О воспитании патриотизма в России

О воспитании патриотизма в России

Как сообщают российские СМИ, Общественная палата РФ приступила к разработке Программы патриотического воспитания россиян. В рамках программы планируется внедрить новые подходы с учетом особенностей подростковой психологии. По окончанию обсуждения программу планируется направить в Министерство образования и науки РФ. Члены палаты обоснованно полагают, что их предложения заслуживают внимания и вполне могут  войти в разрабатываемую Министерством госпрограмму «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».

О воспитании патриотизма сегодня говорят много, долго и нудно. Правительством создана и утверждена пятилетняя государственная программа, из бюджета выделяются средства, организован РОСПАТРИОТЦЕНТР и территориальные Центры патриотического воспитания. Существует огромное число различных общественных организаций, в уставах или программах которых опять же отражены вопросы патриотического воспитания. Казалось бы, при такой масштабной и энергичной деятельности должны быть позитивные результаты. Но порою вся эта работа сводится к сборке-разборке автомата Калашникова и к строевой подготовке.  

Озаботясь вопросом результативности проводимых мероприятий, я попробовал в поисковой системе Яндекс посмотреть, сколько же существует программ, так или иначе связанных с воспитанием патриотизма. Оказалось - превеликое множество. Практически такого рода локальные программы действуют в каждой школе, с ними можно подробно ознакомиться, они находятся в открытом доступе. Даже в дошкольных учреждениях имеются похожие программы. Однако при всем этом многообразии форм и видов программ крайне мало отчетов о проделанной работе, о эффективности и результативности проводимых мероприятий. И вопрос заключается не столько в количественных показателях, в так называемом «100 процентном охвате» учащихся-подростков, а скорее, в усвоении подростками материалов, в их восприятии и осознании. Складывается субъективное ощущение формального отношения ко этому, выражающейся в привычной «работе для галочки».

Мне кажется, чтобы вырастить патриотов своей Отчизны необходимо учить не только по учебникам, а активно продвигать краеведение и в рамках этого организовывать тесное взаимодействие между регионами, знакомить подростков с достойными людьми, которые живут среди нас и способствуют развитию и процветанию нашей страны. Тем самым, параллельно мы можем осуществлять и профессиональную ориентацию подростков, помочь им с выбором профессии. Часто ли на встречи со школьниками приглашают токаря или сварщика? Фермера или врача? Предпринимателя? Но руками токаря или сварщика создаются космические корабли, современные станки, возводятся дома, создаются машины. Фермер растит хлеб, является тем самым важным человеком, который реально может заменить импортные продукты на отечественные. Предприниматель создает рабочие места, развивает реальное производство и в том числе, за счет его налогов школьники получают бесплатное образование. А в жизни получается, что созидательная деятельность, направленная на повышение благосостояния страны и ее укрепление незаметно для всех нас выпадает из поля зрения подростков. Созидательный процесс остается для них нечто абстрактным, ни коем образом с ними не связанным. Они об этом просто не задумываются. Покупая хлеб, городские школьники порою даже не предполагают, сколько людей, сколько технологических операций необходимо осуществить, чтобы этот хлеб оказался на прилавке магазина. Как следствие,  престиж рабочих профессий снижается, страна оказывается в довольно сложной ситуации с рабочими кадрами, вынуждена прибегать к иностранным рабочим. В результате возникает интересная ситуация, при которой подростки живут своей жизнью, а старшие поколения - своей.

Патриотизм сегодня заключается не только в готовности к самопожертвованию, к совершению подвига, но, в том числе, чтобы добросовестно выполнять свою работу там, где это нужно Родине. Все, что идет во благо Отчизны, направлено на ее развитие и процветание - это и есть патриотизм. И совсем не важно, где и кем ты трудишься. Важно, что твоя деятельность направлена на созидание и приумножение. И красивыми словами изменить к лучшему нельзя, можно побудить, дать направление, куда следует приложить силы.

Одной из инициатив программы Общественной палаты является введение в школах уроков патриотизма. Наверное, это правильно. При этом  подразумевается не простое дублирование материалов из уроков истории, а, скорее, широкое использование современных коммуникативных систем в целях привлечения  подростков социально ориентированным позитивным действиям. Подросткам, особенно нынешним, свойственно стремление к самоутверждению, к попыткам выделиться «на общем фоне». И чтобы добиться внимания и признания ровесников и окружающих, они порою совершают необдуманные поступки, ведут себя вызывающе-агрессивно. Отчасти результаты такого вот «самовыражения» можно увидеть в социальных сетях, в видеороликах об избиение одноклассников или «лихих поездках» зацеперов. Однако, при этом следует заметить, в тех же социальных сетях крайне скудно представлены материалы о достойных, я бы даже сказал -  геройских поступках отдельных подростков, о совершенных ими добрых делах. Подросткам не с чем сравнивать собственное поведение, полезность своих действий. Что поделать, наши современные дети не проявляют интереса к газетным сообщениям или теленовостям... Откуда же они могут узнать, что рядом с ними или в другом городе, в поселке, в деревне живет их ровесник, который совершил достойный для подражания поступок, чем снискал к себе уважение общества? И этот информационный ваккум тут же заполняют ролики с «крутыми» парнями и девахами, лихо расправляющимися со своими недругами или же  оскверняющими воинские памятники и мемориалы. Глядя на таких вот «героев», находятся подражатели, готовые за «лайк френда» сотворить невесть что, только ради того, чтобы другие заметили новый «подвиг» и заценили...

Не секрет, что современные подростки технически более продвинуты и активно используют гаджеты для общения в соцсетях. При такой ситуации, как мне кажется, правильно будет, если начать в тех же соцсетях активно продвигать добрые дела, предоставляя самим подросткам оценивать и сравнивать увиденное. Самостоятельное сравнение негативного и позитивного возможно заставит их, если не задуматься,  то, по крайней мере, может быть остановит кого-то от опрометчивого шага.

Гражданская активность подростков и ответственность за происходящее вокруг тебя и в целом в стране должна нести позитивный вектор. Что знают современные дети об Аркадии Гайдаре и его Тимуре с командой? Почти - ничего. Героем нынешнего времени, к сожалению, стал другой Гайдар. Однако вокруг нас  живут одинокие старики, инвалиды, которым порою сложно даже принести из магазина сумку с продуктами, не говоря о том, чтобы вымыть окна или заменить перегоревшую лампочку. Наши старики нуждаются в общении и в поддержке общества. И в этом смысле  развитие движения доброхотов - волонтеров отчасти поможет решить проблему поддержки стариков, при этом - воспитать в детях забытые ныне такие чувства, как  милосердие, сострадание, сопричастность к общему полезному делу. Пусть не все, пусть единицы отзовутся на призыв, но даже этого числа достаточно на первоначальном этапе. Например, 1 марта был дан старт благотворительной акции «Вспомним погибших, поможем живым!», в рамках которой на добровольной основе и бескорыстно оказывается посильная помощь нуждающимся пожилым людям.

Большинство подростков сегодня имеют фотоаппараты или мобильные телефоны с функциями фотоаппарата. В последние годы среди них особую популярность приобрело  увлечение селфи. Порою ради «неотразимо-выдающихся» фотографий подростки готовы рисковать жизнями. Для чего? Чтобы заявить о себе, громко сказать: - Вот я какой!  Однако, наблюдая со стороны за этой ситуацией, мы - взрослые, даже не пытаемся попытаться возглавить ее и аккуратно направить в позитивное русло. Отчего не организовать для детей фотоакции или фотопроекты, в рамках которых дети могли самовыразиться и показать свое творчество, приняв участие в фотовыставках. Неужели не найдется места под экспозицию в школьных коридорах, выставочных залах или Домах культуры? Одновременно можно решать вопрос воспитания у детей понимания прекрасного, важного не только для него одного, но оцененного  обществом. Сегодня часто и порою заслуженно критикуют современное искусство. Конечно, творческая личность вправе видеть окружающий мир по своему, через собственную нравственность, собственное понимание морали. «Я так вижу»,- хороший ответ на любой неприятный вопрос. Однако, давайте представим себе, что произойдет, когда из 30-50-100 фоторабот подростков, представленных на выставке, этот особенный  взгляд фотографа окажется никому не интересным? Творение начнут обходить стороной. Полагаю, автор задумается, отчего так произошло, а значит появится шанс, что последующие работы станут более интересными, яркими, динамичными.

А возможных тем для фотопроектов или конкурсов  - огромное количество. При этом неважно, где проживают ребята - в деревнях и селах, в небольших рабочих поселках или  в городах. Например, фотопроект «Край, в котором я живу. Времена года» или «Окно в природу» вполне под силу всем, при этом он реально может помочь сельским ребятам самовыразиться, добиться общественного признания на региональном уровне. Собственно и затраты на организацию таких проектов незначительные. И что важно, творчество ребят, их фотоработы могут быть использованы для иллюстраций при продвижении региональных программ развития внутреннего туризма.

Россия обладает огромной территорией. При этом, что самое удивительное, жители Калининградской области крайне редко бывают в Центральной части России, не говоря уже о Сибири или Приморье. Да и оттуда жители в своем большинстве не бывают в этом регионе. Многие из нас никогда в жизни  не были и возможно не будут за Уралом, в Сибири, на Алтае, Русском Севере или на Камчатке. Как и  жители тех регионов не приезжают в Центральную Россию. И каким образом объяснить школьникам про необъятность нашей Родины, как привить им любовь к истории Отечества, если кругозор ограничен границами конкретной местности - не ясно. Для большинства российских подростков такие исторические знаменательные места, как Ратные поля России - Куликово поле, Бородино или Прохоровское поле - остаются некими абстрактными объектами из учебника истории. А сколько памятников истории, культуры, уникальных природных объектов остаются вне рамок внимания? Вот и получается, что любовь к Отечеству самым тесным образом связано с местом проживания подростков, а все остальное находится за рамками их понимания. И без комплексной государственной поддержки, без вложения средств в комплексное развитие внутреннего подросткового туризма, мы рискуем своим будущим. Отчего не подумать о проведении автопробега или туристического похода под таким названием: «Россию на колени не поставить! Ратные поля России и  современность». Мне кажется, это может стать актуальным и востребованным мероприятием, особенно для подростков с Урала, Сибири, Приморского края.

Внутренний туризм для подростков, прежде всего, должен представлять комплексную  систему взаимообмена между регионами. Когда одни подростки путешествуют в города Сибири, а ребята оттуда приезжают в гости в города Центральной России. При этом, каждое путешествие - должно стать не только эмоциональным восхищением от увиденного, но, в тоже время, его необходимо использовать масштабных мероприятий -  организации фотовыставок, видеопоказов, интервью с участниками. Сейчас, когда в стране складывается сложная экономическая ситуация, власти Египта и Турции  предоставляют туристам из России особые преференции, потому что заинтересованы в наших деньгах. А у нас, напротив, на внутреннем рынке отмечается подорожание.

Сегодня многие россияне увлечены краеведением. Дело это интересное и полезное. В регионах начали издавать очень  интересные книги краеведов. Но, как правило, они крайне слабо рекламируются и  тираж их невелик. При этом, часть книг написано в расчете на специалистов, уже обладающих познаниями по теме. Читать детям заумные книги неинтересно и они их не читают. Но исследования краеведов вполне можно было бы перевести в интерактивную плоскость и использовать для разработки туристических маршрутов. Необходимо приложить усилия для популяризации материалов краеведения, что, несомненно, может оказать позитивное влияние на школьников или студентов. И нет сомнений, что при таком подходе зерна знаний прорастут гордостью за ту землю, на которой они живут. И совсем не важно, деревня это или рабочий поселок, небольшой городок или мегаполис - везде имеются свои легенды и предания, интересные достопримечательности. Иногда я встречаюсь со школьниками и рассказываю об интересных фактах из истории нашего района. Кому-то это не интересно, кого-то мои рассказы оставляют равнодушными. Что поделать - мы все разные. Но порою видишь, как загораются глазки, и тогда понимаешь - придет время и, может быть, мои незамысловатые рассказы станут основой для будущих исследований. И это обстоятельство, конечно, радует. При этом, обычно я случайно сталкиваюсь с информацией о каком-то историческом событии и сам для себя ставлю вопросы, на которые пытаюсь отыскать ответы. И с каждым фактом, с каждой летописной строкою ты становишься богаче, пока из небольших пазлов не сложится ясная и цельная картина. Ты осознаешь свою сопричастность к прошлому, для самого себя открываешь малоизвестную страницу из великой истории Отечества.

В своих путешествиях по городам и весям я стараюсь посещать местные кладбища - настоящий кладезь информации. С сожалением отмечаю, что во многих местах старинные надгробья уничтожены или безобразно свалены в кучу. Тем самым, мы стираем уникальные страницы истории Отечества. И не только о персоналиях, но и о забытых технологиях.  Глядя на порушенное, с болью понимаешь, что некогда на этих погостах были похоронены воины Отечественной войны 1812 года, Второй Отечественной, или как ее еще называли, Германской войны. Солдаты Великой Отечественной, умершие от ран в госпиталях... Лишь чудом сохранились единицы надгробий  пращуров. А жаль... Жаль, что в провинции беспощадно уничтожается последнее наследие. И ладно бы, если проблема была в земельных участках. Проблема скорее заключается в нашем равнодушии.

Там, где местная интеллигенция - врачи и учителя - проявляют активность в краеведении, порою открываются просто удивительные страницы нашей истории. Как говорят: было бы желание. И все это бескорыстно, из-за любви к Отечеству. А главное, своей работой они увлекают ребят, которые потом становятся достойными продолжателями начатого, настоящими патриотами своей земли, а значит - Родины! И это осознанный путь


Михаил  Переславцев, 
Русская народная линия

Написать комментарий