«Всеправославный собор» как театральная постановка: все решения будут приняты на межправославных комиссиях и предсоборных совещаниях

«Всеправославный собор» как театральная постановка: все решения будут приняты на межправославных комиссиях и предсоборных совещаниях

Близость т.н. Всеправославного собора заставляет нас внимательнее и тщательнее разбираться с вопросами, которые встают перед нами в связи с возможной и уже начатой реформацией православного вероучения. 

Понятие «собор» подразумевает собрание епископата, духовенства и мирян. Вселенский Собор, как пишет свт. Филарет Московский, это «собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами». 

Из истории известно, что Вселенские соборы созывались православными Императорами, представлявшими весь народ Божий и выступавшими от его имени. Они созывали иерархов, ставили на их рассмотрение вопросы, и затем обезпечивали исполнение соборных постановлений – еретиков наказывали, Православие утверждали и распространяли. Таким образом, Вселенские Соборы не проходили без народа Божия. 

Например, Первый Вселенский Собор был созван св. Царем Константином в 325 г. и состоял из 318 участников. Император поставил на рассмотрение отцов лжеучение Ария и вопрос о единовременном праздновании Пасхи. На соборе были не только епископы, но и священнослужители низших степеней. В частности, свт. Афанасий Великий присутствовал на соборе в чине диакона. Между тем в осуждении еретика Ария он сыграл едва ли не ведущую роль. 

Никаких предсоборных комиссий или совещаний перед Первым, да и перед последующими Вселенскими Соборами не было. Это новшество появилось уже в начале XX в. Посмотрим, как с 20-х годов прошлого века трансформировалось понятие о соборе.

Сначала патриарх-масон Мелетий Метаксакис провозгласил Вселенским собором возглавляемую им маргинальную кучку обновленцев, состоящую из 10 человек, собравшуюся в мае-июне 1923 г., а ее решения - обязательными для всего православного мира. Профессор канонического права С. Троицкий ему резонно возразил, что совещание (первоначально это сборище носило название Всеправославная комиссия, потом было переименовано во Всеправославное совещание) оно и есть совещание и собором быть не может. 

В 1930 г. Вселенский патр. Василий планировал созвать Восьмой вселенский собор на Святой Горе Афон, но его некомпетентность в таких вопросах была очевидна для всех (для обсуждения предлагались темы, решения по которым уже были приняты на Семи Вселенских Соборах) и собор так и не состоялся, а прошло заседание еще одной Всеправославной подготовительной комиссии, на этот раз в Ватопеде. 

После Второй мировой войны митр. Никодим (Ротов) реанимировал застывший процесс по подготовке собора. В 1961 г. состоялась первая Всеправославная конференция на о. Родос, где и было положено начало экспериментам с содержанием понятия «собор». Обычно Вселенские Соборы рассматривали одну-две темы. Тут был составлен каталог из 100 тем. 

В 1963 и 1964 гг. на том же острове прошли вторая и третья конференции. В 1966 г. в Белграде состоялась Межправославная комиссия. В 1968 г. в Женеве в патриаршем центре Константинопольской Церкви в Шамбези прошла четвертая Всеправославная конференция. «Это уже не была одна из так называемых "Всеправославных Конференций", как на Родосе и следующие за ней, – писал преп. Иустин Челийский, – это также не был так называемый "Просинод", о котором до сих пор все шла речь, а "Первая Предсоборная Конференция", открывающая стадию непосредственной подготовки к созыву Вселенского Собора». Подготовку Вселенского собора было решено вести в рамках Межправославных подготовительных комиссий и Всеправославных предсоборных совещаний. На этом-то совещании и было наполнено «новым» содержанием традиционное понятие «собор». Как следует из принятого регламента, Святой и Великий Собор может быть созван не православным Императором, а Вселенским Патриархом, по согласию с Предстоятелями других Поместных Православных автокефальных Церквей и только по окончании рассмотрения всех тем на Всеправославных предсоборных совещаниях. 

16-28 июля 1971 года в Шамбези была созвана первая Межправославная подготовительная комиссия. На первом Всеправославном предсоборном совещании, состоявшемся 21-28 ноября 1976 года в Шамбези, перечень предлагаемых для обсуждения на Всеправославном Соборе тем был сокращен до десяти. По этому поводу преп. Иустин писал: «Вся сегодняшняя "проблематика" вокруг тем будущего Собора, неуверенность и изменения в их подготовке, определении, искусственной "каталогизации", все новые изменения и "редакции" истинной православной совести доказывают только одно: что в данный момент не существует ни одной серьезной и неотложной темы для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной Церкви. Даже если и существует тема, заслуживающая быть предметом для созыва и проведения Вселенского собора, она не известна сегодняшним инициаторам, организаторам и редакторам всех вышеупомянутых "Конференций", с их прежними и нынешними "каталогами"». 

На III Всеправославном предсоборном совещании в 1986 году было внесена еще одна модификация в понятие «собор». Был утвержден Регламент Всеправославных предсоборных совещаний, который закрепил сложившуюся ранее практику принятия документов всеправославного значения на основе консенсуса. Статья 16 Регламента гласит: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно. Что касается вопросов процедуры, требуется большинство в 2/3 присутствующих членов делегаций. Решения Всеправославных предсоборных совещаний по каждой теме повестки носят подготовительный характер к Святому и Великому Собору. В связи с этим они, хотя и отражают подлинную православную традицию по данным вопросам, но не имеют силы прямо обязывать поместные Церкви, прежде чем выскажется Святой и Великий Собор». 

Всего за почти вековую историю попыток проведения Восьмого вселенского собора было устроено 11 заседаний Межправославных комиссий и 10 Всеправославных предсоборных совещаний. Ни один подлинно Вселенский Собор не был созываем патриархами, ни у одного истинного Вселенского Собора не было никаких предсоборных комиссий или совещаний. И уже тем более ни один Вселенский Собор не готовился почти сто лет. Эти характеристики соответствуют только предстоящему в 2016 г. непонятному действу, называемому традиционным термином «собор», хотя это совершенно новое явление, не имеющее аналогов в практике канонических Поместных и Вселенских Соборов, а только в соборах неканонических. 

Теперь необходимо рассмотреть само явление, именуемое «Святой и Великий Всеправославный Собор», проведение которого намечено на 19 июня 2016 г. Ни по регламенту, ни по составу, ни по форме он не укладывается в традиционное понимание собора. На нем не будет представителей от народа Божия и духовенства. Участники его, за исключением предстоятелей Церквей, не будут иметь права голоса. От каждой Поместной Церкви будет по 20 епископов во главе с предстоятелями. 

Получается, что прочих епископов соберут на данное мероприятие для "картинки", чтобы создать видимость "соборности". Вся черновая работа, т. е. разрешение всевозможных разногласий, будет проведена на предсоборных комиссиях и совещаниях, главным образом, на последнем совещании, которое состоится в этом году в Шамбези. Никаких видеосъемок, открытых слушаний, какого-либо освещения работы предсоборных комиссий и совещаний нет и не будет (разве только строго для внутреннего пользования). Зато сам торжественный акт подписания соглашений, который и назван «Всеправославным собором», будет освещен всеми мировыми СМИ, и ничто и никто не должны этого омрачить. Но разве это можно назвать собором? Разве это мероприятие есть «собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви... для утверждения истинного учения и благочиния между христианами?»

Это театрализованная постановка, торжественное итоговое собрание с оглашением результатов реформаторской работы, но никак не собор. Из вынесенных на его повестку вопросов видно, что планируется утвердить и учение не истинное (экуменизм и восточный папизм), и нарушить благочестивые традиции, практики, регулируемые Типиконом. Так что собором это мероприятие не будет ни по форме, не по регламенту, ни по содержанию. Вообще же этому явлению со временем подыщется новое определение, которое передаст его внутреннее содержание и не будет искажать понятие «собора». 

Николай Светлов 
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=16501
Публикуется с литературной правкой редакции "РФ"



Написать комментарий