Смиренноумный человек есть источник тайн нового века

Смиренноумный человек есть источник тайн нового века

Преподобный Иустин (Попович) о смиренноумии[1]. Вера имеет свой образ мышления, ибо имеет свой образ жизни. Христианин не только живет верой (2Кор.5:7), но и мыслит верой. Вера предоставляет новую категорию мышления, через которую выявляется вся гносеологическая деятельность верующего человека. Эта новая категория есть смиренномыслие - η σωφροσύνη. В безграничной реальности веры ум смиряется перед неизреченными тайнами новой жизни в Духе Святом. Гордыня ума уступает место смирению; гордоумие - смиренноумию. Каждую мысль свою подвижник веры ограждает смирением, и тем самым обеспечивает себе познание вечной Истины.

Черпая силу в молитве, смиренноумие возрастает так, что ему нет предела. Святой Исаак учит, что молитва и смиренноумие всегда находятся в действительной соотносимости: укрепляется молитва - укрепляется смиренноумие, и наоборот[2]. Смирение является силой, которая собирает сердце[3] и не дает ему расточить себя в гордые мысли и похотливые желания. Ее удерживает и поддерживает Дух Святой, и она приближает не только человека к Богу, но и Бога к человеку[4]. Более того, смиренноумие является причиной воплощения Сына Божия, этого наиближайшего соединения Бога с человеком: "Смиренноумие делает Бога человеком на земле"[5]. Смиренноумие - это "украшение Божества, ибо Логос, воплотившись, облекся в него, и говорил нам при помощи его в теле нашем"[6].

Смирение - это таинственная божественная сила, которая дается только святым, только тем, кто совершенен в добродетелях; и дается благодатью. Она "содержит в себе все"[7]. Благодатью Святого Духа "открываются тайны смиренноумным"[8], потому они совершенны в мудрости[9]. "Смиренноумный человек есть источник тайн нового века"[10].

Смиренноумие и здравоумие - (см. выше!) - "готовят в душе залог Святой Троицы"[11]. Здравоумие является следствием смиренноумия; смиренностью ум исцеляется, оздоравливается. "Смиренноумию сопутствует кротость и собранность в себе, то есть здравоумие чувств"[12]. "Смиренноумие украшает душу здравоумием"[13].

Обращенный к миру, смиренноумный человек всю личность свою выражает через смирение. В этом он подражает воплощенному Богу. "Как душа непознаваема и невидима для телесных очей, так и смиренноумный человек не узнается среди людей"[14]. И он желает не только не бросаться людям в глаза, но и, если возможно, полностью погрузиться внутрь себя и стать как бы несуществующим в мире, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей"[15]. Смиренноумный человек уничижает себя перед всеми людьми[16], но зато его Бог прославляет, "ибо где процветает смирение, там источник славы Божией"[17], там бутон души расцветает неувядаемым цветением.

 
Примечания:
 
[1] В русском богословии более употребительны понятия "смиренномудрие", здравомыслие; но поскольку у о. Иустина своя терминологическая система, при переводе мы сочли необходимым сохранить ее

[2] Логос 21, с.83

[3] Там же

[4] Логос 21, с.84

[5] Логос 56, с.229

[6] Логос 20, с.76

[7] Там же, с.79

[8] Там же, с.80, ср. Логос 23,с.97; 37,с.160

[9] Логос 20, с.79

[10] Логос 43, с.176

[11] Логос 58, с.236

[12] Логос 81, с.312

[13] Логос 23, с.93

[14] Логос 81, с.311

[15] Там же

[16] Логос 5, с.28

[17] Там же, с.29 
 
Источник: Преподобный Иустин (Попович). Путь Богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина 

Написать комментарий