Блажен святой Иоанн Креститель, ибо еще прежде проповеди Евангелия исполнил его!

Блажен святой Иоанн Креститель, ибо еще прежде проповеди Евангелия исполнил его!

Потому как главная жизненная миссия святого Иоанна Крестителя совершена в день Богоявления, Церковь издавна посвятила его памяти день, следующий по Богоявлении. В этот день вспоминают еще и событие, связанное с рукой святого Предтечи. Евангелист Лука захотел перенести тело святого Иоанна из Севастии, где великий пророк был усечен Иродом, в Антиохию, в свой родной город. Но ему удалось получить и перенести лишь одну руку, которая хранилась в Антиохии до X века, затем была перенесена в Царьград, откуда и исчезла в эпоху турецкого владычества.

Святой Иоанн прославляется несколько раз в году, но больше всего людей, празднующих [его память как свою «крестную славу»], приходится [именно] на этот день, на седьмое января. Среди евангельских лиц, окружавших Спасителя, личность Иоанна Крестителя занимает совершенно особое место как по образу рождения в мир, так и по образу жизни в мире сем, и по миссии крещения людей в покаяние и крещения Самого Мессии, и, наконец, по ее трагическому отшествию из мира сего. Он обладал такой нравственной чистотой, что и вправду скорее мог нарицаться Ангелом, как и именует его Священное Писание, нежели простым смертным. От всех остальных пророков святой Иоанн отличается нарочито тем, что удостоился счастья и возможности рукою указать миру на Того, о Ком он предвещал.

О руке святого Иоанна рассказывают, что ежегодно в день его памяти архиерей выносил ее к народу. Иногда она была расправленной, а порой и сжатой. В первом случае она знаменовала собой год обильный и урожайный, а во втором — скудный и голодный.

 
                                                                                    ***   ***   ***  
 Проповедь о покорности воле Божией. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.Мф. 6, 10
 
Блажен святой Иоанн Креститель, ибо еще прежде [проповеди] Евангелия исполнил [он] его [во всей полноте]! Удалившись в пустыню, он всецело — и телом, и душой — предал себя воле Божией. Так что воля Божия совершалась и на земле его тела, и на небе его души. Ни голод, ни звери не повредили его тела в пустыне на протяжении многих лет, равно как ни отчаяние от одиночества, ни гордость по причине небесных видений не причинили ущерба его душе. Не запросил он у людей ни хлеба, ни знаний. Всё потребное дал ему Бог, ибо совершенно вдал он себя в волю Божию.

Не сам он направлял свои стопы в пустыню или из пустыни. Незримый Кормчий свыше руководил его жизнью. Ибо когда надлежало ему выйти из пустыни и пойти навстречу Господу, говорится, что бысть глагол Божий Иоанну (Лк. 3, 2). Словно невинный младенец — с такой простотой рассказывает святой Иоанн о своем общении с Небесными Силами: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 33-34). Как просто и трогательно вещает он о небесных истинах! Но как страшен он, точно лев, в обличении людской неправды, злодейств Ирода и Иродиады! Агнец и лев живут в нем сообща. Небо близко ему так, как мать дитяти. И воля Божия для него так доступна и ясна, как и для Ангелов на небесах.

Господи премудрый, управь по Твоей воле жизнь и нас, грешных, в пустыне мира сего, как управил Ты жизнь святого Иоанна Крестителя. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь. 
 
Источник: Творения святителя Николая Сербскаго (Велимировича). Охридский пролог. Январь. 
 
 
 


Написать комментарий