Письменные наставления священномученика Серафима (Чичагова) о терпении и смирении
Надобно всегда терпеть и
все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью.
Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе
явитися в нас (Рим.8:18).
В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому
Господу открывай тогда свое сердце.
Кто унижает или отнимает твою честь, всеми мерами старайся
простить ему, по словам Евангелия: от
взимающего твоя, не истязуй (Лк.6:30).
Когда люди поносят нас, то мы должны считать себя
недостойными похвалы, представляя, что ежели бы мы были достойны, то все
кланялись бы нам.
Мы всегда и перед всеми должны уничижать себя, следуя учению
св. Исаака Сирина: «Уничижи себе, и узришь славу Божию в себе» (Слово 57).
Итак, возлюбим смирение, узрим славу Божию: идеже бо
истекает смирение, тамо слава Божия источается.
Несущу свету, вся мрачна: так и без смирения ничего нет в
человеке, как только одна тьма.
Как воск, не разогретый и не размягченный, не может принять
налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не
может принять на себя печати добродетели Божией. Когда диавол оставил Господа,
тогда приступили Ангелы и служили Ему (Мф.4:11). Так, если во время искушений
несколько отходят от нас Ангелы Божий, то не далеко, и скоро приступают и
служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением. Душа,
потрудившись, стяжавает и прочия совершенства. Почему св. пр. Исайя говорит: Терпящий Господа изменят крепость,
окрылатеют, аки орли, потекут, и не утрудятся, пойдут, и не взалчут (Ис.40:31).
Так терпел и кротчайший Давид: ибо когда Семей поносил его и
метал на него камни, говоря: изыди, мужу
беззаконный, — он не сердился; и когда Авесса, вознегодовав на сие, сказал
ему: почто проклинает пес умерший сей
Господина моего Царя? — он запретил ему, говоря: оставите его, и тако да проклинает мя, ибо Господь увидит и воздаст мне
благое (2Цар.16:7-12). Почему после и воспел: терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою (Пс.39:2).
Сосуды скудельничи
искушает пещь: и искушение человеческое в помышлениях его (Сир.27:5). Но горе вам, погубльшим терпение! И что
сотворите, егда посетит Господь? (2:14).
Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет безпорядочно,
наказывает его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом,
тогда утешает, — так поступает с нами и благий Господь и Отец наш, употребляя
все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И
потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить
Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем
неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезы в пустыне, говорили,
что Христос воистину есть Пророк, хотели взять Его и сделать царем; а когда Он
сказал им: делайте не брашно гиблющее, но
брашно, пребывающее в живот вечный, тогда говорили Ему: кое убо Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша
манну в пустыни (Ин.6:31).- Прямо на таких падает слово: исповестся Тебе, егда благо сотвориши ему—
и таковый даже до века не узрит света(Пс.48:19-20).
Посему апостол Иаков учит нас: всяку радость имейте, братия
моя, егда во искушения впадаете различна, видяще, яко искушение вашея веры
соделывает терпение; терпение же дело совершенно да иматъ, и прибавляет: блажен муж, иже претерпит искушение: зане
искусен быв приимет венец жизни (Иак.1:2-4,12).
Митрополит Серафим
(Чичагов) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»