Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(13-11-2014, 00:04)

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных

ЧАСТЬ ВТОРНовая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковныхАЯ: О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

ГЛАВА IV: ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ

Продолжение начало здесь


§ 16 НА КАНОНЕ ТРИ ЕКТЕНИИ

Во время канона Церковь положила три ектении, образуя этим, в честь Троицы, три статьи в каноне. Те же мысли и то же содержание, какое заключается в сих девяти песнях, находятся и у преподобного Иоанна Дамаскина и изображаются во всех его ирмосах и в канонах всех гласов, помещенных в Ирмологии.

Узнав содержание всякой песни, мы легко можем понять, почему Церковь опускает вторую песнь: «Вонми, небо, и возглаголю…» в течение всего года. В ней заключается не пение какое-нибудь к Богу, но обличение и угрозы развратным и непокорным иудеям. Посему Церковь и повелевает петь сию песнь в одно только время Четыредесятницы, в которое угрозами и печальными предсказаниями старается устрашить грешников, дабы через то возбудить их к покаянию. Причину сию полагает и Зонара: «Опускается же вторая песнь потому, что она не есть песнь Богу, но воззвание и угроза иудеям, изобличение их нечестия и предсказание казней, имеющих их постигнуть».

Посему, хотя и во всяком каноне, сообразно с девятеричным числом, заключается, кажется, и песней девять, но второй песни в числе их, кроме Четыредесятницы, нигде не находится. И это опущение не должно считать погрешностью, но сделано оно по вышеприведенной причине. Почему и в Ирмологии над сею второю песнию показано: «Подобает ведати, яко вторая песнь никогда же стихословится, токмо во единой Четыредесятнице».

НА ВОСЬМОЙ ПЕСНИ ВМЕСТО «СЛАВА…» ГОВОРИТСЯ «БЛАГОСЛОВИМ ОТЦА…» И ПРОЧ.

На конце всякой песни последний тропарь есть Богородичен, который полагается из особенного усердия к Пресвятой Богородице Деве и составляется соответственно содержанию, заключающемуся в тропарях.

На всякой песни, при втором от конца тропаре, полагается «Слава…», а при последнем, Богородичне – «И ныне...». Но на восьмой песни «Слава…» отлагается, а вместо того читается «Благословим Отца и Сына…» и проч. и в катавасии прибавляется «Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви...». Этим показывается, что три еврейских отрока первыми словами теми изобразили некогда Троицу, а вторыми прославили воплощение Христа Господа. Потом, после восьмой и перед девятой песнию, воспеваем Виновницу и Посредницу воплощения Христова, восклицая: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Святитель Симеон Солунский (в гл. 349) пишет: «Сладкопесненно и громогласно поется вся песнь святых трех отроков с „благословите" (седьмая и восьмая), через которую они словами „Благословим Отца и Сына и Святаго Духа…" в пещи прославили Троицу, а словами „Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви…" – воплощение Христово. Поелику все благое получили мы от Единого Бога Всесвятой Троицы и Слова, Единого от Троицы, Им мы воззваны от великого падения, восстали, озарены истинным Его светом и вознесены на Небеса: то тотчас, в девятой песни, воспеваем и Виновницу воплощения Слова, говоря: „Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим"».

Наконец, так как самое воплощение последовало в Новом Завете, то оно и возвещается не словами Ветхого, но словами Нового Завета и собственными словами Богоматери: «Величит душа Моя Господа…» и проч. Святитель Симеон (в гл. 310) пишет: «И в девятой песни, и пред нею, поется песнь Честнейшая всех, единой Всенепорочной, Пресвятой и Чистой Богородице и Преславной Марии, песнь пророческая и богословская, священная и святейшая из всех песней, ибо она изречена о неискусомужном Рождестве Ее, через которое Воплотившийся восприял нас по обещанию, данному Аврааму, как Нового Израиля».

ИРМОС

Ирмос происходит от глагола «ειρω»«связываю», «соединяю», и есть тропарь, соединяющий собою все прочие тропари той же песни.

Во время пения греки редко смотрят в нотные книги, даже мало их имеют; а потому для пения они твердо помнят только некоторые общие тропари, по примеру которых поют и прочие тропари, заключающие в себе равное число слогов. Поэтому над каждою песнию надписывают они или все, или только первоначальные слова тех общих тропарей, дабы означить, что по примеру их надобно петь и следующие за ними тропари. Такие тропари, надписываемые или всеми или одними только первоначальными словами, в канонах называются ирмосы, а в стихирах – подобны.

Это самое и утверждают писатели. Некто написал: «Ирмосом называется такой тропарь, который составлен известным образом и назначен для пения, и который, чтобы не было излишества, соединяется и соглашается, в числе речений, с прочими тропарями», т. е. чтобы ирмос был настоящим образцом и примером для прочих тропарей, которые должны составляться по образцу его. Святитель Марк Ефесский говорит: «Ирмосы называются так потому, что к ним приплетаются прочие тропари, так что из них образуется как бы одна цепь». Зонара в объяснении на воскресные каноны святого Дамаскина пишет: «Ирмос называется так потому, что показывает, в каком порядке и связи должны следовать другие тропари, и каким образом и напевом их должно петь».

Итак, название ирмос происходит от того, что он соединяет и привязывает к себе в пении последующие тропари, которые поются по образцу его: так как и всякий тропарь есть та самая песнь, которая обращается по образцу ирмоса или подобна, как сказано выше (о тропаре, в § 9). Посему нигде в канонах ирмос, а в стихирах подобен, не бывает обширнее тропарей своих, ни тропари обширнее ирмоса или подобна; но, как в поэтических стихах, последующие строфы всегда бывают сходны в числе стоп или слогов с первыми, так и тропари должны иметь столько же стоп или слогов, сколько их имеет ирмос или подобен. Ирмос и подобен тем различаются, что первый поется перед тропарями, а другой не поется никогда, но только указывает, как нужно петь тропари.

Что сказано об ирмосе и подобнах, то надо разуметь и о том, когда канонарх перед стихирами возглашает глас октоиха или минеи, говорит прокимен или поет «Да исправится…»; или когда один из стоящих на клиросе поет «Во Царствии Твоем…»; «Непорочнии в путь…», «Аллилуиа»; «Заповеди Твоя…»; «Помилуй раба Твоего…»; «Имя Твое…», «Аллилуиа» и проч., всем этим дается знать, что и следующие за сими словами стихи должно петь по тому же образцу. Посему эти речения, которые один говорит или поет, похожи отчасти на ирмосы или подобны. Об этом будет сказано отдельно в своем месте.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ) «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных».

Продолжение следует


Навстречу к Третьей мировойПодобно тому, как о приближении нового населенного пункта нас предупреждают дорожные указатели, так важнейшие события в стране и мире предупреждают о том, что Россия день за днем подходит все ближе к Третьей мировой войне. И вот одно из недавних событий, подтверждающих это предположение. Несмотря на протесты тысяч граждан, Госдума все-таки одобрила введение на территории субъектов Российской Федерации...

Неотправленное письмо пастырю-экуменистуЯ являюсь прихожанином храма, где на протяжении многих лет на наших глазах проходило Ваше служение. Наших бабушек и дедушек, как воин Христов, Вы утешали в скорби, молились о здравии, а перед смертью исповедовали и причащали, чем облегчали их загробную участь. На все Ваше служение я смотрел с умилением и любовью. К Вам сложилось особое расположение моего сердца, и иначе как любовью назвать его нельзя. Но на одной из Ваших проповедей...

Кто из нас собирается вакцинироваться?В начале августа министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко сообщил, что медицинские работники и учителя станут первыми, кто пройдет тесты на вирус и антитела и кому сделают прививки от коронавирусной инфекции. При этом он не уточнил, обязательна или добровольна такая вакцинация. Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев решил найти ответ на этот вопрос и обратился...

Иммунный паспорт – новая угрозаЧто это за паспорт? Кому и зачем он нужен? Ответ дал американский миллиардер Билл Гейтс еще 18 марта 2020 года. На конференции AMA (Ask Me Anything – «Спрашивайте все, что хотите») он рассказал, что для людей готовят несколько разновидностей цифровых сертификатов, которые будут показывать, кто прошел тестирование на COVID, кто недавно выздоровел, кто и когда провакцинировался.

Календарь

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Сентябрь 2020 (54)
Август 2020 (120)
Июль 2020 (143)
Июнь 2020 (130)
Май 2020 (132)
Апрель 2020 (149)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Чей ты, Христа или антихриста?Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, и соделаться естеством новым, при содействующей силе Святого Духа. Эти слова принадлежат преподобному Макарию Великому. Святой Отец утверждает, что от того обычного состояния, в котором мы рождены, нам, верующим людям, не просто можно, а должно (т.е. мы имеем такой долг перед Богом) измениться в состояние новое, божественное. Господь так устроил нашу жизнь, что ни тело, ни душа не живут, заимствуя силу жизни из себя, своим собственным естеством...

Неделя 14-я по ПятидесятницеПритча о званных на брачную вечерю царского сына побуждает нас опять говорить о своем призвании. Учась в духовной школе, мы чрез то самое уже призываемся к тому, что осуществить составляет главную задачу этой школы. А задача ее прежде всего в том, чтобы готовить к служению пастырскому. Прежде часто говорили воспитанникам духовной школы, что еще до вступления в нее они уже самым рождением и воспитанием в духовной семье призываются к служению пастырскому. И так действительно можно было говорить в то время, когда еще не было слишком резкого разделения между отцами и детьми, какое наблюдается в последнее время. Да и теперь еще как...

Слово в день Усекновения главы святого Иоанна ПредтечиПозорнейшим пятном в истории человечества был тот страшный день, в который под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Упала глава его, и была принесена на диавольский пир, и была отдана плясавшей девице, и она отнесла ее матери своей, ученице вселукавого диавола – Иродиаде. И наслаждался сам диавол зрелищем того, как эта его окаянная ученица со злобной усмешкой колола иглой язык отрубленной головы Предтечи... Но радость диавола была очень омрачена...

© Русь-Фронт
Православие в России