Христос Воскресе! Дерзайте люди Божии!

Христос Воскресе! Дерзайте люди Божии!

Слово святителя Макария, митр. Московского и Коломенского

Христос воскресе!
Христос воскрес, и сбылось то, что сказано было Им: подобает Сыну Человеческому убиену быти и в третий день воскреснути. Христос воскрес, значит истинно все то, что Он говорил. А Он говорил, что Он — Сын Божий, что Он от Отца пришел спасти людей. Значит — мы действительно спасены Кровию Его; значит и мы воскреснем; и будем там, где Он. Ведь все это Он возвестил. Как это отрадно для душ верующих, пребывающих в союзе со Христом! Как отрадно для всех праведно живущих; отрадно и для грешников кающихся! И все это потому радостно и отрадно, что Христос воскрес. Если бы Христос не воскрес, то суетна была бы вера наша (1 Кор. 15, 17), напрасны были бы ожидания наши; мы были бы несчастнейшими из всех людей; ибо, отрекшись от земных удовольствий, мы не получили бы и будущих, ныне ожидаемых утешений.
Но воистину ли воскрес Христос? Да, воистину Христос воскресе! Как же иудей говорит, что Христос не воскрес; и язычник отрицает воскресение Христово, и современные безбожники и разнаго рода отрицатели и лжеучители не верят воскресению Христа? Всем этим ничего столько не хочется, как отвергнуть истину этого воскресения, — почему? Потому, что на этой истине непоколебимо стоит все здание Христовой Церкви. Благодаря этой истине, вера христианская стала быстро распространяться сперва среди иудеев, а потом среди всех народов. За эту истину святые Апостолы почти все претерпели мучения и смерть; эта истина воздвигла сонмы мучеников из всех народов. На истине воскресения, главным образом, утверждалось христианское подвижничество.
Вся Церковь Христова во все века гонимая, волнуемая и обуреваемая ересями и разнаго рода заблуждениями, стоит непоколебимо, утверждаясь на истине учения Христа воскресшаго. Поэтому, не напрасно Промыслу Божию угодно было обставить эту истину самыми неопровержимыми доказательствами.
Прежде всего нужно было засвидетельствовать истину смерти Христовой и вот, сердце Христово пронзается вопьем и из него истекает кровь и вода; значит Христос умер не мнимою смертию, а умер действительно; был погребен, и лежал во гробе, столько времени, сколько, заранее, Он Сам предрек и пророки предвозвестили. Гроб Христа был запечатан и охраняем стражей, поставленной врагами Его. Но эти стражи гроба стали в то же время и достоверными свидетелями Христова воскресения. Хотя они, подкупленные, и говорили, что тело Христа украдено учениками Его в то время, когда они спали; но ложь эта была очевидна и не могла затмить истины воскресения Христова. Ибо, если бы воины действительно спали, то как они могли узнат, что именно ученики приходили ко гробу, отвалили камень, сняли с умершаго одежды (почему же не с одеждою унесли), вынесли из пещеры и унесли куда-то. И стражи ничего этого якобы не слыхали.
Можно ли этому поверить? Конечно, нет. А если воины не спали и видели, как уносили ученики тело Христа, то почему они не удержали похитителей? Если допустить, и возможное, что воины действительно спали тогда, когда ученики уносили тело Христа, то можно спросить, для чего оно было нужно им. Для того ли, чтобы проповедывать о воскресении Его? Но они сами-то не вполне верили в возможность воскресения. Хотя Господь Христос при жизни Своей говорил им, что Ему подобает убиену быти и в третий день воскреснути. Апостолы оказались настолько боязливыми, что когда враги пришли взять Господа, то все они разбежались и потом, страха ради иудейскаго, сидели в доме, заперши двери его.
Могли ли эти люди решиться идти ко гробу, чтобы взять умершаго, охраняемаго стражей? Дело невероятное. Могли ли они решиться взять умершаго, чтобы проповедывать о воскресении, когда они не поверили истине воскресения даже и тогда, когда возвестили им о воскресении Его жены-мироносицы? Как же узнали о воскресении и кто сперва узнал? Опять не ученики узнали, а женщины, пришедшия помазать ароматами тело умершаго Христа. Им сперва возвестил Ангел, что Христос воскрес и послал их возвестить о том Апостолам. А потом и Сам Воскресший стал являться многократно, в разных видах, при разных обстоятельствах и в разных местах. Этими явлениями возбуждена и закреплена в Апостолах вера в воскресение настолько, что они потом пронесли проповедь о воскресении по всему миру, не боясь никого и ничего и за истину эту они полагали души свои.
Христос не только воскрес, но и возшел на небеса и возсел одесную Отца. Свидетелем этого явился Дух Святый, ниспосланный на Апостолов в день Пятидесятницы, по обетованию Воскресшаго. По сошествии Святаго Духа на апостолов, полились, как реки, чудеса, сперва в Иерусалиме, потом по всей Иудее, наконец повсюду, куда являлись проповедники Воскресшаго Христа. В день сошествия Святаго Духа речь Апостола Петра привлекла к вере в Воскресшаго Христа три тысячи народа. Исцеление апостолами Петром и Иоанном хромого при храме Иерусалимском сопровождается крещением 5 тысяч человек. Апостолы открыто свидетельствуют пред старейшинами народа, что распятый ими Христос воскрес, и силою Его совершаются видимыя ими чудеса, и начальники иудейские не смеют отрицать этого и даже намека не делают яко бы на похищение тела Иисусова, после того как они мздою убедили воинов распустить молву, что ученики украли тело Его.
Христианство, чем более было гонимо, тем далее и далее распространялось. Все вооружилось против Христа: и власть, и богатство, и ученость, и невежество, и все это, в конце концов, склонилось к подножию креста. И теперь опять та же борьба, — борьба сил ада со Христом, и борьба ожесточеннейшая. Сатана изобрел новыя оружия для разрушения Церкви Христовой: он выслал против нея так называемую науку, впрочем не истинную науку, а лженауку. Он вооружил против нея литературу и всякаго рода книжничество, он воздвиг против Церкви современный материализм, враждебный Евангелию социализм, равнаго рода секты, ереси и политическия партии: одне из них хвалятся разрушить дело Христово так, что от Церкви останутся якобы только клочки; другия как бы говорят о Христе и Церкви: расторжем узы их, отвержем от нас иго их. Но веруем, что со всеми этими случится то, что сказано в пророчественном псалме: Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им и Христос — Царь Сиона упасет народы жезлом железным, а противников своих сокрушит, яко сосуды скудельничи (Псал. 2, 3-9).
Итак, воистину Христос воскрес. Дерзайте убо, дерзайте людие Божие! Победитель ада и смерти победит и всех врагов, возстающих на Церковь Его, яко всесилен.
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящии Его! 
Источник: Макарий, архиепископ Томский. «Христос воскресе!» // Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Сѵноде. Еженедельное издание. № 15-16. — 12 Апреля 1908 года. — СПб.: Синодальная Типография, 1908. — С. 721-723. 

Написать комментарий