Как смотрели Святые Отцы на телесные болезни?

Как смотрели Святые Отцы на телесные болезни?

Во время болезни полезно утешать себя размышлением о том, с какою целью Бог попускает болезни, какая от них польза для страдальцев, которые разумно переносят их. Лучшим для этого пособием могут служить рассказы из жизни св. подвижников. — Предлагаем здесь несколько.

Один старец говорил: «если овладеет тобою слабость тела, то не малодушествуй. Ибо если Господь хочет, чтобы ты был слаб телом, то кто ты, что с огорчением принимаешь это? Не Сам ли Он за тебя печется обо всём? Неужели ты без Него живешь? Потому переноси терпеливо и проси Его, чтобы даровал тебе полезное, т. е. чего Он хочет, то и делай и сиди с терпением, вкушая с любовью, что имеешь».

Феодор, ученик Пахомия Великого, сильно страдал головою и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорит ему: «Неужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдание без попущения Божия? Потому переноси болезнь и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие. А если захочет дальше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугующий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие».

Святой Афанасий Великий, пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре и сев возле него, спросил его: «Отче, есть ли какая польза от болезни человеку или нет?». — Святой Нифонт отвечал: «Как золото, когда его жгут на огне, отлагает ржавчину, так и человек, болея, очищается от грехов своих». (Четьи-Минея).

Святая Синклитикия говорила: «Много у диавола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, — приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, — расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы через это в нерадивых помрачить любовь к Богу. Но всякий раз, когда поражается тело твое, или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, — если ты грешник, то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни по суду, — и не пренебрегай настоящими (наказаниями) (Евр.12:5) , но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня (пс.117:18). Ты железо, — и огонь очистит твою ржавчину. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через это от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, — и через огонь соделался чище. Дан ангел сатаны плоти твоей (2Кор.12:7) , — торжествуй, смотри, кому ты уподобился? Ты удостоился части Павловой! Ты искушаешься горячкою? наказуешься простудою? Но Писание говорит: прошли мы сквозь огонь и воду, — и за тем уготовано упокоение (пс.65:12). Достиг ты первого, ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова св. Давида, который сказал: нищ и убог и страдаю я (пс.68:30). Эта троякая скорбь соделает тебя совершенным. Ибо Псалмопевец говорит: В скорби Ты дал мне великодушие (пс.4:2)».

«Когда болезнь тяготит нас, то не надо скорбеть нам о том, что по немощи и болезни тела мы не можем стоять на молитве и воспевать псалмы устами. Ибо всё это служит к истреблению похотений; а и пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения гнусных удовольствий. А что болезнь подавляет эти страсти, об этом излишне говорить. Подлинно излишне; ибо ею, как сильнейшим и острейшим лекарством, уничтожаются гибельные обнаружения болезни, — и в том состоит подвиг, чтобы терпеть в болезнях и воссылать благодарственные песни к всеблагому Богу. Лишаемся ли мы очей? — Перенесем это без отягощения; ибо через это мы лишаемся органов ненасытности, и просвещаемся внутренними очами. Оглохли ли мы? Будем благодарить Бога, что мы совершенно потеряли суетный слух. Руками ли ослабели? — Но мы имеем внутри себя руки, уготованные на борьбу со врагом. Немощь объемлет всё тело? Но от этого напротив возрастает здравие по внутреннему человеку». (Древний патерик).

Святой Лествичник говорит: «болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий наш и всеблагий Владыка и Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством, а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». (Лествица, слово 26, гл. 54-55).

Святой Исаак Сирианин говорит: «когда изнемогаешь, говори: «Блажен сподобившийся быть искушенным от Бога в том, за что наследуем жизнь». Ибо недуги посылает Бог для здравия души. Некто из святых сказал: «Замечал я, что монаху, который не работает благоугодно Господу и не подвизается ревностно о спасении души своей, но нерадиво обучается добродетелям, непременно попускается Богом впадать в искушения, чтобы не оставался он праздным, и от многой своей праздности не уклонился в худшее». Посему-то Бог ввергает в искушения ленивых и нерадивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном. Творит же сие Бог всегда с любящими Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей. И когда будут умолять Его, нескоро внемлет им, пока не изнемогут и пока твердо не уразумеют, что за нерадение и за леность их приключилось с ними это» (Слово 57).

Святой Варсонофий Великий говорит: «Здоровье же и страдание тела зависит от Бога, Который сказал: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю, и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей (Втор.32:39). Итак, как Богу угодно, то Он подает здоровье через врача; и когда угодно, одним словом (Своим). Продолжительность же и непродолжительность страдания есть также дело предведения Божия, и потому те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что Ему угодно и им полезно» (отв. 522).

Святой Варсонофий так утешал нетерпеливого больного брата: «Сын мой! потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не будем отягощаться (скорбью), чтобы уныние не пленило нас, ибо это начало погибели. Помни, чадо, что претерпевший до конца спасется (Мф.24:13).

Сын мой! и болезнь бывает к испытанию, а испытание приводит к искусству. Муж, не испытанный искушениями, не искусен. Испытанный же бедствиями бывает искусен, как и золото очищенное огнем. Искусство приводит человека к упованию, упование же не посрамит (Рим.5:4- 5).

Да не расслабит же враг богоугодного намерения твоего, и да не поколеблет веры твоей во Св. Троицу. Скажи мне, как ты пострадал, что так ослабеваешь? Вспоминай слова Апостола:

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение , которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр.12:4-8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты соделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь незаконным сыном » (отв. 619).

Один брат в монастыре аввы Серида, близ Газы в Палестине, когда впал в болезнь и не в силах был терпеть страдания, просил Великого старца Варсонофия молиться за него и помочь ему. Святой Варсонофий говорил ему: «возлюбленный о Господе! Будучи уверен в тебе, по духовной любви моей к тебе о Христе, открываю тебе тайны Божии. Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет Он нас от лукавого и введет в Царствие Свое вечное. И когда, по обыкновению, начал я молить Бога о тебе, Он сказал мне: «оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется через телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды» (отв. 510).

«Мирской брат Великого старца Варсонофия, будучи и сам уже стар, пришедши к нему в монастырь, отрекся от мира и, впадши в водяную болезнь, просил Великого Старца помолиться о его болезни. Святой Варсонофий отвечал ему так: «болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу безплодным. Итак, если потерпишь и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня, ничтожного, и себя значащими нечто: меня — как великого человека, себя — как брата такому человеку, а не знаешь того, что мы — чада преступления Адамова, земля и пепел. Благодари же Бога, приведшего тебя в такое состояние» (отв. 345).

Один старец просил Великого старца Варсонофия помолиться о выздоровлении аввы Серида, игумена Палестинского монастыря близ Газы; св. Варсонофий говорил ему: «О здоровье сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь Святых (о чём я и известил его), чтобы он не был болен ни одного дня, — и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? — болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения» (отв. 130).

По этой, конечно, причине авва Серид, как он открылся своей братии для их пользы, хотя жестоко страдал горячкою, но не молил Бога подать ему здоровье или облегчить его от болезни, а только даровать ему терпение и благодарение (отв. 573).

Некоторые из старцев общежития аввы Серида спросили Великого старца Варсонофия: «вы сказали нам, что вы умоляете Владыку Бога оставить после вас блаженного авву Серида; отчего же Бог, исполняющий волю боящихся Его, взял авву прежде вас? Почему Бог утаивает иногда и от Святых дела Свои? И от чего на теле аввы Серида, перед его кончиною, появились струпы, подобные горящим углям, огневики? — Святой Варсонофий отвечал. — Как некогда сказано было авве Антонию Великому: это судьбы Божии, ты не можешь уразуметь их; так должно разуметь и об этом. Что касается углевидных струпов, называемых огневиками, и преставления аввы Серида, то он получил славу сверх меры от людей и от Бога. Но чтобы люди не обоготворяли его (ибо по истине он был причастником Св. Духа и совершенства), Бог через это (болезнь) угасил славу человеческую, чтобы вполне умножилась слава Божия. Достигши такой меры, он не мог более заботиться о земных вещах, а равно, находясь посреди людей, не мог избавиться от этого, и потому Бог взял его. Что же касается до нас, то мы ожидали, что будет так, как мы полагали; а случилось по воле Бога, превосходящего (наши мысли) Промыслом спасения. Впрочем, человек не должен исследовать непостижимого, но всякую мысль и всякое благое дело возлагать на Имеющего власть, да будет по воле Его» (отв. 605).

Один брат спросил Великого Старца, должно ли употреблять врачевания в болезни. Святой Варсонофий отвечал: «те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: «во имя Господне вверяем себя врачам, да через них Бог подаст нам исцеление». А не прибегающие, в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь (врачевание), — не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией. Если же хочешь, то держи (в памяти) слово (св. Пророка) Илии, которое он говорил: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь (4Цар.1:4,16) , и будешь тогда без попечения» (отв. 505). Из этого наставления видно, что во всякой трудной болезни лучше ожидать смерти, поэтому надо заблаговременно приготовиться к ней.(Афонский листок № 246).

Составитель - о.Серафим Медведев. «О терпении болезней и скорбей»

Написать комментарий