейшая страна с мощнейшей армией. Америка, Западная Европа видели в нас угрозу…

Внутри страны была взращена сила, мешающая царю победить в этой войне. Предательство генералов, противостояние царю, искусственно созданный снарядный голод…Подготовить революционную ситуацию, уничтожить государя, уничтожить великую православную державу — вот цель тех событий.

Страна Николаю Второму досталась в тяжелом состоянии в смысле нравственности. Церковная реформа 17-го века, повлекшая за собой раскол общества, тяжелейшая трагедия русского народа, падение духовности. Во времена Петра Первого был издан указ об обязательном ежегодном причащении всех государственных служащих. Многие поняли это нововведение как то, что достаточно причащаться раз в год. В 19 в дошло до абсурда — в церквях выдавали справку: настоящим подтверждается, что данный гражданин прошёл обряд Причащения за такой-то год. 

Мы знаем, что все, что совершается по обязанности, теряет смысл. Это стало одной из основных причин отпадения большинства русских людей от Церкви. Приобщение к Чаше с Телом и Кровию Господа — Источника силы, веры и вдохновения на протяжении веков. Это никак не может быть навязано. Мы всегда жили этим прикосновением к Чаше, ужасом было отлучение от нее. Люди этого боялись, трепетали, потому что знали: когда ты не с Богом — ты слаб, немощен, безволен, отдан на растерзание диаволу. Это генетически передавалось русским народом из поколения в поколение.

В 1905 г. царь Николай отменил эту губительную практику обязательного причастия. И мы можем наблюдать, в какой духовной и нравственной яме была на тот период наша страна после трех веков этого целенаправленного, на мой взгляд, убиения веры в русском человеке: по воспоминаниям митр.Вениамина Федченкова, в церковь стало ходить всего 2–5 % военных и чиновников вместо былых 90 %! Вера оскудела, сердца людей...

И стоит сердцу человеческому и особенно русскому потерять связь с Богом, как тут же начинает рушиться все остальное. Почему белое движение опрокинулось, захлебнулось, потерпело крах? Русская армия на протяжении веков выступала под знаменами «За веру, царя и Отечество», защищала это удивительное триединство, тончайшую и сильнейшую связь трех составляющих, неделимых между собой. У белого движения уже не было этого девиза, не было духа, внутреннего стержня. Все белое движение было обречено. Вольнодумие, внутреннее опустошение сыграло свою роль. Иоанн Златоуст говорит, что вера — это добродетель благодарного сердца, сердце, лишенное благодарности, становится равнодушным. Государю же мало кто был благодарен, никто даже не оплакивал его уход; только Каппель, остатки Преображенского, Семеновского полков отправились на помощь к нему. Государь был убит. 
Словно земля ушла из-под ног, и не на что стало опереться…
Художнику хотелось, как он сам говорил, «разбудить генетическую память современников …». Генетический код остался в нас, мы не можем его изменить, нам нужен толчок к его пробуждению. Глубина его картин, их искренность помогут зрителю это сделать. 

На картинах Павла Рыженко полководцы, князья, императоры, простые монахи, святые Руси и опьяненные революцией солдаты. Рядом предательство, подвиг и поразительное одиночество… 
«Русский человек кардинально, даже физически отличается от других народов планеты, — говорил в одном из интервью Павел Рыженко. — Это мы теперь знаем, что русский человек бывает таким, как воины с поля Куликова, как гвардеец Преображенского полка в 1915 г. Но также он может быть животным, которое бессознательно режет других: своих же односельчан, убивает священника только за то, что тот носит крест. ..

А может оказаться таким, как Женя Родионов – мальчик, закончивший ПТУ в городе Подольске и сам себе сделавший крестик. Он и в храм-то ходил всего несколько раз в жизни, – а при этом стал мучеником за Христа.… 

Наша шкала слишком широка! В русском человеке заложен и Божественный дар, и тяга к самоистребленью. Как только он перестает чувствовать правду, проваливается в болото порока, то жить он не хочет, он превращается в скотину и сам себя уничтожает».
Павел писал свои картины не с целью обличить, он хотел, чтобы зритель сострадал, сопереживал, ведь человек слаб, надо найти причины его падения, найти оправдание ему, и постараться не повторять ошибок. Мы должны знать это, знать свою историю, знать, на что мы способны.

«Все лучшие качества русского человека, — писал Достоевский, – из Православия. Это главная идея, из нее все исходит. Русский народ – живое воплощение Православия. Он носит Христа в своем сердце, приняв в свою душу Его и суть Его учения. Христос является идеалом русского народа. Пусть не совсем наш народ грамотен в истинах веры, но сердцем своим он знает Христа». «Русский без Православия дрянь, а не человек». Достоевский предчувствовал надвигающуюся катастрофу.
Но мы должны жить в надежде, что Господь нас не оставит. Русь святая – это светлая земля, на ее территории столько храмов, обителей, каждый шаг русского человека как бы освящен присутствием Бога. Даже просто поставленный у дороги крест не дает путнику забыть о главном. 

Пейзаж «Валаамский крест» как раз говорит об этом. Незадолго до смерти Павел поставил у себя на участке крест, рядом лампадку. Он молился около него и говорил, что это маленький кусочек Святой Руси. Павел был очень чистым, очень доверчивым, светлым человеком, ребенком в душе. Очень ценил мир детства… и говорил, что человеку никогда не надо забывать, что он когда-то был ребенком. В детстве мы были чище, светлее, умели радоваться. Павел эту чистоту сердца пронес через всю свою жизнь, он очень боялся грязи, быть с черной, отданной на растерзание страстям, душой… 

К сожалению, выставка камерная, в основном приходят люди, уже знакомые с творчеством Павла, нет выхода на широкие массы и особенно молодежь. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей, подростков, школьников, детей увидели эти картины, узнали о тех событиях, которые на них изображены, особенно из уст Анастасии, так талантливо и духовно раскрывающей творчество своего мужа. История требует правильного осмысления, правильного понимания фактов, изложенных в современных учебниках порой довольно сухо, искаженно.
ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 15 октября — 16 ноября 2014

ПЛОЩАДКА: Выставочный зал РВИО, Лаврушинский пер., 17 стр. 1
ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ СМОГ ПОСЕТИТЬ ВЫСТАВКУ:
http://rusdozor.ru/2014/11/07/sluga-carya-pavel-ryzhenko-imperiya-v-poslednej-vojne/

Написать комментарий