С верою во Христа придем в себя и восстанем от греховного сна!

С верою во Христа придем в себя и восстанем от греховного сна!

Свт. Филарет, митр. Киевский. Слово в Неделю о блудном сыне.

Рече Господь притчу сию: человек некий име два сына (Лук. 15, 11).

Хотя и все Евангелие возвещает нам, братие, безпредельное милосердие Отца Небеснаго к кающимся грешникам: но может быть нет места, в котором бы сие утешительнейшее для нас свойство Бога открыто было в столь ясных и разительных чертах, как в ныне чтенной Евангельской притче. Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос, пришедый в мир грешныя спасти, под образом человека имевшаго двух сынов представляя Бога любящаго праведников и грешников милующаго, раскрывает в ней, так сказать, всю глубину неизмеримой Его благости. Здесь виден грешник своевольным удалением от любвиобильнаго Отца Небеснаго безконечно оскорбивший Его благость; грешник презревший все отеческия об нем попечения Творца и Промыслителя своего; беззаконною и распутною жизнию своею расточивший все дары благодати и милосердия Божия; словом, грешник пришедший во глубину зол: — но неистощимое милосердие Божие силою благодати своей и сего грешника извлекло из самой бездны погибели. Истинное покаяние и сему оскорбителю величества Божия возвратило всю любовь и нежность Отца Небеснаго; и сей погибший уже сын очень скоро, и сверх всякаго чаяния своего, получил от Отца все то, или еще более, нежели сколько расточил своею порочною жизнию.

Святая Церковь для того и положила чтение сей Евангельской притчи ныне, когда всех чад своих матерним гласом заблаговременно призывает в подвиг покаяния и поста, дабы никто из грешников, сколь бы многи и велики ни были грехи его, не только не отчаявался, но ниже усумнился в милосердии Божием, и дабы каждый тем с бóльшею бодростию и ревностию вступил в сей спасительной подвиг. И кто ж из нас, братие, не грешник? Кому не дорого спасение от грехов души своея? Кому не желательно не только возвратить сердцу своему истинный мир и истинную радость: но и сотворить собою радость Ангелам на небесах, какова бывает там о каждом истинно кающемся грешнике, по слову Господа и Спасителя нашего? Внемлем убо вси с собранным сердцем словесам Его, в которых безпредельная Его любовь открывает нам и начало грехов наших, и пагубныя следствия их, и Божественное от них врачевство покаяния, и спасительныя для нас плоды онаго.


И рече юнейший из них отцу: отче, даждь ми достойную часть имения; и раздели им имение.

Таковое безразсудное требование дерзкаго юноши для всякаго отца конечно весьма оскорбительно. (Оно показывает в нем своевольство и неуважение к родителю, которому принадлежит право разделять имение детям своим, и назначать для сего время по своему благоусмотрению.) Долг сыновний обязывал его ожидать на то отеческой воли, подобно как старший сын безмолвно повиновался изволению отца своего. Но оскорбленный отец по преизбытку чадолюбия своего не восхотел оскорбить своего сына отказом в его требовании. Он отделил ему часть имения равную с старшим, в чаянии, что сей новый опыт чадолюбия его, возбудит в сыне чувство благодарности и любви; что он будет под отеческим надзором учиться управлять своим имением. Но дерзкий юноша оскорбил новыми преступлениями чадолюбиваго отца своего.

Кольми ж паче оскорбительно для безпредельной любви Отца небеснаго, когда человек, получивший от Него и бытие и жизнь, и силы души и тела, и все дарования внутренния и наружныя, естественныя и благодатныя, дерзает присвоять их себе, и располагать ими не по воле Божией, а по своеволию. Бог по преизбытку своей благости сотворивши человека свободным, никогда не отемлет у него сего дара — и свобода конечно есть высочайший дар благости Творческой, как отличнейшая черта образа Божия в человеке: — но чем превосходнее сей дар, тем злоупотребление его гибельнее для нас. Чем драгоценнее сей дар, тем бóльшаго требуется от нас попечения, дабы сохранить его во всей лепоте. Сохраняют его, а с ним и все дары благости Божией, одни праведники, которых вся жизнь есть безмолвная покорность воле Отца Небеснаго, и исполнение святых Его заповедей: подобно упоминаемому в сей притче старшему сыну, неотлучившемуся от отца своего и тогда, когда он разделил обоим имение. Но ничто так не убивает истинной свободы человека, как своевольное и гордое присвоение себе того, что отнюдь не наше, но чистый дар благости Божией. И с тех пор всякой начинает терять свою свободу, а с нею и все дары Творческой любви, коль скоро зараждается в сердце его дерзкое отторжение воли своей от воли Божией. Вот пагубное начало и смертоносный источник грехов, который не будучи остановлен в первом своем стремлении, превращается в сильный поток опустошающий все и наилучшия дарования души нашей. Счастлив тот, кто при всяком первом порыве страстей своих, когда оне еще не усилились, прибегает к Отцу Небесному, и получая от Него молитвою силы благодати, умеет побеждать свое самолюбие любовию к Богу. Но как часто своевольство, единожды овладев сердцем грешника, ведет его от греха ко греху, и повергает в неудержимыя волны страстей. Подобно как упоминаемый в притче безразсудный юноша не долго оставался под отеческим кровом — но

Не по мнозех днех собрав все имение, отыде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно.

Как легко можно было ему возвратить прежнюю любовь отца своего, и сохранить имение, ежели бы он, получив оное, раскаялся в своей дерзости, и приняв родительский дар с благодарностию, остался в отцовском доме! Но отеческий надзор сделался несносным для его своевольнаго сердца. Присвоив себе единому право располагать имением, из одного милосердия ему дарованным, и мечтая сам собою составить свое счастие, он собирает все, и отходить на страну далеку, куда бы не мог достигнуть взор отца его, дабы там ненаказанно предаться влечению страстей своих. Безразсудный, конечно думал он, что ему достанет имущества на много лет, как бы он глупо ни проживал его. Но для распутной жизни его не надолго стало и великаго богатства. Скоро расточил он все имение свое.

Не то же ли самое происходит и в душе грешника, допустившаго своеволию возобладать над своим сердцем, и во зло употребившаго дарованныя ему от Бога силы? Нарушение кореннаго закона любви и повиновения Богу, от исполнения котораго единственно проистекает всякое истинное благо наше, влечет за собою нарушение всех законов, и всякое зло. Развращенное самолюбие в сердце грешника, заступив место любви к Богу, присваивает себе все, не оставляя ничего Господу, подателю всякаго блага. И хотя во всей вселенной нет места, куда бы можно было удалиться от Вездесущаго: но грешник находит его в своем сердце, изгоняя из онаго чувство вездеприсутствия Божия, отдаляя от себя мысли о праведном суде Его, дабы заглушить, ежели возможно, и глас совести, сего недремлющаго стража, и неумолимаго судии дел наших. Так нераскаянный грешник отходит от Бога Отца Небеснаго на страну далеку, куда для освещения омраченной грехами души его не проникает свет Божий, свет истиннаго Боговедения, и деятельнаго разумения воли и заповедей Божиих. И в сей темной стране предаваясь безстрашно необузданному стремлению страстей своих, расточает сокровище даров Божиих, живя блудно. Так-то часто гибнут самыя превосходныя дарования ума, и самыя добрыя от природы качества сердца, не будучи воспитаны в благочестии и ограждены спасительным страхом Господним: подобно как распутный сын скоро лишился всего своего имения, удалившись от мудраго надзора отца своего.

Изжившу ему все, бысть глад крепок в стране той, и той начат лишатися. И шед прилепися единому от жителей тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния. И желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.

Живя в изобилии и удовлетворяя всем страстям своим, блудный сын, конечно, забыл и думать о тех бедственных случаях, которыми Бог, в праведном гневе своем посещает землю. Но глад наступил великий в стране той. А он ничего не сберег на время глада. Что ему оставалось делать? Не столько бы еще был он несчастен, ежели бы вспомнил о чадолюбии отца своего, и поспешил возвратиться к нему. Но страсти ослепляют ум. Он лучше захотел быть рабом у неизвестнаго жителя страны той, дабы скрыть свои пороки, нежели с раскаянием в оных возвратиться к отцу своему. Но житель тот не отечески его принял. Назначил ему самую презренную службу — пасти свиней — и за работу свою питаться свинским кормом. Рад он был утолить свой глад и сею горькою пищею. Но господин его больше пекся о своих свиньях, нежели об нем. Нечистыя сии животныя пожирали все, а ему несчастному и от них ничего не оставалось, кроме голодной смерти.

Какое может быть жалостнее зрелище, как представляемое сим несчастным, который быв сыном богатаго и чадолюбиваго отца, мог бы провождать жизнь свою в счастливейшем на земли состоянии, повинуясь родителю своему; но от своего безразсуднаго и необузданнаго своевольства дошел до самаго крайняго бедствия! Но точно таково есть внутреннее состояние души всякаго предавшагося страстям своим грешника, доколе он пребывает в нераскаянности о грехах своих. Сей блудный сын и в стране далекой омраченнаго грехами сердца своего не скрывается от всевидящих очей Божиих. Господь предваряя его многократно действиями своей благости и милосердия, и призывая к Себе сим отеческим своим гласом, обыкновенно посещает после нераскаяннаго праведным своим судом; дабы хотя сим болезненным опытом смягчить жестокое сердце его, и произвесть в нем покаяние. Бог, коего существо есть любовь и благость, и коего праведный суд всегда растворен бывает милостию, для обращения грешников, часто дает им чувствовать свой гнев, то гладом, то болезнями телесными, то оскорблением их честолюбия, то разными бедами и напастями. И счастлив тот грешник, который приметив наказующую его руку Отца Небеснаго, и возчувствовав свою греховность поспешит всем сердцем возвратиться к Нему и в самом гневе чадолюбивому! Но горе ему, ежели он отторгает себя от смиряющей его отеческой руки Господней, и упорно стоит в своем своевольстве. Тогда-то Господь во гневе своем отвращает от него лице свое, и страсти ослепляют ум его. Тогда-то сей несчастный попадается в мучительския руки какого-нибудь из населяющих темную область духа злобы, и отдается в постыдное ему рабство; который наполняет душу его всеми нечистыми помышлениями похотей и грехов. И сей бедный раб страстей своих хочет извлечь для души своей некую сладость, из самаго корня всякой горечи, — из греха — хочет найти себе пищу в удовлетворении необузданных похотей своих. Но похоти сами пожирают нечистыя свои сладости — сей свинский корм, — а бедной душе грешника ничего неостается от них кроме горечи — и он истаевает смертельным гладом. — Тогда-то все для него потеряно. Но у него остается еще Отец, Бог богатый в милостях и щедротах, коего любовь и благость никогда не истощаются — подобно как у распутнаго сына оставался еще в живых отец его, ожидавший безпрестанно возвращения к себе сына своего.

В себе же пришед рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю! Востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя, яко единаго от наемник твоих. И востав иде ко отцу своему.

Конечно, чадолюбивый отец сего несчастнаго употреблял все меры к обращению его в родительский дом — и тогда, когда он отшел на страну далеку, и предавшись распутству совсем забыл о нежности отеческаго его сердца. И конечно в сердце сего блуднаго сына оставалась еще искра добра, что он мог образумиться и приити в себе, увидеть свои пороки и свою погибель; вспомнил о щедрости отца своего; и смирившись столь глубоко, решился твердо возвратиться к нему и исповедать пред ним тяжкие грехи свои. Кольми ж паче Бог Отец Небесный не престает действовать безконечною своею любовию и премудростию над обращением всякаго грешника, доколе еще он жив, и доколе не совсем еще погасла в сердце его искра добра — ибо несть грех побеждающь милосердие Божие.

Еще же далече ему сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его. Рече же ему сын: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую, и облецыте его, и дадите перстень на руку его, и сапоги на нозе: и приведше телец упитанный, заколите, и ядше веселимся: яко сын мой сей мертв бе и оживе: и изгибл бе, и обретеся.

В сих с толикою подробностию изложенных чертах безпримернаго чадолюбия Спаситель Христос столь ясно указует нам на безпредельное милосердие Отца Небеснаго к истинно кающимся грешникам, что каждое Христианское сердце и без дальнейшаго объяснения, не может не видеть их при одном слышании слов Его. Ибо на земли едва ли найдется отец толико чадолюбивый.

Но, к сожалению, многие из грешников слыша о безконечном милосердии Божием, вместо того, чтоб истинно раскаяться во грехах своих, и начать решительно жизнь добродетельную и святую, из самаго спасительнаго милосердия Божия делают себе пагубное возглавие безпечности, — и утопая во грехах, часто умирают лишаясь благ вечной жизни, — ибо после смерти святое Писание не открывает нам ни времени ни места покаяния. Почему кающимся грешникам надлежит тщательно замечать свойства и плоды истиннаго покаяния, открытыя нам Спасителем Христом в сей Евангельской притче.
Должно в себе прийти — обратиться из разсеянности чувств и страстей и тлетворных обычаев мира сего лукаваго и прелюбоденнаго. Уединиться в клеть сердца своего. При светильнике закона Божия разсмотреть тщательно бедное состояние онаго. Во смирении духа глубоко возчувствовать всю греховность свою, и то оскорбление, которое мы многократно делаем величеству Божию, при свидетельстве зрящих на нас небожителей святых Ангелов хранителей наших. С верою во Христа твердою востать от мрачнаго сна греховнаго, и неуклонно итти к Отцу Небесному, — не взирая ни на какия узы греха, привязывающия нас к плотской и мирской жизни — и содержащия души наши в стране темной и удаленной от света благодати Божией. И тогда воистинну милосердый Отец Небесный еще далече сущим нам, — еще покрытых рубищами грехов, еще отчужденных от жизни праведных и святых, еще слабых в хождении по пути заповедей Его, узрит нас чадолюбивым оком; возвратит нам потерянное грехами нашими право на имя сынов Его; облечет нас ризою светлою оправдания заслугами Христовыми; ризою чистоты и непорочности, очищенною кровию Христовою; даст сердцам нашим перстень обручения в жизнь вечную со Христом в Боге; послет нам Духа своего Святаго, и излиет в души наши любовь свою. Силою благодати Своей утвердит слабыя стопы наши в безпреткновенном хождении во свете заповедей Его святых; приобщит нас к радостотворной трапезе закланнаго на кресте за грехи мира Агнца Единороднаго Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа — и сотворит радость велию Ангелам на небесах, — еже буди всем нам получити благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь. 

Источник: Слова и речи, говоренныя в разныя времена Синодальным Членом Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким и Священно-архимандритом Киево-Печерския Лавры. Том III. — Киев: В типографии Киевопечерския Лавры, [1857]. — С. 29-40. 

Написать комментарий