ЦЕННОСТЬ ТРУДА

ЦЕННОСТЬ ТРУДА

Только православная экономика создаст истинную государственность
Святой Иоанн Златоуст говорит, что кормиться постоянным трудом есть вид философии; у таких души чище, характеры сильнее.


Отцы Церкви призывали остерегаться тех, которые сами не работают, а, прикрываясь христианством, норовят жить за счет других. Для них христианство – лишь выгодная сделка. Святой Василий Великий подтверждает: «Намерение благочестия не должно служить предлогом для лени и бегством от работы, а побуждением к еще большим трудам и работе. Не только потому, что подобный образ жизни полезен как умерщвление плоти, но также ради любви к ближнему. И нужно ли говорить, сколь великое зло – праздность, если Апостол ясно возвестил: «Кто не работает, да не ест». Как для каждого необходима ежедневная пища, так необходим и труд по силам».


Климент Александрийский указывает, что в каждом ремесле можно служить Богу: «Возделывай землю, если ты земледелец, но, возделывая ее, познавай Бога; любящий мореплавание, плавай, но призывай небесного Кормчего; осенило тебя Божественное знамение в бытность воином, слушай вождя, приказывающего справедливое». Облаченные должностью начальника, говорит он, да берут пример с праведного Моисея: «И если знающий когда-нибудь получит власть, то он, подобно Моисею, будет управлять ко благу управляемых и искоренит разнузданность и вероломство, воздавая почет лучшим и наказывая дурных по справедливости, в целях воспитания».



Ссуда денег под процент


Отцы Церкви считают ростовщический процент противоестественным, безнравственным и греховным. «Воистину, верх безчеловечности, когда один, нуждаясь в необходимом, ищет ссуды для поддержания жизни, а другой, не довольствуясь капиталом, старается из несчастий бедного составить себе доходы и богатство», – пишет святой Василий Великий.


Очень резко высказывается святой Григорий Нисский, называя несправедливый процент своего рода воровством и разбоем. Ведь, в конце концов, совершенно одно и то же: проломать ли воровским манером дыру в стене и похитить чужое имущество, убить ли странника на проезжей дороге и присвоить себе его добро или же прийти к тому же результату путем ростовщичества. Святой Иоанн Златоуст высказывается в том же духе. Он лишь прибавляет, что ростовщик, в сущности, еще хуже вора и разбойника, так как действует более тиранически.


Святой Иоанн Златоуст отмечает, что требовать от должника больше того, что дал ему взаймы, явно противоречит слову Божьему. «Ибо что, – говорит он, – может быть печальнее, нежели богатый, ежедневно желающий, чтобы настал голод, дабы ему прибыло золото». Блаженный Августин пишет: «Я не желаю, чтобы вы были ростовщиками, и не желаю потому, что Бог не желает этого. Откуда видно, что Бог этого не желает? Господь говорил, что в Его обителях может пребывать тот, кто не дает своих денег в рост (Ср.: Пс. 14, 5). А как это презренно, ненавистно и проклято, думаю, знают и сами ростовщики».


Святой Василий Великий заключает, что при большем усердии к слову Божьему ростовщичество могло бы быть искоренено, и богатые давали бы бедным ссуды за одну небесную награду.


Милостыня


Сам Спаситель в Евангелии говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7) и подавайте милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто (Лк. 11, 41).


Отцы Церкви единодушно указывают, что все возражения и колебания должны умолкнуть, раз такова воля Бога: Он требует благостыни, и потому долг человека – творить ее.


Святой Киприан увещевает христиан не отказывать в подаянии под тем предлогом, что они должны беречь свое имущество для детей. Аналогично высказывается блаженный Августин: «Не умножай имущество под видом родительской любви... Скупость – дурная вещь: они хотят прикрыться и обелить себя именем отцовской любви, дабы казалось, что люди сохраняют ради детей то, что они берегут из-за скупости».


Среди различных дел милосердия Климент Александрийский ставит милостыню на первый план: «Хороша милостыня, как покаяние за грех: сильнее молитвы пост, а милостыня сильнее обоих».


Блаженный Августин говорит о том, что есть и такой род милостыни, который не имеет никакой цены для души. Это бывает тогда, когда человек видит суетность богатства и охотно раздает свои деньги, но душа его переполнена греховной гордыни.


Милостыня особо богоугодное дело, если исходит из духа смирения и всепрощения. Сам Спаситель в Евангелии говорит: Прощайте и прощены будете. Давайте и дастся вам.


Любовь не в словах, а в деятельной помощи ближнему. Те, кто не проявляют милосердия, и судимы будут без милосердия; им не поможет и вера, ибо вера без дел мертва.


Только одна христианская истина способна дать мерило экономике будущего. Безграничная свобода и власть капитала, не знающего ни родины, ни нравственных законов, – идеал мира сего. Материализм, двинув вперед науки точные и создав великие успехи техники, овладел и душой человека, убил ее свободу, низложил в гордыне своей Творца. Дальше идти некуда. Для западной цивилизации уже начинается тьма, небытие. Человечество с надеждой ожидает грядущую...


И эта цивилизация идет совсем новая, с другим основным законом – законом свободы во Христе. И главная задача ее – очистить и вознести душу человеческую. Понятия совершенно перестанавливаются, и человек из покорного раба экономических сил становится их господином, обращаясь в раба Господня.


Согретая законом христианской свободы, православная экономика создаст и истинную государственность. Падет биржа, ставшая церковью, и воссияет истинная Церковь Христова.


Из сборника «Русская идеология»

Написать комментарий