О проблемах современного монашества

О проблемах современного монашества

Согласно учению Святых Отцов, для ухода в монастырь может быть только три причины - любовь к Богу, желание Царствия Небесного и стремление принести покаяние в своих грехах, иные основания не признаются достаточными и достойными. Преп. Иоанн Лествичник пишет: «Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это, или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения». 

Однако в современных общежительных монастырях наблюдается гораздо более обширный спектр причин удаления из мира. Безусловно, есть и монахи, которые оставившие мир по трем указанным Святым Отцом причинам. Но таковые составляют, как правило, малое стадо. Большинство же вписывается в четвертую категорию, о которой преп. Иоанн сказал, что те удалилась из мира, не имея «ни одного из сих намерений».

Весьма полезно было бы исследовать причины, подвигнувшие их к такому поступку. 

Часто бывает, что человек, освободившись из мест лишения свободы, на работу устроиться не может, мирская жизнь для него непривычна. Между тем монастырь, - это добровольное заключение ради Христа, жизнь с ограничениями, - чем-то похожа на тюремную. Потому таковые выбирают монастырь вместо мира.

Кто-то, попав в сети мирских соблазнов, спивается или становится наркоманом. В монастырь их приводят близкие,  или же они приходят сами, как в последнюю пристань надежды. И, слава Богу, некоторые с Божией помощью отстают от своих пороков, некоторые и живя во святой обители, пьют, ищут деньги на наркоту.

Идут в монастырь и ради карьеры! Жизнь в миру сейчас трудная. Свой бизнес наладить нелегко, найти хорошую работу сложно; «теплые местечки» распределены между своими. А в монастырь принимают всех и предоставляют (хотя, опять же, не везде) равные возможности для дальнейшего продвижения. Это и привлекает честолюбцев, которые стремятся к высокому положению в мире сем.

В записках письмоводителя Валаамского монастыря мон. Иувиана (Красноперова) встречается следующее весьма ценное наблюдение: «Лжемонахи-карьеристы и в мирное время составляли язву монашества, у коих на уме только повышения и личные выгоды. К сожалению, большинство таких лжеиноков бывают люди более-менее развитые, неглупые, хитрые и опытные в интригах. Большинство таких якобы-монахов — люди, потерявшие совесть и предающиеся разным порокам...». Эти строчки написаны в первой половине XX века. Сегодня, в начале XXI века, проблема монашеского карьеризма усугубилась. 

Мон. Иувиан указывает на несколько характерных черт карьеристов: желание повышения — т. е. если это трудник, он стремится поскорее вырваться в послушники, послушники — в иноки, иноки — в монахи, монахи — в иеродиаконы, иеродиаконы — в иеромонахи, иеромонахи — в игумены, игумены — в архимандриты, архимандриты — в епископы, епископы – в архиепископы, архиепископы — в митрополиты, а те в свою очередь — в патриархи.

Вторая характерная черта — стремление к личной выгоде. Монахи-карьеристы за тех, кто победит. Им все равно, что делать, только бы быть приближенными к власти и пользоваться теми материальными благами, которые с этим связаны.

Действительно монахи-карьеристы — это, как правило, люди хитрые и опытные в интригах, развитые, неглупые, образованные. И, как верно подметил о. Иувиан, большинство из них — люди, потерявшие совесть и предающиеся разным порокам. Но именно этот последний тип монахов сейчас и является наиболее востребованным в современных общежительных российских монастырях. 

Почему же так происходит и как такое могло случиться? Ответ на это находим в словах великого Оптинского старца преп. Анатолия II (Потапова): «Чадо мое, знай, что в последние дни... наступят времена тяжкие. И вот, вследствие оскудения благочестия, появятся в Церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От того ереси распространятся всюду и прельстят многих... Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении».

В настоящее время ереси обновленчества и экуменизма овладели многими монастырями и силятся сломить и последнее сопротивление. Убежденных еретиков не так много и, казалось бы, они должны испытывать кадровый голод. Но тут им на помощь и приходят монахи-карьеристы. Иными словами, в настоящее смутное время сложилась наиболее благоприятная ситуация для монашеского карьеризма, наиболее питательная для него среда.

И многие, кто в наше время приходит в монастырь, становится перед вопросом: хранить ли верность Православию и благочестию, но тогда напрочь забыть и думать о каком-либо повышении; или же примкнуть к попирающим Православие и благочестие, ради успеха в монашеской карьере. Однако такие мысли рождаются лишь у людей воцерковленных, знакомых с писаниями Святых Отцов, их учением о монашестве. Монахи-карьеристы, для которых бог — чрево и внешний успех, спокойно жертвуют и Православием, и благочестием. Есть шанс на карьерный рост и у молодых невоцерковленных людей, которые пришли в монастырь, не изучив прежде Православной Веры и святоотеческого учения. Они довольствуются мнениями окружающих, и посему начальство с ними не имеет проблем. Отсюда - срывы, уход из монастырей монашествующих или впадение их в какие-либо пороки.

Истинное же монашество в современном монастырском общежитии оскудело. Оно, как подземная река, течет в некоторых монастырях, сокрытое от глаз внешних посетителей.

Например, если человек не имеет российского паспорта с антихристианской символикой (о пагубности которой предупреждают многие почившие и ныне здравствующие старцы), то во многие монастыри его даже не примут. Иноческий постриг – максимум, на что можно рассчитывать, обладая лишь одним советским паспортом образца 1974 г. Любовь к Богу, покаяние, послушание нынче не в цене. Паспорт с числом зверя — вот что сегодня является пропуском в некоторые современные обители, как и условием пострига и дальнейших продвижений.

Такие реалии современной монашеской жизни, возможно, наводят на кого-то уныние, однако напрасно - Святые Отцы заранее о сем предупредили! Желающие истинной монашеской жизни в наше время должны уготовиться к гонениям и мужественному исповеданию Православной Веры. Преп. Анатолий Оптинский пишет: «Большое притеснение от еретиков будет монахам, и жизнь монашеская будет тогда в поношении. Оскудеют обители, сократятся иноки и те, которые останутся, будут терпеть насилия. Однако сии ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, за непокорность же угрожая изгнанием. От сих угроз будет на малодушных тогда большое уныние, но ты сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа (Мф. 10, 32). Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготовленный венец, быть отвергнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную, мужественно стой в вере, и если нужно, с радостию терпи изгнания и другие скорби, ибо с тобою будет Господь... и святые мученики и исповедники, они с радостию будут взирать на твой подвиг». 

Монахам-карьеристам преподобный возвещает иное: «Но горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством, и ради любви к покою готовы подчиняться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: "Мы сохраним и спасем обитель и Господь нас простит”. Несчастные и ослепленные совсем не помышляют о том, что с ересью войдут в обитель и бесы, будет она уже тогда не святою обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать». 

Об истинных же монахах преп. Анатолий пишет, что они сохранятся и в наше страшное время лукавых гонений на Православие, но будут спасаться в безвестности: «Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Он Своих рабов, и истинные христиане будут пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединенные, пустынные места».

В заключение нашего исследования о монахах-карьеристах приведем золотые слова святого Анатолия: «Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом. Почему и повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христовой Иисусовой, с радостью спеши подвигом исповедания к перенесению страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3), предрекшего – будь верен до смерти и дам ти венец жизни (Откр. 2, 10)».

Подготовил Александр Павлов
По материалам источников:
Преп. Иоанн Лествичник. «Лествица». Электронная версия.
Шевченко Т. «Валаамское охранительство: финляндский период», электронная версия.
Сайт «Антиэкуменизм». Преп. Анатолий Оптинский «Из письма к духовному сыну».

Написать комментарий