Межсоборное присутствие: взгляды участников и православная оценка

Межсоборное присутствие: взгляды участников и православная оценка

29-30 января 2015 года в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся пленум Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, предшествующий Архиерейскому совещанию (2-3 февраля 2015 г.).

Межсоборное присутствие — действующий в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов совещательный орган Московского Патриархата, в работе которого принимают участие духовенство, монахи и миряне. Отметим, что орган этот - Межсоборное присутствие - антиканоничен, его никогда не существовало ни в одной Православной Церкви, поскольку глас православного народа, монашествующих и рядовых священнослужителей находил отражение в решениях Поместных Соборов, проходивших при их обязательном участии.

Однако участников ныне прошедшего Межсоборного присутствия указанное обстоятельство не смущает: модернисткий журнал "Фома" публикует отзывы и рассказы об участии в работе Межсоборного присутствия нескольких его представителей из числа мирян. Приведем некоторые моменты из них, рассмотрим и проанализируем.

Наталья Лосева, журналист, преподаватель факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, стратегический директор в «МосГорТур»:

Впервые — как член Межсоборного присутствия —  я оказалась на очень закрытом совещании дьяконов, священников и епископов, небольшого количества мирян. Никаких СМИ, даже сопровождающих попросили выйти из зала. Обсуждался один из важнейших документов Церкви и в общем-то эпохи — о Причащении. Накопились очень много вопросов, связанных с изменениями быта, темпа, технологий. Шла плотная, принципиальная дискуссия.
Что меня поразило:
1) Главное. Отсутствие даже малейших признаков «профессионального цинизма». Я слышала в интонации епископов и священников все что угодно: боль, озабоченность, встревоженность. Но не цинизм. «Достаточно ли в этом положении любви Христовой» - в закрытом пространстве, не публике и не в эфире спрашивал один из отцов. 

От редакции "РФ": Однако под любовью сегодня чаще всего подразумевают не любовь Христову, радующую о спасении и врачевании человека, но любовь человеческую, стремящуюся угодить всем, каждой нашей прихоти и слабости. Именно по такой "любви" сокращаются богослужения (чтоб люди не уставали), совершается Литургия Великим постом вечером (чтоб после работы было удобно зайти), ослабляется, сокращается, упраздняется пост (много и строго поститься сложно и трудно, работа мешает, учеба), отменяется, изменяется, сокращается правило ко Причащению, и т.д. Такой "любви" в рассматриваемом документе предостаточно. Истинной же любви, Христовой, нет совсем.

<…> 4) Переживание. Глубокое, человеческое (я вообще никогда не думала, например, что именно монашествующие и епископы будут отстаивать право кормящей матери на послабления).

От редакции "РФ": Странно, однако никогда не приходилось слышать, что кто-то лишал послаблений кормящую мать. Но отстаивать послабления не только для кормящей матери, но и для трудящегося отца и учащегося сына-семинариста монашествуюшие и епископы действительно могут, и даже не позволяют оставить это на усмотрение пастырей на местах, но желают закрепить, узаконить «соборно».

5) Абсолютная политическая отстранённость.

От редакции "РФ": В том числе и мнение, что для Церкви неважен принцип государственного правления. При том что священномученик Владимир Киевский говорил: «Священник-немонархист не достоин стоять у Св. Престола».

<…> Я понимаю, что «межсобор» это выборка. Это не общий срез. Но раз такая выборка — значит это заявленный стандарт.

От редакции "РФ": Тут не поспоришь. 

Сергей Худиев, публицист, директор Библиотеки христианской литературы в г. Москве:

<…> Межсоборное Присутствие это пример того хорошего и правильного, что у нас есть в Церкви — соборного, братского обсуждения <…>

От редакции "РФ": Антиканонический орган, утверждающий такие же постановления, идущие вразрез со святоотеческим учением и сложившейся многовековой практикой Церкви. 

<…> В документах, которые обсуждались в Присутствии, видно, что для Церкви является приоритетом — люди, которых надо привести ко спасению, в том числе люди, находящиеся в затруднительных ситуациях.

От редакции "РФ": Привести ко спасению, узаконивая противные учению Церкви новшества?

Работа Межсоборного присутствия говорит о том, что люди, у которых есть что сказать и что предложить, будут выслушаны, те, кто хотят внести свой вклад и принести пользу, смогут это сделать. Церковь всегда открыта к живому обсуждению стоящих перед ней задач и трудностей.

От редакции "РФ": Между тем, обращения верующих, касающиеся электронных документов, глобализации, недопустимости экуменических контактов и проч. так и не были услышаны. 
 
Евгения Жуковская, сотрудник Управления делами Московской Патриархии, главный редактор портала «Приходы»:

Межсоборное Присутствие — плод трудов Поместного Собора 2009 года. В то время я работала в Отделе внешних церковных связей, и вместе со своими коллегами входила в информационный пул сотрудников, освещающих деяния Собора. Мы находились в Храме Христа Спасителя во время заседаний, и я помню то соборное обсуждение актуальных вопросов современности, по которым важно услышать голос Церкви, точку зрения церковного разума. В тот момент всем членам Поместного Собора стало очевидно: за два, три дня, да даже за неделю, если бы Собор длился столько, ответить на всё не получится. 

От редакции "РФ": Именно по этому прежде Соборы проходили не в 2-3 дня, утверждая уже принятые решения, но длились вплоть до нескольких лет. И не возникало мысли заменить Собор каким-то межсоборным подобием.

<…> Межсоборное Присутствие — это форма проявления соборности. Хотя бы только потому, что в его составе представители всех категорий, если можно так выразиться, членов Церкви: архиереи, священномонахи, священники, диаконы, монашествующие, миряне. 

От редакции "РФ": Соборность, соборное мнение выражал всегда Поместный собор, не проводившийся с 1917 года, а ныне нашедший замену в противоканоническом Межсоборном присутствии.

<…>  Соборность ведь и в том, как реагируют люди на решения, принятые по итогам работы Присутствия. Какое они находят продолжение в жизни. Скажем, нынешнее развитие социальной деятельности и благотворительности в Русской Церкви, не соборность ли это? Ведь документ «Об организации социальной работы в Русской Православной Церкви» тоже был создан в Межсоборном Присутствии. Именно оно дало толчок к развитию системной работы по основным четырем направлениям церковного служения: социального, просветительского, миссионерского, молодежного.

От редакции "РФ": Между тем многие, если не все документы, созданные Межсоборным присутствием, рождают в народе смущение, разделение мнений, раздоры.
 
Александр Щипков — кандидат философских наук, политолог, главный редактор портала RELIGARE:

Межсоборное присутствие – это место прямого общения, где каждый из участников может «без чинов» высказать свою точку зрения. <…> Здесь все равны, миряне могут спорить с патриархом или своим правящим архиереем  <…>

От редакции "РФ": Однако донести свое мнение до мирян, архиереев и патриарха, принимающих участие в работе Межсоборного Присутствия, рядовые верующие не могут. Со всей ответственность можем заявить, что ни одно из требований и просьб верующих ни Межсоборное Присутствие, ни Собор не исполнили. Напротив, было сделано все против гласа православного народа.

<…> Работа Межсоборного присутствия доказывает, что Церковь не боится широкого обсуждения своих внутренних документов. Даже нецерковный человек сможет принять участие в их обсуждении, например, с помощью интернета. 

От редакции "РФ": Эти слова легко  опровергаются при попытке оставить противоречащий «общему курсу» комментарий на сайтах, сопровождающих работу Межсоборного присутствия, а также попытками донести многочисленные обращения в Синод, архиереям-участникам Межсоборного Присутствия и Собора, местным церковным властям.

 

Написать комментарий