Таблица составлена по источнику: «Кому принадлежат американские СМИ?» (11.06.2013) // http://jpgazeta.ru/konflikty-v-SMI-mirovye-mediagiganty
В Соединённых Штатах любят поучать другие страны по поводу нарушения прав человека и недостатка демократии. Поучают они и Россию за «отсутствие свободы слова». Но России никак не сравниться с США, где пять мегакорпораций контролируют 90% национальных и региональных СМИ. Между прочим, ещё три десятка лет назад 90% принадлежал пятидесяти компаниям. Уровень «свободы слова» за этот отрезок времени вырос в Америке на порядок. Да и среди оставшихся корпораций никакого разномыслия уже не осталось. Достаточно проследить за информационными сообщениями о событиях на Украине, чтобы убедится в том, что все они врут одинаково. Это наводит на мысль о том, что над пятью медийными холдингами США есть свое «политбюро», которое дает всем медийным магнатам установки о том, что говорить, писать и показывать. Но если в СССР все СМИ, включая телевидение, радио и газеты, принадлежали государству или КПСС, и никто этого не скрывал, то вот вопрос о том, кому принадлежат пять американских холдингов медийного бизнеса, остается большой загадкой. Выражаясь современным языком, структура собственности указанных монополий является крайне «непрозрачной». Что естественно порождает целый бум предположений и версий конспирологического характера.
Особенно «непрозрачен» холдинг Time Warner[1]. На слуху у всех такие имена, как Джефри Бьюкс, Ричард Парсонс, Уэйн Пэйс. Первый из них - президент и исполнительный директор, второй - председатель совета директоров, третий - финансовый директор. Но все это менеджеры. Истинных бенефициаров этого конгломерата сегодня определить чрезвычайно сложно. В свое время корпорация создавалась Бронфманом, поэтому, как некоторые полагают, владельцев надо искать среди его наследников. Называют также бывшего главу компании Джеральда Левина. Третья фигура, связанная с Time Warner, - влиятельный израильский бизнесмен Авив (Виви) Нево, который напрямую, как физическое лицо является миноритарным акционером холдинга.
Наиболее понятна картина в отношении альянса Viacom/CBS. Там однозначно ключевой фигурой является миллиардер Самнер Редстоун, которому принадлежит 78% голосующих акций корпорации CBS. 78% голосующих (то есть позволяющих определять политику компании и назначать членов её совета директоров) акций корпорации CBS принадлежат миллиардеру Самнеру Редстоуну. Также же через National Amusements он владеет 79% голосующих акций «Виакома».
В News Corporation Семья около 39% голосующих акций принадлежит семье основателя корпорации Руперта Мердока News Corp. Еще около 7% - саудовскому принцу аль-Валиду ибн Талалу. На банки и инвестиционные компании приходится еще около 5%. А вот 38% принадлежат неизвестным лицам: они распылены среди анонимных инвесторов. Следует иметь в виду, что держатели, имеющие менее 5% акций, по американским законам, имеют право не раскрывать информацию о себе, даже имя человека или название компании.
Примерно такая же ситуация сложилась в Comcast, которую, как считается, контролирует сын её основателя и её нынешний номинальный глава Брайан Робертс, владеющий всего 33% голосов компании.
Наверное, наиболее «распыленным» можно считать капитал империи Уолта Диснея. Он представлен почти двумя миллиардами акций корпорации. Наиболее крупный пакет находится у фонда Лорен Пауэлл, вдовы Стива Джобса. Пакет имеет рыночную стоимость 6,9 млрд. долл., или 7,3% всего капитала корпорации. Известно, что десяти директорам корпорации принадлежит менее 1% капитала.
Впрочем, за десятками и сотнями анонимных акционеров, скорее всего, скрывается всего несколько, а, может быть, даже один акционер. Так намного удобнее, можно оставаться в «тени», не раскрывая имен истинных хозяев медийного бизнеса. Впрочем, судя по тому, как слаженно «поют» американские СМИ при освещении и оценке тех или иных событий, неизбежно рождается мысль, что и пять гигантских конгломератов, в свою очередь, управляются из одного центра.
Говоря об информационных конгломератах США, следует подчеркнуть, что они являются американскими лишь по юрисдикции своих головных (материнских) структур. Многие из конгломератов имеют своих «дочек» и филиалы в разных частях света. Конгломерату Мердока News Corporation, например, в Великобритании, принадлежат газеты The Times, The Wall Street Journal Europe, The Sun и The Sunday Times, а также телекомпании SKY Italia (доля 100%), British Sky Broadcasting (39%) и Sky Deutschland (49,9%).
Европейский медийный бизнес не имеет столь мощного глобального влияния как американские информационные конгломераты. Тем не менее, в этой части также есть несколько «тяжеловесов», которые, в частности, очень активно участвуют в проведении информационной политики в отношении России. В настоящее время – участвуют в «информационной войне» против РФ.
Наиболее успешной чисто европейской медиагруппой сегодня считается германский гигант Bertelsmann SE & Co. KGaA, который с 1835 года контролируется семейством Мон. По своим экономическим параметрам (доход в 2012 году - 16,1 млрд. евро, численность сотрудников - 104000 чел.) он сопоставим с крупнейшими американскими конгломератами[2]. Основным его активом является гигантский информационный холдинг люксембургской юрисдикции RTL Group; в нем германскому гиганту принадлежат 75,1%. RTL Group - это 53 телеканала и 28 радиостанций в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Испании, Венгрии, Хорватии, а также в России. Вторым крупнейшим активом гиганта «Бертельсманн» является крупнейшее в Европе журнальное издательство Gruner + Jahr, издающее свыше 250 журналов в 30 странах мира. Среди них такие издания как Stern и Geo. Этому же издательству принадлежит Financial Times Germany, а также 25,25% акций журнала Spiegel. Как и в случае с большинством информационных конгломератов США, обладающих недостаточной «прозрачностью», с «Бертельсманном» та же история. Не понятно, кто реально (а не формально) является конечным бенефициаром германского гиганта. Как сообщается на сайте «Бертельсманна», 19,1% капитала принадлежит семейству Мона, остальные 80,9% - «непрозрачным» фондам Bertelsmann Stiftung, Reinhard Mohn Stiftung, BVG-Stiftung. Между прочим, фонды, которые о себе заявляют не как о финансовых организациях, а как о структурах, «готовых оказывать помощь в консультировании» в самых разных сферах общественной жизни – политике, образовании, управлении. Эта консультативная деятельность выявляет их ярко выраженную либеральную идеологию.
Вторую строчку в списке наиболее влиятельных массмедийных империй Европы занимает французская Vivendi S. A. (доходы в 2012 г. - 30,0 млрд. евро, число занятых 63,1 тыс. чел.). Следующей в списке европейских медиаимперий идет французская Lagardère Media (7,4 млрд. евро, 26,5 тыс. чел.). Для французских медийных гигантов также характерно отсутствие внятной картины относительно конечных бенефициаров.
Особая роль в проведении единой информационной политики Запада принадлежит информационным агентствам (ИА). Информационное агентство — специализированное информационное предприятие (организация, служба, центр), обслуживающее СМИ. Его основная функция - оперативный сбор новостной информации (политической, экономической, социальной, культурной) и снабжение ею редакций газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию. Уровень монополизации отрасли ИА является запредельно высоким. Львиная доля всей информации, транслируемой в западных СМИ, приходится всего на три агентства: Reuters, Associated Press и Agence France-Presse.
Взять, например, первое из названных ИА. На всемирно известное агентство «Рейтер» работают более 14000 сотрудников в 91 стране мира, в том числе 2300 журналистов, фотокорреспондентов и видеооператоров. «Рейтер» насчитывает в общей сложности 197 бюро по всему миру. Компания – одна из старейших в медийном бизнесе, существует с середины 19 века. Принято считать, что это английская компания. Однако в 2008 году она была куплена корпорацией Thomson (хотя некоторые говорят, что это было не «приобретение», а «слияние»), после чего последняя стала называться Thomson Reuters. Новоявленная «мама» агентства «Рейтер» - американская корпорация, акции которой котируются на нью-йоркской бирже. Действительно, Thomson Reuters - профессионал в своей области. Об этой отчасти свидетельствуют красочность и яркость как англоязычного, так и русскоязычного сайтов Thomson Reuters, детализация и четкость описания отдельных сторон деятельности компании. Однако не старайтесь там найти ответ на вопрос, кому принадлежит компания и агентство. На «демократическом» Западе такие вопросы даже задавать не прилично.
Мы перечислили лишь некоторых наиболее крупных участников информационной войны, развязанной Западом против России. Но это видимые участники, исполнители. Истинные организаторы, заказчики и бенефициары этой войны предпочитают находиться в надежных укрытиях, своих имен и своего местоположения не выдают.
В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Публикуется с сокращениями
[1] Данные по этому и другим американским холдингам взяты из источника: «Кому принадлежат американские СМИ?» (11.06.2013) // http://jpgazeta.ru/konflikty-v-SMI-mirovye-mediagiganty/
[2] Эти и другие данные по европейским медиахолдингам взяты из следующего источника: Денис Тукмаков. Медиаконцерны Старого Света. Кому принадлежат европейские СМИ? // Русская народная линия, 18.06.2013. Очень информативная статья, жаль только, что автор не приводит первоисточников. Вероятно, это могут быть какие-то специальные издания, в которых происходит обновление статистики. Может быть, уже есть статистика и за 2013 год.