Терпите все и старайтесь Христу во всем угождать

Терпите все и старайтесь Христу во всем угождать

Из писем святителя Тихона Задонского о утешении и терпении. Кто может печального утешить, кроме Бога? Печаль из души вынуть не так, как сучок из тела. Это Божие дело. От Бога надобно искать утешения. Ищется же оно молитвой усердной. Бог опечаливает нас, но и умилостивляется, по множеству милости Своей. «Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:14). Бог терпящих, как отец чадолюбивый сынов своих, без утешения не оставляет. Наказывает их и милует, бьет и утешает. «Терпение убогих не погибнет до конца» (Пс.9:19). Когда мать или отец тебе наказывает — терпишь, хотя и больно, почему ж не терпеть, и особенно, когда Бог, Который выше отцов и матерей наших, Господь наказывает нас? Разве забыли вы утешительное апостольское слово: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6)? Я, сколько мог, писал вам, и тем ваши и свою душу возбуждал от уныния. Ныне уже изнемог телом. О, когда бы душа здорова в немощном теле была! Видишь, что чужою рукою пишу, потому что не могу своею писать. Надобно вам стараться иметь книги полезные, и оттуда наставление и утешение почерпать, и, как можно чаще Богу молиться, а с гостями редко и осторожно знаться. Потому что сие «желающему благочестиво жить» (2 Тим 3:12) весьма не полезно, ибо то, что в уединении соберет, среди гостей потеряет человек, и делает подобно тому, который решетом черпает воду, или другим сосудом черпает и вновь проливает. Пишешь: как псы-де обратимся «на свою блевотину (2Петр 2:22). Но слушай, что пророк таковым вопиет: склонных к хитрости накажет Господь с делающими беззаконие» (Пс.124:5). Поминай часто смерть, которая неожиданно приходит и разнообразно похищает человека. Поминай Суд Христов и строгое там испытание. Поминай вечную муку и царствие небесное как можно чаще. Не только каждый день, но и каждый час размышляй о том. Такое размышление не попустит совратиться с доброго пути (см. Сир 7:29). Временная казнь трогает и смущает человека, и в страх приводит, и временное блаженство ободряет. Вечное ли мучение не тронет, и не ужаснет, и не подвигнет унылого сердца нашего? И вечное блаженство не возожжет ли желания в сердцах наших? Но то беда, что люди о наинужнейших сих вещах забывают!.. Спасайся о Христе.

+ + +

Отец Митрофан, мне о Христе брат! Не скорби, что я отлучился от вас. Дух мой всегда с вами неразлучно, и я сие, ей, правду говорю, не лгу. Терпи, терпи, на то шел в монахи, то обещал при пострижении. Вот скоро, вот придет и не замедлит, и всему будет конец, а «претерпевший до конца спасется» (Мф.10:22). Елецким моим всем приятелям, Косме, брату его, от меня поклон. Прошу тебя и их обо мне Богу молиться. Ваш слуга недостойный епископ Тихон.

+ + +

Терпишь клевету тяжкую, как слышу. Прими по силе моей утешение.

1) Без Бога ничего нам не бывает, потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи же, что Бог посылает. Бог слышит клевету, и твою совесть знает.

2) Тем утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть великое утешение. Лучше одной совестью утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели совестью обличаться, хотя и весь свет хвалит. Я вот что избираю себе: пусть меня все хулят, только бы меня совесть хвалила. Этот свидетель верный солгать не может: что видит, то и говорит, и чего не видит, молчит, и один против тысячи клеветников стоит, и за нас борется, и защищает, и утешает, и клеветникам в свое время уста заградит, и тогда покрывает их срам.

3) Ты имеешь много в этом бедствии товарищей: святые Божии много клеветы претерпели, и ныне много таких можно найти, которые то же терпят. Итак, не ты один это терпишь, многие сим путем пришли, и сделали для нас его гладким, и нас за собою зовут тем же путем идти. Пойдем же за ними, да с ними вместе прославим Искупившего нас Иисуса Христа. О Иисусе! Привлеки за Собою и святыми Твоими нас, немощных и унылых.

4) Рассуди и рассмотри совесть твою: не язвил ли кого и ты языком своим? Если это было, то клевета клеветою и казнится, и потому терпи благодарно, что грех здесь наказывается, чтобы там тебе, согрешившему, помилованным быть. «Судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром», — говорит апостол (1Кор.11:32). Накажи нас, Господи, здесь и там помилуй!

5) Видишь, как Бог милостью Своею обращает нам в добро то, что сатана и люди злые замышляют нам во зло. Будь же ныне спокоен, и утешайся, и забудь всю суету.

6) Учись из этого не верить клевете других, которые на иных клевещут. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых худые слухи проносятся, часто напрасно слышат, не зная за собою того, в чем порочат их. Благодари о сем с пророком: «благо мне, что Ты смирил меня» (Пс.118:71). Читай пункты, посланные от меня, и там, что пишу, найдешь. Спасайся, и о мне, грешном, вспоминай. Ваш доброжелатель.

+ + +

Помните, что Бог говорит хотящим спастись: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). Читайте Апокалипсиса главы 2 и 3 и 7, стих 9 и до конца главу, и главу 19, и главу 20, и главу 21 и 22. Там открывается блаженство высшей жизни, и радость, и торжество, и слава, которая должна быть дана избранным Божиим в будущем веке.

Христос говорит: «Вот иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15). Терпите все, что ни приключится, да в вечной жизни прохладу получите. (И за родителей своих прилежно молитесь Богу, да помилует их).

В подтверждение вашего малодушия пишу, что одному на этой неделе послышалось в нашем монастыре, когда он лег спать и в самую только полночь забылся, а именно, услышал он такое пение сверху, над ним, что сердце его от радости и сладости, как воск таяло; и как только окончилось пение, то он проснулся, и такую радость и сладость чувствовал в сердце своем, которая некоторое время была у него и скоро от него отошла. И потом нашла на него великая печаль, что та радость отошла от него. Рассуждайте вы об этом и своей братии во Христе сообщайте. Бог нас и здесь не оставляет без утешения. А как уже в будущем веке утешит! Итак, терпите все и старайтесь Христу во всем угождать. Ваш доброжелатель и слуга, Тихон, епископ Воронежский. Сентября дня, 1773.

+ + +

Слышал я твою жалобу о твоих безпокойствах, на что тебе по моему убогому разуму предлагаю совет. Обратившимся к Богу всегда бывает много искушений, о чем и в Писании написано так: «Чадо! Если приступаешь служить Господу Богу, приготовь душу твою в искушение. Управь сердце твое, и потерпи, и не будь скор во время посещения», и прочее (Сир 2:1-2). И на многих местах Священного Писания о том же свидетельствуется. Итак, надобно терпеть и молитвой против них вооружаться, и так преодолевать. Сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению апостольскому: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою», и прочее (1Петр 5:8-9). Апостол Иаков говорит: «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Итак, терпи и ожидай от Бога милости, и в будущем веке конца. Когда мысли порывают тебя на прежнее житие и в суету, берегись этого. Это сатанинская кознь: хочет он тебя прельстить, запутать в суету и так погубить. Послушай Святое Писание об этом: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия», — говорит Христос (Лк 9:62). И апостол Петр говорит: «лучше бы им», то есть возвращающимся к житию беззаконному, «не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр 2:21-22). И в псалме 124-м, в стихе пятом, написано: «склонных к хитрости накажет Господь с делающими беззаконие. И Христос опять говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.16:26)? Все здесь останется: мир, богатство, слава, честь, роскошь, сладость плотская, украшения, платья, дома, уборы, кони, кареты, посуда, пища плотская, насыщение, — все минует; смерть придет, и нагих нас похитит, и на оный свет пошлет. Горе нам будет, если суетою прельщенных, и обремененных грехами, и нагих добродетелями похитит! Как явиться на Суде Христовом? Стыд и срам непрестанный будет, весь свет увидит нашу наготу. Святые Божии не узнают нас, если здесь им не подражаем. Ангелы святые возгнушаются нами оттого, что христианами назывались, но христианами не были, то есть христианского жития не имели. Христос скажет: «никогда не знал вас» (Мф.7:23)! «Вы Меня не знали, и заповедей Моих не соблюдали, и Мне в смирении, любви и кротости и терпении не последовали, в мире живя, и Я вас ныне не знаю». 0, не допусти, Боже, сей глас слышать! Итак, потерпим немного, да утешимся вовеки. Вот скоро, вот скоро все минует! Вот «придет и не умедлит» (Евр.10:37). Вот скоро перемена будет терпящим — утешение вечное, а утешающимся здесь сластями, и веселостями, и похотями мира сего — вечная скорбь, теснота и тоска. Спасайся! Господь да укрепит тебя, и меня, грешного, помилует. Аминь. Ваш доброжелатель и слуга, Тихон, епископ бывший Воронежский за Доном.

Святитель Тихон Задонский «ПИСЬМА»

Написать комментарий