Митрополит Иоанн (Снычев): В чем суть православия?

Митрополит Иоанн (Снычев): В чем суть православия?

Православие – это основа жизни человека, основа вечного спасения. Если человек не будет сохранять Православие, то спасение его будет поставлено под сомнение. В чем суть православия? Само словосочетание «правильно славить» означает, что нужно верно прославлять бога – прославлять, конечно же, не устами и не умозрением, а жизнью своей, прежде всего такой жизнью, которую заповедал нам Спаситель мира. Для того чтобы жить в духе Христовом, необходимо соблюдать всецело его учение. Спаситель мира говорил ученикам Своим: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот основа для прославления Господа, для того, чтобы достигнуть вечного спасения.

 
Итак, православное учение впитывает в себя или , вернее, содержит в себе полноту учения  Христова, которое касается и догматического учения, и жизни во Христе. А основная жизнь во Христе основывается исключительно на кротости, смирении и любви. Господь, возвещая людям глаголы вечной жизни, говорил: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные , и я упокою вас».  Но при этом необходимо, чтобы человек взял иго Христово. «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим». Это одно положение.
 
С другой стороны, Господь сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Так и я подтверждаю, что на этих заповедях основываются весь закон и пророки». Таким образом, необходимо соблюдать вечное учение Христа Спасителя и, главное, воплощать его в жизни. Воплощать делом, как и говорил нам апостол Иоанн Богослов, завещая любить Бога не словом, а делом. Дело – это прежде всего. Как сказано у апостола Иокова,  «вера без дел мертва». Поэтому, соблюдая догматические истины, необходимо  чтобы они воплотились в жизни.
 
На примерах христиан и первых, и последующих веков мы видим, как они по-настоящему старались выполнить эту заповедь Христову. Сохраняли они и догматическое учение. И так шло правильное развитие их христианской жизни. Но наступили времена, когда в это учение – и догматическое , и жизненное, практическое – стали внедряться неправильности и искажения. В ограждение от них  и для продолжения спасения человека Господь, совершивший искупление человеческого рода, основал Церковь Свою святую, о которой сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». В эту Церковь Господь влил все необходимое для жизни во Христе и здесь, и в будущем веке. Поэтому всем членам Церкви, которые вошли в неее через веру, через покаяние, через крещение, нужно было твердо соблюдать все заповеданное Христом.

Они должны были соблюдать все это в жизни своей, чтобы пребывать в недрах церковных и получать оживотворение своего духовного организма. Естественно, со временем отдельные члены Церкви стали вносить искажения в учение Христово. Поэтому Церковь, как столп и утверждение истины, отсекала от себя, вытесняла совершенно и эти искажения, и лиц, которые уча неправо, не приносили покаяния и не исправлялись. Так появились еретические и сектантские общества. Окончательно православие как таковое утвердилось приблизительно в четвертом веке, когда Церкви была предоставлена свобода и она вышла из катакомб на поверхность земли. Стали строиться христианские храмы, и верующие стали свободно исповедовать свое учение. Но враг не спал и не дремал. Со временем он опять нашел лиц, которые восприняли его, то есть диавольское мышление, и таким образом появились так называемые ереси, первой из которых стало арианство.

Я скажу откровенно: православие – это неискаженное Христово учение, вот поэтому это учение и нужно сохранять.

 
Православие является основой жизни и для личного спасения, и для семейного созидания, и для общественной жизни, и для созидания государства. Это особенно наглядно, когда наша Русь приняла святое крещение в дни великого князя Владимира Киевского, в 988-м году. Ведь прежде чем  на Руси утвердилась вера христианская, к Владимиру приходили разные проповедники, которые предлагали каждый свое учение. Приходили католики, приходили магометане, приходили иудеи, а, возможно, и другие лица, исповедующие какие-то иные, восточные религии. Но святой благоверный князь Владимир разумно подошел к выбору веры. Он рассуждал не с точки зрения политической, а с точки зрения истины, которая бы давала человеку и личное удовлетворение , и в тоже время созидательную силу для утверждения семьи, общества и государства. И вот Владимир, благодатью Божией, воспринял православие от Греческой Православной Церкви.

Таким образом православие легло в основу жизни русского человека. И надо сказать, что здесь действовал особый Просмысл Божий. Потому что к тому времени другие народы стали в какой-то степени ослабевать и допускать нерадение о чистоте православия. Поэтому Господь избрал для хранения правой веры русского человека, или русь Святую, как особо богоизбранный народ, могущий впитать в свое сердце, в свою душу духовность, с помощью которой Церковь Воспитывала человека в святости. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из жизни Русского государства.

 
С самого начала принятия христианства из недр того же общества, которое некогда поклонялось идолам, появились люди святые, подвижники благочестия. Русь явила преподобного Антония Великого, Киево-Печерского подвижника, который своей жизнью – жизнью монашеской, а лучше сказать, настоящей христианской жизнью – показал величайший пример жизни во Христе. Имея внутри себя одухотворение, он этой духовностью привлек к себе многих соотечественников, которые тоже возжелали, возымели внутреннюю жажду стать духовными людьми. Они шли к Антонию, и преподобный принимал их. Пришел к нему Феодосий (будущий преподобный), пришли и другие. Даже князья приходили в его обитель, где совершенствовались духовно.  
 
И по мере возрастания Руссой Церкви увеличивалось подвижничество, увеличивалась и духовность русского народа. И православная вера, воспринятая князем Владимиром, стала постепенно, но убежденно и твердо привлекатьк святости весь русский народ. Христианство стало распространяться и на север, и на юг, и затем на восток… И что характерно: когда Русь подпала под татаро-монгольское иго, тогда очень большую роль сыграла, несомненно, Русская Православная Церковь и ее подвижники. В частности, великий подвижник Русской Земли преподобный Сергий Радонежский. Это была особая личность, избранная непосредственно Самим  Богом.

Сергий Радонежский родился от благочестивых родителей Кирилла и Марии, которых Святая Церковь тоже причислила к лику святых. Нужен был Руси такой человек. Для чего? Для того, чтобы возродить в недрах русского общества подвижников благочестия и сохранить Русь. Для того, чтобы возродить в недрах русского общества подвижников благочестия и сохранить Русь. Для того, чтобы русские люди не расстворились в магометанстве и не исчезли окончательно. Таким образом, Русская Православная Церковь была великой созидательной силой, которая объединяла разрозненные и враждовавшие между собою княжества и, объединив, привела к созданию великого Русского государства. Это государство постепенно набирало свою мощь и противостояло нападкам врагов и иноплеменников, идущих как с запада, так и с востока. Затем оно начало распространяться на восток – через иноческое подвижничество, через освободительные войны, которые освобождали русский народ от парабощения, скажем, теми же волжскими татарами…

 
Конечно же, главным образом вера в святость утверждалась посредством поселения на новых землях подвижников благочестия, которые основывали монастыри и сами готовились и готовили к великому деланию иноков. В свою очередь,  те потом также переходили в другие места, где создавали новые обители. Если посмотреть на карту, то мы увидим, что монастыри фактически окружили всю Русь как бы некой духовной оградой. Ну а поскольку монастырская жизнь была очень высокой, постольку люди, соприкасаясь с иноками, показывавшими им  великий пример жизни во Христе, сами получали и духовное удовлетворение, и силу, помогающую им бороться со скорбями и невзгодами в миру. Русь, окруженная святостью, впитывала в себя эту святость.

Мы видим, какое большое значение имела для русских людей Оптина пустынь, старцы оптинские, начиная от старцев Льва и Леонида и заканчивая последними старцами, в том числе Амвросием, которого  Русская Церковь причислила к лику святых. Да, это была обитель, которая впитала в себя древний монашеский дух. Это породило старчество, которое давало возможность людям получать духовные советы и исцеление своим душам. Мы должны отметить, что к этим старцам приходили не только простые крестьяне, приходили и люди образованные, знатные, приходили и писатели, и богословы и философы…

 

И кажущиеся на вид простые, малообразованные иноки,которые по-нашему мирскому понятию не были учеными людьми (хотя некоторые из них учились в семинарии, а иные, как Амвросий, даже в академии) проникали в самую суть – в сердце и ум приходящих к ним. Ибо недостаток мирского знания восполнялся в них большим, то есть духовным знанием. Они знали психологию человека, точнее, психологию самого греха и потому могли давать необходимые советы, которыми врачевалась душа человека.

Даже в предреволюционное время православие явило много подвижников благочестия, среди ккоторых особо сияет на Божественном небосводе великий подвижник нашей русской земли святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. В те годы православие подготовило людей, я бы сказал, к испытанию, которое уже великой волной надвигалось на саму Православную церковь. Оно возродило или восстановило патриаршество. И, наконец, оно, вошедши в сердца людей, добавило им крепости и мужества противостоять нравственно и морально тем диавольским силам, которые ворвались на нашу землю с момента октябрьской революции 1917 года.

 
Когда началось испытание, причем испытание очень тяжелое и для народа, и для Русской Православной Церкви, православие, помимо прочего, предохранило людей от многих заблуждений. В те дни смуты появилось много желающих расколоть Церковь. В ее недрах появился, например, обновленческий раскол, сторонники которого пытылись низвергнуть все православие вообще, исказить его и низвести Божественную сущность до разряда мирского обычая. Характерно, что обновленцы считали коммунистическую мораль чуть ли не выше морали христианской. При этом они находились под  непосредственным покровом атеистического государства, поэтому бороться с обновленчеством было очень трудно. Трудно не идеологически, потому что православие способно противостоять любому движению своей верой.
 
Дело в том, что обновленцы применяли чисто физические силы, поэтому борцы за чистоту православия, борцы против обновленчества обычно оканчивали свою деятельность в лагерях, будучи обвиненными в контрреволюции. В частности, в Соловецких лагерях и других, сибирских. Тогда, конечно, много погибло людей<…>

В те дни отдельные лица – епископы, священники, монахи и миряне,  - не выдержав испытаний, эмигрировали на запад, но большинство православных людей , оставшихся на Руси, оказались в очень сложных – диавольских, я бы сказал, - обстоятельствах. Русская Православная Церковь в Отечестве выполняла особую миссию – среди безпросветной мглы она не позволяла людям окончательно пасть духом. Православие объединяло людей, придавало им сил. И если многие сосланные  епископы, священники, монашествующие и миряне погибали в лагерях, то оставшийся на свободе православный народ, имеющий внутри себя твердую веру, не давал угаснуть православию и сохранил его до того момента, когда по воле Божией, Промыслом Его угасавший огонек вновь принял вид пламени и на поверхности земли снова появились храмы.

 

Храмы стали открываться со времени Великой Отечественной войны, с 1943 года, когда было вновь восстановлено Патриаршество и государственная власть пришла к мысли, что необходимо дать людям возможность излить свои горечи в молитве. Действительно, люди тысячами шли дорогою, ведущей в храм и получали душевное утешение. Появились подвижники, которые были способны приводить людей к святости.

Лично я тоже был приобщен к вере  в зти годы. Тогда я встретился с простыми инокинями, которые в свое время жили в монастыре, но потом были изгнаны из обители. Среди них была инокиня по имени Феврония. Это была высокая подвижница, простая, смиренная, не имеющая ни толики, ни капли гордости. От нее исходил благодатный дух, который коснулся и моего сердца и ума. Ну, а затем мою веру укрепляло общение с епископом Мануилом, который в то время был назначен в город Чкалов<…>

 
Итак, православие вновь сообщило и мирянам,  и священникам, и епископам свою благодатную силу, и люди, приобщившись к этой силе, жили по-христиански, объединялись между собою и исполняли дела милосердия, дела любви. После войны наступили иные испытания, когда враг подошел совершенно с другой стороны. Если раньше, начиная с 17-го года и в последующие годы, до 37-го, власти предпринимали физическое уничтожение, то впоследствии они стали применять моральное давление.
 
Тогда Церковь вроде бы была свободна, и закон говорил о свободе совести, о свободе отправления религиозных обязанностей, но тем не менее тайные предписания особых государственных органов, назовем их словом КГБ, предполагали множественные ограничения. Эти органы везде и всюду расставляли своих людей, которые говорили: «Этого делать нельзя, милосердие – нельзя, давать людям милостыню – нельзя, служить людям – нельзя, все нельзя!» нельзя было посещать больницы, тюрьмы, нельзя было заниматься благотворительностью, нельзя было даже приводить младенцев и отроков в храм и без ведома родителей причащать их <…>
 

Невозможно было помочь бедному  храму материально  - ни денежными средствами, ни стройматериалами.  Запрещалось говорить в проповедях о том, что в советском обществе есть много отрицательного, что есть и пьяницы, и блудники, и прелюбодеи, есть и прочие пороки. Нельзя было говорить, нельзя было издавать духовную литературу, все было нельзя! Это было скрытое, как бы моральное нападение на православие – и внутренне, и внешне.


Приведу пример не из столь далекого времени. Когда в Димитровграде (он тогда назывался Мелекесс) стали строить храм и уже практически построили его, вдруг выяснили, что в проекте не указан купол. А между тем купол возвели, и даже не купол, а барабан из цемента высшего качества. Узнал уполномоченный, что произошло такое нарушение, и приказал уничтожить барабан. «Как хотите, - говорит. – Если не разорите, то дальше вам строить нельзя». Я доказываю уполномоченному, что нельзя этого делать, что это будет просто позором… «А мне, -  говорит, -  плевать кто как будет смотреть . Разоряйте и все». Я говорю сделан то барабан крепко. «Ну и что же? – отвечает.  – Подгоните танк и бахните в него снарядом, чтобы все разлетелось». Видите, как поступали. Вот такое было моральное давление со стороны власть имущих.

Но православие выстояло  и среди этих трудностей, оно и теперь, до сего времени, стоит и утверждает людей в вере. Сейчас Русской Православной Церкви, да и вообще всякому религиозному обществу, предоставлена свобода действий. Это доброе деяние. Церковь вышла, чтобы помочь обществу духовно  и нравственно возродиться. Но, представьте себе, и на этом пути вновь начались препятствия! Причем очень тонкие, изощренные препятствия.

 
Церковь, которая располагала большими материальными средствами и капиталом, могла бы и готовилась употребить эти средства на служение человеку, то есть направить их, скеажем, в больницы, в дома престарелых, ну, и на другие благотворительные цели. Но произошло то, чего мы не ожидали. Когда наступил экономический кризис, то все наши средства, как говориться, рухнули. Почему? Потому что государство во множестве передает храмы Церкви. Передает, конечно, в разрушенном виде, и на их восстановление необходимы немалые деньги. И вот те средства, которые могли бы быть направлены на помощь ближним, болящим и нуждающимся, приходиться направлять на восстановление камней, архитектурных , как говорится, ансамблей, памятников. А люди остаются без помощи.

Но несмотря на все это, Русская Православная Церковь продолжает служение и неослабно заботится о благе своей паствы. Православию, да и не только Православию, но и другим конфессиям, предоставлено право, скажем, заниматься просвещением.  Это так. При каждом приходе стали создаваться воскресные приходские школы. Скажем, у нас в Санкт-Петербурге такие школы созданы почти в каждом приходе. Кроме того, мы имеем право посещать высшие учебные заведения и факультативно преподавать там Закон Божий. И, конечно, мы имеем право посещать больницы, тюрьмы и оказывать  больным и заключенным посильную помощь<…>

 
Таким образом, благотворительная и просветительная  деятельность Русской Православной Церкви ныне в действии. И не только в Санкт-Петербурге, но и во всей Русской Православной Церкви, начиная с Дальнего Востока и кончая западными границами. Везде,  во всякой епархии создаются приходские школы, православные посещают больных, пастыри и способные к этому люди занимаются просвещением и приготовлением молодежи к служению народу, к вере Христовой.

Таково значение Православия. На данный момент оно еще более возросло, ибо после развала Союза Церковь осталась единственным центром, вокруг которого идет объединение русского народа – не только по национальности, нет, но и по тому духу, который имеет русский человек. Но и против этого строятся, так сказать, козни. Потому что государство открыло ворота и с  Запада, и с Востока, и через эти ворота потекла мутная вода в виде иных конфессий и сект – лютеранства, свидетелей Иеговы, кришнаитов, мормонов, баптистов<…>

 

Так эта лжедуховность и течет могучим потоком. Теперь вот появились мунисты, «Богородичный центр»…Даже сатанисты появились, вот ведь в чем дело – то есть общество, которое прямо заявляет о служению сатане, злу! Вы представляете, сколько надо сил для того, чтобы противоборствовать всей этой мути, всей этой грязи, всей этой экспансии?! И вся эта тяжесть легла, конечно, на Русскую Православную Церковь, на Православие. Я скажу больше: такая экспансия идет не только на Руси, она существует и на Западе, и в Восточных краях. Скажем, в Константинопольском и других патриархатах, в Румынии, Болгарии <…>

Почему я говорю так смело? Потому что приезжали с Запада люди других конфессий, которые откровенно говорили о том, что они приезжают на Русь учиться, как нужно духовно жить. Не так давно приезжали из Гамбурга молодые люди: пастор и двое мирян. Вот они и говорили, что приехали для того, чтобы приобщиться к православной жизни, опытно научиться, как же все-таки строить свою жизнь духовно и высоконравственно. Все это свидетельствует о том, что истинной духовности в других конфессиях нет. Она осталась только в Православии.

 
(Проповедь, записанная киностудией «Наследие» в канун дней Православия 1993 года)

Источник: Митрополит Иоанн (Снычев). Голос вечности. Проповеди и поучения. Изд-во «Царское дело» 2010 стр.472-482

 

 

 

 

Написать комментарий