Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(13-11-2014, 00:04)

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных

ЧАСТЬ ВТОРНовая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковныхАЯ: О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

ГЛАВА IV: ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ

Продолжение начало здесь


§ 16 НА КАНОНЕ ТРИ ЕКТЕНИИ

Во время канона Церковь положила три ектении, образуя этим, в честь Троицы, три статьи в каноне. Те же мысли и то же содержание, какое заключается в сих девяти песнях, находятся и у преподобного Иоанна Дамаскина и изображаются во всех его ирмосах и в канонах всех гласов, помещенных в Ирмологии.

Узнав содержание всякой песни, мы легко можем понять, почему Церковь опускает вторую песнь: «Вонми, небо, и возглаголю…» в течение всего года. В ней заключается не пение какое-нибудь к Богу, но обличение и угрозы развратным и непокорным иудеям. Посему Церковь и повелевает петь сию песнь в одно только время Четыредесятницы, в которое угрозами и печальными предсказаниями старается устрашить грешников, дабы через то возбудить их к покаянию. Причину сию полагает и Зонара: «Опускается же вторая песнь потому, что она не есть песнь Богу, но воззвание и угроза иудеям, изобличение их нечестия и предсказание казней, имеющих их постигнуть».

Посему, хотя и во всяком каноне, сообразно с девятеричным числом, заключается, кажется, и песней девять, но второй песни в числе их, кроме Четыредесятницы, нигде не находится. И это опущение не должно считать погрешностью, но сделано оно по вышеприведенной причине. Почему и в Ирмологии над сею второю песнию показано: «Подобает ведати, яко вторая песнь никогда же стихословится, токмо во единой Четыредесятнице».

НА ВОСЬМОЙ ПЕСНИ ВМЕСТО «СЛАВА…» ГОВОРИТСЯ «БЛАГОСЛОВИМ ОТЦА…» И ПРОЧ.

На конце всякой песни последний тропарь есть Богородичен, который полагается из особенного усердия к Пресвятой Богородице Деве и составляется соответственно содержанию, заключающемуся в тропарях.

На всякой песни, при втором от конца тропаре, полагается «Слава…», а при последнем, Богородичне – «И ныне...». Но на восьмой песни «Слава…» отлагается, а вместо того читается «Благословим Отца и Сына…» и проч. и в катавасии прибавляется «Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви...». Этим показывается, что три еврейских отрока первыми словами теми изобразили некогда Троицу, а вторыми прославили воплощение Христа Господа. Потом, после восьмой и перед девятой песнию, воспеваем Виновницу и Посредницу воплощения Христова, восклицая: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Святитель Симеон Солунский (в гл. 349) пишет: «Сладкопесненно и громогласно поется вся песнь святых трех отроков с „благословите" (седьмая и восьмая), через которую они словами „Благословим Отца и Сына и Святаго Духа…" в пещи прославили Троицу, а словами „Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви…" – воплощение Христово. Поелику все благое получили мы от Единого Бога Всесвятой Троицы и Слова, Единого от Троицы, Им мы воззваны от великого падения, восстали, озарены истинным Его светом и вознесены на Небеса: то тотчас, в девятой песни, воспеваем и Виновницу воплощения Слова, говоря: „Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим"».

Наконец, так как самое воплощение последовало в Новом Завете, то оно и возвещается не словами Ветхого, но словами Нового Завета и собственными словами Богоматери: «Величит душа Моя Господа…» и проч. Святитель Симеон (в гл. 310) пишет: «И в девятой песни, и пред нею, поется песнь Честнейшая всех, единой Всенепорочной, Пресвятой и Чистой Богородице и Преславной Марии, песнь пророческая и богословская, священная и святейшая из всех песней, ибо она изречена о неискусомужном Рождестве Ее, через которое Воплотившийся восприял нас по обещанию, данному Аврааму, как Нового Израиля».

ИРМОС

Ирмос происходит от глагола «ειρω»«связываю», «соединяю», и есть тропарь, соединяющий собою все прочие тропари той же песни.

Во время пения греки редко смотрят в нотные книги, даже мало их имеют; а потому для пения они твердо помнят только некоторые общие тропари, по примеру которых поют и прочие тропари, заключающие в себе равное число слогов. Поэтому над каждою песнию надписывают они или все, или только первоначальные слова тех общих тропарей, дабы означить, что по примеру их надобно петь и следующие за ними тропари. Такие тропари, надписываемые или всеми или одними только первоначальными словами, в канонах называются ирмосы, а в стихирах – подобны.

Это самое и утверждают писатели. Некто написал: «Ирмосом называется такой тропарь, который составлен известным образом и назначен для пения, и который, чтобы не было излишества, соединяется и соглашается, в числе речений, с прочими тропарями», т. е. чтобы ирмос был настоящим образцом и примером для прочих тропарей, которые должны составляться по образцу его. Святитель Марк Ефесский говорит: «Ирмосы называются так потому, что к ним приплетаются прочие тропари, так что из них образуется как бы одна цепь». Зонара в объяснении на воскресные каноны святого Дамаскина пишет: «Ирмос называется так потому, что показывает, в каком порядке и связи должны следовать другие тропари, и каким образом и напевом их должно петь».

Итак, название ирмос происходит от того, что он соединяет и привязывает к себе в пении последующие тропари, которые поются по образцу его: так как и всякий тропарь есть та самая песнь, которая обращается по образцу ирмоса или подобна, как сказано выше (о тропаре, в § 9). Посему нигде в канонах ирмос, а в стихирах подобен, не бывает обширнее тропарей своих, ни тропари обширнее ирмоса или подобна; но, как в поэтических стихах, последующие строфы всегда бывают сходны в числе стоп или слогов с первыми, так и тропари должны иметь столько же стоп или слогов, сколько их имеет ирмос или подобен. Ирмос и подобен тем различаются, что первый поется перед тропарями, а другой не поется никогда, но только указывает, как нужно петь тропари.

Что сказано об ирмосе и подобнах, то надо разуметь и о том, когда канонарх перед стихирами возглашает глас октоиха или минеи, говорит прокимен или поет «Да исправится…»; или когда один из стоящих на клиросе поет «Во Царствии Твоем…»; «Непорочнии в путь…», «Аллилуиа»; «Заповеди Твоя…»; «Помилуй раба Твоего…»; «Имя Твое…», «Аллилуиа» и проч., всем этим дается знать, что и следующие за сими словами стихи должно петь по тому же образцу. Посему эти речения, которые один говорит или поет, похожи отчасти на ирмосы или подобны. Об этом будет сказано отдельно в своем месте.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ) «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных».

Продолжение следует


Религия и национальная безопасность в современной России: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Союза "Христианское Возрождение” и Движения "СНМП” В.Н.Осипова на круглом столе "Религия и национальная безопасность в современной России”. г.Москва, 27 марта 2016 года от Р.Х.

Ураган лжи в 100-летие антирусской революции: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” В.Н.Осипова на конференции "Ураган лжи в 100-летие антирусской революции”, которая состоялась в 29 июля 2017 года в городе Москве.

Духовная агрессия апостасии: доклад В.Н. ОсиповаДорогие отцы, братья и сестры! Предлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” Осипова В.Н. на конференции "Духовная агрессия апостасии”, которая состоялась 27 января 2018 г. от Р.Х. в г. Москва.

9-й день со дня кончины Владимира Николаевича Осипова20 октября 2020 года скончался Владимир Николаевич Осипов - историк, публицист, общественный деятель, бессменный глава Союза "Христианское Возрождение", сопредседатель Союза Православных Братств, член Главного совета Союза Русского Народа, член Президиума Российского общенародного союза. Умер на следующий день после госпитализации в реанимацию ГКБ № 33 г. Москвы. 

Календарь

«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Март 2021 (1)
Ноябрь 2020 (5)
Октябрь 2020 (59)
Сентябрь 2020 (106)
Август 2020 (120)
Июль 2020 (143)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Памяти Владимира Николаевича ОсиповаВладимир Николаевич Осипов родился 9 августа 1938 года в г. Сланцы Ленинградской области в семье школьных учителей. В 1944 году в эвакуации принял Святое Крещение в храме г. Пугачев Саратовской области. В 1955-1959 годах учился на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, где познакомился со студентом Анатолием Ивановым. После ареста А.М. Иванова органами КГБ за политические высказывания В.Н. Осипов публично выступил перед студентами в его защиту и был исключен из университета. Заканчивал образование на заочном отделении исторического факультета Московского педагогического института. 

Россия над пропастью Нового мирового порядка: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” Владимира Николаевича Осипова на конференции "Россия над пропастью Нового мирового порядка”, которая состоялась в Москве 10 сентября 2016 г. от Р.Х. Доклад этот, произнесенный более 4 лет назад, до сих пор не потерял своей актуальности, как и большинство выступлений почившего Владимира Николаевича, русского патриота, преданного России всей душой, болеющего за свое родное Отечество - Русь Православную! 

Вероотступничество – главная угроза безопасности России: доклад В.Н. ОсиповаДорогие читатели! В память о почившем Владимире Николаевиче Осипове предлагаем Вашему вниманию его доклад на конференции "Вероотступничество – главная угроза безопасности России”, которая состоялась в Москве 16 января 2016 г. Вероотступничество - главная беда нашего времени, охватывающая и мирян, и монашествующих, и духовенство. Вероотступничество есть отвращение своего сердца от Бога, уклонение с пути праведности, уклонение от Евангелия... Слово Владимира Николаевича подтверждает эти вероучительные истины и заставляет нас задуматься...

© Русь-Фронт
Православие в России