«Очищение памяти старца от клеветы необходимо для духовной жизни всей Русской Православной Церкви»: ко дню памяти Григория Ефимовича Распутина

«Очищение памяти старца от клеветы необходимо для духовной жизни всей Русской Православной Церкви»: ко дню памяти Григория Ефимовича Распутина

Не скрывая своего отвращения, Великая княгиня Ольга  Александровна, младшая дочь Императора Александра III говорила:

- Чего они надеялись добиться? Неужели они действительно полагали, что убийство Распутина улучшит наше положение на фронте, положит конец безобразной работе транспорта и, как результат, нехватке снабжения? Не поверю этому ни на секунду. Убийство было обставлено таким образом, чтобы превратить Распутина в исчадие ада, а его убийц – в героев из волшебной сказки. Мерзкое это убийство было величайшим преступлением по отношению к тому единственному человеку, которому они присягали верно служить – я имею в виду Ники. Участие в злодеянии двух членов нашего семейства лишь свидетельствовало об ужасающем падении нравов в высших кругах общества. Более того. Оно вызвало возмущение среди крестьян. Распутин был их собратом. Они испытывали гордость, слыша, что он друг Царицы. Узнав о том, что его убили, они начали говорить: "Ну, вот, стоит кому-то одному из нас приблизиться к Царю и Царице, как тут же князья да графья убивают его из зависти. Вот кто вечно стоит между Царем и нами, мужиками”.

Григорий Распутин и мы
Игорь Евсин



      Духовный вопрос

Думается, что при всей политичности дискуссий о Распутине, вопрос о нём надо рассматривать именно как духовный вопрос. Вопрос, касающийся нашей общецерковной жизни. Как сказал старец Николай Гурьянов: «Очищение памяти старца от клеветы необходимо для духовной жизни всей Русской Православной Церкви».

Почему так? В первую очередь потому, что полнотой нашей Церкви была официально канонизирована Царская Семья. А вопрос о Распутине есть вопрос веры в святость Царственных мучеников. В самом деле – как можно прославлять Царственных мучеников и не верить в праведность Распутина? Ведь если считать, что самым близким Другом Царя Николая Второго, Царицы Александры и их детей был хлыст, развратник и пьяница, то… Как там в пословице говорится? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты…» Значит, те, кто негативно относится к Распутину, должны негативно относиться к Царской Семье.

Думается, что невозможно глубоко и осознанно почитать святых Царственных мучеников и не почитать Распутина. Царь Николай Второй и Царица Александра приблизили его к себе как особо духовного праведника, как Богоносного старца. Как же можно не доверять их мнению?! Ведь по своему положению они знали о Распутине практически всё, а когда в чём-то сомневались, то производили негласные проверки негативных фактов. Однако ни одна из многочисленных проверок не изменила их мнение о праведности Григория Ефимовича. Опять же спросим: как можно почитать Царя и Царицу и в то же время не доверять их мнению? Или же, следуя логике антираспутинцев, они были настолько недалёкими людьми, что их было легко обмануть? Но ведь это уже прямое оскорбление памяти Царственных мучеников, оскорбление высоты их Царского и Христианского служения!

Мало того, следуя логике антираспутинцев, должно признать, что Царственные мученики находились в глубоком духовном помрачении, принимая исцеления Царевича Алексия от колдуна. Ведь никакой другой силой, кроме как бесовской, исцелять хлыст, пьяница и развратник не может. Но тогда представляется весьма сомнительной канонизация Царской Семьи. Потому что в 72-м правиле святителя Василия Великого говорится: «Предавший себя волхователям или неким подобным, да будет под епитимьёю столько же времени, сколько убийца». Согласно этому правилу на прибегающих к колдунам, волхвователям, чародеям и им ПОДОБНЫМ Православная Церковь предписывает налагать двадцатилетнюю епитимью.

Вот ведь какое дело! Получается, что обвинители Распутина невольно возводят хулу на Царскую Семью, приписывая ей тяжкий грех обращения к колдуну или ему ПОДОБНОМУ. Поэтому вопрос о Распутине есть вопрос веры в святость Царской Семьи. Если мы верим в святость Царя Николая Второго, Царицы Александры и их детей, то должны верить и в праведность самого близкого им человека – Григория Распутина.

А иначе, как выразился историк Юрий Рассулин: «Если мы считаем Григория Распутина негодяем, то неизбежен вывод: Царь и Царица – преступники, т.к. проявили преступную слепоту, недопустимую для их положения, приблизили к себе человека, руководимого дьяволом, что обернулось тяжелейшей трагедией для вверенного им Богом народа и гибелью православной державы Российской. Именно такую трактовку исторических событий до сих пор пытаются навязать нам силы, погубившие и русского Царя, и русское самодержавие. Что может быть страшнее этого обвинения? Если Распутин негодяй, с неизбежностью следует признать, что все, кто предал Государя, вовсе не предатели, а радетели о благе Отечества, спасатели. Их протест против неудовлетворительного, более того, преступного, с их точки зрения, царствования последнего Императора правомерен и справедлив, а понесённые ими притеснения со стороны верховной Царской власти возводят их в ранг гонимых во имя народного блага. Всё переворачивается с ног на голову, возникает полная бессмыслица в трактовке событий царствования Николая II и исчезает основание для причисления Царя и Царицы к лику святых»

Григорий Распутин и русская идея

Вопрос об отношении к Распутину имеет принципиальное значение для оценки самодержавного правления Царя Николая Второго и для оценки монархии в целом как Богом установленной власти. И не очистив светлое имя Григория Распутина от грязи и клеветы, мы не сможем реабилитировать саму монархию, а тем более осознанно почитать Царственных мучеников. Ведь, в самом деле – как можно сочетать образ похабного развратника и пьяницы с образом прекрасных, целомудренных, чистых в помыслах Царственных дочерей и Наследника престола? Ведь надо учесть, что они его неподдельно любили как человека и почитали за праведника, носили на груди иконки с его изображением и погибли с этими иконками от пуль безбожников.

Подумайте, как это символично – вместе с Царской семьёй в Ипатьевском доме расстреливали и образ праведного старца – пророка Григория! А сегодня расстрельной клеветой на него расстреливают образ Царственных мучеников и образ всей самодержавной православной России! Скажем прямо: клевета на Распутина – это специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших исторических, национальных и духовных ценностей. И это препятствие создано для того, чтобы помешать нам возвратиться к этим ценностям. Мало того, клевета на Распутина, возведённая оголтелыми деятелями либерально-революционного движения в Царской России, продолжает жить и процветать, поскольку и в наше время живут и процветают прямые наследники либеральных революционеров-богоборцев, противников православного русского Царства.

Царские мученики и Григорий Распутин

И потому всё продолжаются и продолжаются злобные нападки на Царя-мученика, на Царицу-мученицу, на старца Григория и на русскую монархию. Можно только диву даваться такой сатанинской ненависти к сибирскому старцу. Но откуда же берется такая ненависть? А всё дело в том, что Григорий Распутин был носителем монархической русской идеи, был символом православного русского народа, определяющего своё бытие как жизнь за Веру, Царя и Отечество. За это он и был убит врагами русского самодержавия. За это он был ненавидим пришедшими к власти интернационалистами-большевиками, душившими все проявления русского духа, за это его втаптывают в грязь нынешние либералы-русофобы. Распутин ненавидим ими за то, что является символом верности священной триаде «Православие, самодержавие, народность», которая концентрированно выражала русскую национальную идею. Сегодня, пусть крайне медленно, но идёт возвращение нашего народа к этой идее, и враги России опасаются, что с реабилитацией Распутина начнётся серьёзное осмысление священной триады и воплощения её в русской народной жизни.

Оттого и злобствуют русофобы, оттого и клевещут на православие (в лице священников-черносотецев в Царской России), на самодержавие (в лице Царя-мученика) и на народность (в лице Распутина). Таким образом, вопрос о Григории Распутине напрямую связан с вопросом русской идеи, одним из символов которой он был.

Вот почему протоиерей Николай Гурьянов оставил нам духовный завет: «Надо скорее очистить Григория и всё наше русское от неправды…».

     Пророк и Россия

Как уже отмечалось клевета на Распутина – это специально созданное препятствие на пути понимания наших национальных, а главное, духовных ценностей. Именно об особой духовной значимости для России Григория Распутина говорила в своё время и святая Царица-мученица Александра: «Страдает Россия… Все должны страдать за всё, что сделали… России не будет благословения… если позволить продолжаться преследованиям Божьего человека».

С поразительной точностью об этом же говорил и наш современник, старец Николай Гурьянов: «Епитимью несёт бедная Россия… Надо обязательно очистить память старца Григория от клеветы».

Ах, как это применимо к нам! Россия, Россия, избившая пророка… Люди русские, не собравшиеся, как птенцы под крылья Христа – се оставлен вам дом ваш пуст. Пуст сегодня наш дом – Россия. Пуст и заброшен. А опустение его началось сразу после убиения и сожжения пророка Григория Распутина, а потом и Божиего Помазанника Царя Николая Второго. Пожар полыхнул по всей России. Началось с кровавого революционного террора, братоубийственной Гражданской войны, а продолжилось жестокими репрессиями, гонениями на Церковь и, в конце концов, пожаром Второй мировой войны. О чём и пророчествовал старец Григорий: «Сожгут они меня, безбожники. Чую сожгут, мёртвого сожгут. Они не знают: Распутина убьют, Рассеи конец. Не попусти безумным торжествовать. Они не меня будут жечь, они Рассею, будут жечь. Огонь по всей Рассеи пройдёт… Убьют меня, а месяца так через пяток и полыхнёт».

Много можно рассуждать на эту тему, но здесь хочется отметить только два особых факта Божьего возмездия за убиение Божьего Помазанника, Царя русского и пророка Григория, который пророчествовал об участи города, в котором началась революционная смута: «Окружат Петербург, голодом морить будут! Господи, сколько людей умрет… А хлеба-то, хлеба – на ладошке не разглядишь! Вот и смерть в городе…».

Итак, 1941 год. Блокадный Ленинград. Бывшая столица Российской империи. Империи, разрушение которой началось в конце февраля 1917 года с народных демонстраций, с требований: «Хлеба!» С демонстраций, которые устроили недовольные даже не отсутствием, а всего лишь перебоями с чёрным (белый был!) хлебом. И вот участники и свидетели этих демонстраций, с которых началась революция, свергнувшая Царя, стали блокадниками. Получают хлеб. Паёк в 125 граммов. Едят собак, кошек, крыс и мышей. Едят жмых, клей, олифу. Едят кожу от ремней, сумок, портфелей. Совершенно отчаявшиеся, одичавшие и обезумевшие от голода, они убивали и ели людей. Были такие, что ели даже мертвечину. Но ничего не спасло сотни тысяч людей, которые умерли от страшного голода. Хоронили, а вернее, сбрасывали их в огромные рвы на Пискарёвке, на том самом месте, где в марте 1917 года сжигали умученного пророка Григория. Более полумиллиона блокадников погребено на Пискарёвском кладбище. Братские могилы растянулись аж на 20 километров! Так исполнилось страшное пророчество старца: «Господи, сколько людей умрет…».

Двадцать километров могил… Здесь, по замечанию историка Сергея Фомина, «исчезли жители столицы некогда великой Российской Империи, пожелавшие жить как все, по своей много мятежной воле, но отданные Богом в рабство подлинное – «во измождение плоти», но не забудем при этом: «ДА ДУХ СПАСЕТСЯ» (1 Кор. 5: 5).

Сегодня нам остаётся верить, что кровь новомучеников и исповедников Российских искупила грех убиения пророка Григория Распутина. Верить и каяться за грехи наших предков. И уж ни в коем случае не бросать в этого пророка камни клеветы, вторично побивая его. Иначе, как бы не случилось так, что нас, как и наших предков, может постигнуть жестокое, но справедливое Божие возмездие.

Совершенно справедливо заметил известный современный богослов Ф.Н.Козырев: «Если уж судить человека по обычным нравственным меркам, то почему бы не обратить внимание на то, что Распутин за всю свою жизнь никого не преследовал, не злословил, не обижал, не угнетал? Есть хорошее и простое правило: чтобы понять, что собой представляет человек, надо посмотреть, как чувствуют себя люди, зависящие от него. Григория Ефимовича обвиняли в самых страшных грехах, но для вынесения ему обвинения катастрофически не хватает одной детали, а именно – пострадавших. Даже после его смерти не нашлось человека, который свидетельствовал бы открыто против него. Все же, кто знали его близко, любили его: жена, и дочери, и царские дети».

Отрицать это невозможно. И пострадавших от «злого гения» нет. Даже когда Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства официально обратилась к «пострадавшим» женщинам с просьбой подать заявление о совращении их Распутиным, в комиссию не поступило ни одного обращения. Все рассказы о том, что Распутин был блудник, оказались фикцией. Такой же фикцией оказались и россказни о его беспробудном пьянстве. Примеров злых дел Григория Ефимовича не находится. И, наоборот, предостаточно примеров того, что он делал людям добро – благотворил, утешал, раздавал деньги нуждающимся, заступался за неправедно гонимых, научал жить в Православной вере, исцелял силой своих молитв пред Господом.

(Сокр.)

****

Памяти Григория Ефимовича Распутина

В 95-ю годовщину злодейского убиения старца в Пискаревском парке, на предполагаемом месте сожжения тела Друга Царской Семьи, был установлен поклонный крест.

В 95-ю годовщину злодейского убиения старца в Пискаревском парке, на предполагаемом месте сожжения тела Друга Царской Семьи, был установлен поклонный крест.

30 декабря по новому стилю (17 декабря по старому стилю) 1916 года был убит старец Григорий Ефимович Распутин.

30 декабря по новому стилю (17 декабря по старому стилю) 1916 года был убит старец Григорий Ефимович Распутин. В этом году исполнилось 95 лет со дня его мученической кончины. В этот день в Александровском парке Царского Села, у памятного креста, на том месте, где еще в 1915 году был заложен храм во имя преподобного Серафима Саровского, и где впоследствии, в декабре 1916 года, внутри этого строящегося храма, у северной его стены было совершено погребение старца Григория, собрались православные христиане, которые почитают мученика Григория. В этом году они в очередной раз собрались для того, чтобы помолиться, помянуть старца Григория.

Была совершена панихида мирским чином у этого памятного креста. Панихида совершалась уже шестой год подряд, так как крест этот был установлен еще в ноябре 2005 года. И вот уже шесть лет подряд в день памяти старца Григория, да и в другие памятные дни, посвященные Царской Семье, здесь всегда совершаются панихиды и служатся молебны Святым Царственным Мученикам. И в этом году в очередной раз такое событие произошло.

На панихиде присутствовало более сорока человек, которые приехали не только из Петербурга, но и из Москвы и других городов. Место это хорошо известно верующим не только в нашей епархии, но и многим другим православным людям. И почитатели Царской Семьи и их Друга старца Григория всегда этот день стараются отметить совместной молитвой.

В этом году день памяти Григория Ефимовича ознаменовался еще одним событием, связанным с установкой креста на предполагаемом месте, где было уничтожено тело старца Григория, в Пискаревском лесу. Напомним, что само захоронение старца Григория Ефимовича состоялось 21 декабря 1916 года, и оно было временным. Находилось оно в строящемся храме Серафима Саровского в Александровском парке. А уже через несколько дней после так называемого отречения Царя, 8 марта 1917 года, по одному из первых документов, который был подписан тогдашним министром юстиции во Временном правительстве А.Ф.Керенским, было извлечено тело старца Григория.

События эти, конечно же, документально были зафиксированы. Тело старца Григория 8 марта 1917 года было выкопано из земли, спустя сутки доставлено в Петроград, а 11 марта также по личному распоряжению Керенского оно было уничтожено. Мы точно не знаем место, где это происходило. Но известно, что тело старца Григория было сожжено по дороге из Лесного в Пискаревку, в Пискаревском лесу, то есть в нынешнем Пискаревском лесопарке. Как раз в этом году почитателями Григория Ефимовича, православными верующими был установлен крест на предполагаемом месте уничтожения тела старца Григория. Крест находится недалеко от Пискаревского мемориального кладбища. Он деревянный, высотой примерно два метра. На кресте – одна единственная икона, на которой изображен старец Григорий, держащий на руках Цесаревича Алексея.

Хочу сказать, что этот крест был установлен в завершение крестного хода, который прошел буквально в эти дни и был также посвящен мученической кончине старца Григория. В крестном ходе приняла участие группа почитателей старца Григория, которые совершили пешее паломничество по местам, связанным с памятью Григория Ефимовича. Они пешком прошли от места последней квартиры старца на Гороховой улице к Юсуповскому дворцу, месту его мученической кончины. Затем оттуда крестоходцы проследовали в Царское Село, к месту временного погребения старца Григория. И затем из Царского Села они пешком прошли до Пискаревского лесопарка, где и был установлен этот памятный крест. Общая протяженность крестного хода составила порядка 80 километров.

Вот такой, не побоюсь этого слова, духовный подвиг совершили крестоходцы. И мы, как православные люди, должны быть им благодарны, потому как этот крестный ход, конечно, есть молитва за русских людей, за русский народ. Это молитва с просьбой о прощении того греха, который был совершен в свое время русским народом, и связанного, в том числе, и с убиением старца Григория. Это покаянная молитва о всех нас, современных русских православных людях.

Сергей Астахов, директор издательства «Царское дело»

Написать комментарий