Пасха, открывшая путь на Небеса

Пасха, открывшая путь на Небеса

Двадцать два года назад в монастырь Оптина пустынь от лица Патриарха Алексия II было направлено письмо следующего содержания:

Христос Воскресе!
Разделяю с Вами и с братией обители Пасхальную радость! Вместе с вами разделяю и скорбь по поводу трагической гибели трех насельников Оптиной Пустыни. Молюсь об упокоении их душ.

Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святаго Христова Воскресения через мученическую кончину, сделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего. 
Душой с Вами и с братией. 

Патриарх Алексий II (18 апреля 1993 года).

+ + +

«Нельзя мириться с обманом, сынок»

Игорь Росляков родился в 1960 году. Что заставило юношу, родившегося в самые страшные годы духовного застоя и воспитанного во время царствования приспешников антихриста, полюбить Господа так, что Он призвал своего  слугу к Себе в самый главный Праздник, Святую Пасху, уже как Ангела, достойного всяческих почестей Небесных? Что, как ни благодать Святого Духа?

Не смотря на то, что богоборческая власть всеми силами старалась уничтожить Православную веру  и подменить ее истинную суть на поклонение бесовским идеалам в лице коммунистической партии; на повсеместное уничтожение храмов и монастырей и строительства на их месте клубы и кинотеатры; на клевету и поругание верующих; несмотря на все это, не получилось уничтожить истинную веру, Православную, и ее верных слуг. Истинно говорится: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16, 18).

Когда отец Игоря, Иван Федорович , был молодым, то он, обманутый на первый взгляд правдоподобными идеями марксизма, вступил в партию, однако впоследствии, когда он столкнулся с лицемерием, ложью и коварством идеи веры в так называемое «светлое будущее», сдал свой партбилет в райком, не смотря на уговоры, убеждения и  угрозы: «Подумайте о сыне, – говорили ему, – ведь это может отразиться на его дальнейшей судьбе». Но Иван Федорович твердо ответил: «Сын мой сам свою дорогу найдет». А Игорю, которому в то время было 12 лет, на его расспросы о своем поступке ответил: «Нельзя мириться с обманом, сынок».

«… Я надел тот крестик впервые после крещения, бывшего 27 лет назад»

12 апреля 1987 г. «Утро. Мать нашла мой крещальный крестик. Мне 27 лет. Я надел тот крестик впервые после крещения, бывшего 27 лет назад. Явный знак Божий. Во-первых: указующий, может быть приблизительно, день моего крещения, – это радостно. Во-вторых: напоминающий слова Христовы: возьми крест свой и следуй за Мною – это пока тягостно… Воистину крестный день!» - Из дневника иеромонаха Василия (Рослякова).

С этого момента начался Крестный путь будущего мученика Христова. Игорь стал усердно молиться,  вначале понуждая на это себя, но со временем молитвенный труд стал великой радостью. «Я дышу, и это не доставляет мне труда. Это свойство человеческого существа. Так и молитва была его свойством до падения. Теперь же молитва стала трудом, понуждением, как и у больного человека затруднено дыхание. Возвратить молитву в сердце, возвратить сердцу это беструдное дыхание - это и есть путь непрестанной молитвы. Ведь Господь ближе к нам, чем дыхание. Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это как если бы дали тебе крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей вселенной. Дух Святый - это крылья души». Также полюбил он  читать и святоотеческие книги, начал строго соблюдать посты и часто посещать богослужения.

Многие друзья начали удивляться перемене, которая стала происшедшей в Игоре. Некоторые крутили пальцем у виска, другие же с любопытством расспрашивали, а иные пытались убеждать в ненужности веры и религии.  «Изучение христианства доказывает со всею определенностью и решительностью истину его. Убеждение, доставляемое правильным изучением христианства, убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемого чувствами».

Чем больше душа Игоря познавала Бога, тем больше он утверждался в том, что необходимо оставить спорт, хотя к тому времени он был уж мастером спорта международного класса. И где бы он ни был, Игорь никогда не стыдился осенять себя крестным знамением,  делая это скромно, не на показ.

«Первый раз в своей жизни Игорь встречал праздник Христова Воскресения в 1985 году в Свято-Никольском храме. Закончился Великий Пост, первый сознательный пост в его жизни. Накануне праздника дома, в своем любимом уголке, в котором теперь поселились иконы Спасителя и Божией Матери, он с усердием читал правило ко Причастию. Непонятное волнение не покидало душу. Очень хотелось, чтобы поскорее наступила Пасха, ведь он так ждал ее.

И вот этот день пришел. Служба продолжалась всю ночь. Церковные свечки, эти усердные предстательницы, освещали храм, наполняя благодатью сердца верующих. А какое величественное зрелище представлял собою Пасхальный крестный ход! Воистину Ангелы пели на небесах Воскресение и Славу Христа Бога. До чего же знакомым показалось Игорю это Пасхальное торжество! Не то ли это небо, которое с детства видел он по ночам из окна своего дома? Не те ли это звезды, которые ему говорили о великой мудрости Творца? Подобно звездному небу, усыпанному множеством мерцающих огоньков, было это ночное шествие. Кто не знает сладости истинной молитвы, тот не слышал пения Ангелов. Ибо его нельзя услышать явно, оно отражается лишь в чистом сердце беззвучной мелодией неприступного Божественного Света.

Остановившись у дверей храма, все на мгновение затихли. И вот Настоятель громко провозгласил: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» – дружно ответили собравшиеся. Какая же неописуемая радость объяла всех! Подобно свежему теплому ветру налетела она и сбросила с души все печали и скорби, горести и обиды. О, Пасха – веселие вечное, радость неземная! Игорь вдохновенно пел со всеми воскресный тропарь «Христос Воскресе из мертвых». Ему хотелось поделиться радостью Воскресения Христова с каждым человеком. Не раз приходилось ему испытывать радость, побеждая на соревнованиях, но сейчас было иное чувство. Это была радость победы веры и торжества любви Божией. Это было истинное воскресение души, которое в жизни сей есть ни что иное, как соединение ее с Духом Святым» ( «Небесные ратники»).

Последняя земная Пасха иеромонаха Василия

По воле Господа Великий Пост 1993 года иеромонах Василий держал строже всех предыдущих: помимо многочасовых обязательных монастырских служб, он потом еще подолгу молился ночью у себя в келлии. А в Великий Пяток произошло странно событие: во время богослужения, когда ему надо было канонаршить, отец Василий вышел на солею и вдруг замер с книгой в руках, н в силах вымолвить слово.

На расспросы братии, что случилось, иеромонах Василий ничего не ответил. Только спустя некоторое время он рассказал одному брату, что в тот момент он вдруг увидел старца Амвросия, но о чем говорил с ним Преподобный, так и не поделился.

Наступила Великая Суббота. Отец Василий весь день исповедовал, а к вечеру от переутомления и голода он чуть не потерял сознание. На Страстной Седмице он совсем не вкушал пищи и полностью отдавал себя молитвенному подвигу, как будто знал наперед, что с ним должно произойти, и готовился к этому. Братия увидели, как он стоял бледный, держась за аналой, чуть не падая. Рядом один из иеромонахов освящал куличи, он плеснул отцу Василию в лицо и на голову святой водицы. Тот улыбнулся, и облегченно вздохнув, сказав: «Ну, теперь уж ничего, ничего», и снова начал исповедовать прихожан.

В тот день перед Пасхальной литургией отец Василий был назначен совершать Проскомидию. Всегда быстрый и четкий  в этом деле, сейчас он почему-то медлил… На вопрос благочинного, что произошло,  почему та медленно, он ответил: « Не могу, простите. Так тяжело, будто сам себя заколаю», а окончив вынимать частички, сказал: «Никогда так не уставал».

Когда в конце Пасхальной литургии отец Василий вышел канонаршить, братия с клироса,  увидев его сильно уставшим и очень бледным, попытались уговорить его отдохнуть: «Отдыхайте, Батюшка, мы сами справимся».

– Я по послушанию, – твердо ответил отец Василий и произнес: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!»

+ + +

«Слава Тебе, Господи, что посетил Оптину Своею милостью»

... Леонид Татарников очень хотел стать монахом, его желание было исполнено большой веры и любви ко Господу. «Рукоположение – это за послушание, а монашество – по желанию сердца. Каждый православный христианин в тайне своей души хочет стать монахом, – продолжал он, – но не каждый имеет столько мужества и сил, чтобы вступить на этот путь, поэтому многие находят себе оправдание. Ну и пусть находят, лишь бы только монашество не хулили. Хула на монашество – это грех последних времен» - считал будущий инок.

25 сентября 1991 года послушника Леонида постригли в иночество с именем Трофим.

«Он стремился к тому, чтобы ничем не выделяться, чтобы никто не заметил в нем какой-либо особенной молитвенности, но всегда для всех был как все, считая себя хуже всех.

– Это Трофим, что ли, постник? – с удивлением и нескрываемой улыбкой на лице говорили иногда о нем. – Трофим, что ли, аскет? – посмеивались некоторые духовно неопытные монахи.

А Трофим радовался и всегда умилялся, когда кто-то говорил о нем как о нерадивом иноке.

– Пусть говорят. Пусть люди знают правду. Негоже мне, нерадивому, изображать из себя монаха. Зачем эта актерская игра, – говорил Трофимушка, а сам втайне от всех вел строгую подвижническую жизнь.

Каждый день посещал он храмовое богослужение.

– Иноку просто необходимо посещать ежедневно храм, – говорил Трофим одному из послушников, – потому что, не ходя в церковь на службу, он уподобляется церковному колоколу.

– А почему? – спросил тот.

– Потому что колокол в храм созывает, а сам-то там и не бывает, –  отвечал Трофим» (Небесные ратники).

Рядом с любимым колоколом и окончил свою земную жизнь инок Трофим. Как только закончилась праздничная Пасхальная трапеза, чуть позже пяти часов утра, вся монастырская братия разошлась по келлиям для отдыха. Но иноку Трофиму не спалось – слишком радостно и празднично было на душе.  Он забежал в храм и нашел там Ферапонта, который уже поджидал друга. Иноки, переглянувшись, поспешили на колокольню. По всей Оптинской земле зазвучал Пасхальный звон.

+ + +

...В 1991-м году Пасха совпала с Благовещением, поэтому и служба была необычная. А для Владимира Пушкарева она была тем более необычная, потому что его сегодня должны были принять в число братии монастыря. Новенький подрясник, скуфья и пояс для будущего послушника уже лежали в алтаре.

Когда Владимир стал послушником, он уже никогда не снимал подрясника и всегда спал в нем, как это положено у монахов. Позже, братия вспоминали о нем: «Встреча  с ним была все равно, что встреча с Ангелом, –  он настолько был кроток в словах и поступках, что при виде его душа начинала каяться». Владимир горячо любил Господа и старался хоть частичку своей любви передать другим.  В своей переписке со старыми друзьями, он желал помочь им обратиться к Богу. Однако, бывало, он получал от них недоуменные письма, с жалостью к человеку, «потерянному для общества».

«Однажды послушника Владимира благословили съездить на родину, навестить мать и получить ее благословение на постриг. Приехав в поселок, Владимир зашел к своему старому другу Павлу и застал там гостей – двух молодых девушек. Увидев Владимира, они начали кокетничать и нелепо шутить.

«Мне стало так стыдно, – вспоминает друг, – а Володя, нисколько не смутившись, просто сказал:

– Девчонки, перестаньте!

Слова его имели такую внутреннюю силу, что девицы сразу же замолчали и вскоре ушли. Когда за ними захлопнулась дверь, Владимир спросил:

– Паша, тебе вот это все надо? Ты не устал от этой суеты?

Я тогда не знал, что ответить ему, но чувствовал себя ужасно неловко».

Раньше Владимир модно одевался, а теперь приехал в подряснике. Павел спросил его:

– Ты не стесняешься ходить в этой черной одежде?

– А почему я должен стесняться, – ответил Владимир, – это моя монашеская одежда, это моя проповедь Православия. Увидит кто-нибудь  меня в подряснике и вспомнит о Боге. Слово Божие надо нести людям.

– Какое слово Божие? – возразил Павел, – здесь же одна пьянь.

– Нет, брат, ты не прав. Каждый человек сотворен по образу Божию, и Господь желает спасения всякой душе. Быть может, черная одежда напомнит кому-нибудь и о том, что смерть не за горами и скоро за все придется дать ответ на Страшном Суде.

Это было его последнее свидание с матерью,  сестрами и друзьями детства» («Небесные ратники»).

Через полгода после того, а Владимир стал послушником, его постригли в иночество с именем Ферапонт, в честь преподобного Ферапонта Белоезерского…

.................................

Приспешник сатаны уже был наготове - он поджидал их за грудами кирпича рядом с Казанским храмом, восстановление которого шло полным ходом. В руке под полой шинели он держал остро заточенный ритуальный меч с выгравированным на нем числом «666» и именем хозяина, которому служил убийца, - «сатана».

Иноки Трофим и Ферапонт стояли друг  другу спиной, поэтому братья, как бы слившись душами воедино, лишь слышали ритмичный звон колоколов. Трофим, не видя Ферапонта, вдруг почувствовал, что его не стало рядом, и в ту же секунду сильный удар меча бросил Мученика на пол. «Боже наш, помилуй нас!» – успел воскликнуть он перед смертью и из последних сил ударить еще несколько раз в колокол.

Отец Василию после праздничной трапезы прочитал Пасхальные часы в своей келлии и поспешил в Скит, потому что он должен был  исповедовать причащающихся на скитской Литургии. Направляясь к скитской башне, он услышал, как Оптинскую тишину нарушил колокольный звон: это были иноки Ферапонт и Трофим, возвещающие миру Пасхальную радость, согласно Оптинсой традиции звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но чрез мгновение радостный звон неожиданно оборвался…  Большой колокол тоскливо ударил еще несколько раз и затих.

Отец Василий настороженно остановился, почувствовав, что произошло что-то, и быстро направился к колокольне. Навстречу ему встретился бегущий человек в солдатской шинели. «Брат, что случилось?» - обратился отец Василий  нему, тот же сделал вид, что направляется к воротам скитской башни, но, вдруг, резко развернулся, выхватил из-под полы шинели 60-ти сантиметровый заточенный меч и ударил им отца Василия в спину.

Он упал на землю, а убийца наклонился над ним и хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия, а на его лицо надвинул клобук. Иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками.

Слуга дьявола скинул шинель и перемахнул через монастырскую стену, где бросил меч, порытой кровью Мучеников. Здесь его потом и нашли… Страшное оружие сатанистов, на котором была выгравирована надпись: «Сатана. 666».

«Василий лежал на земле и, тяжело дыша, еле слышно шептал слова молитвы. Сбежавшиеся монахи пытались оказать ему помощь, но сильная потеря крови и тяжелые ранения не оставляли надежды: удар пришелся в спину, снизу вверх, так что пронзил почку, легкое и повредил сердечную артерию.

Один из подбежавших достал из внутреннего кармана небольшой, чудотворный, по его словам, крест, и трижды осенил лежащего на земле Мученика. Отец Василий открыл глаза. Его взгляд был устремлен на крест.

– Душа креста ищет, – сказал кто-то, а глаза Батюшки уже взирали на огромное небо, которое когда-то поведало ему о славе Божией.

Служившие в Скиту Литургию братия недоумевали, почему не идет всегда такой исполнительный отец Василий. «Помяните тяжко болящего иеромонаха Василия и убиенных иноков Ферапонта и Трофима», – послышались в алтаре слова пришедшего из монастыря брата.

– Какого монастыря? – спросил иеромонах, стоявший у жертвенника.

– Нашего.

– Как нашего?

– Да это же наши братья, только что убитые сатанистами!

Кто-то из служащих отцов со слезами на глазах сказал: «Слава Тебе, Господи, что посетил Оптину Своею милостью».

Когда Литургия подходила к концу, сообщили, что отошел ко Господу иеромонах Василий. В храме все плакали. «Надо было возглашать "Христос Воскресе!”, – вспоминал один иеромонах, – а я не мог громко произнести, только сказал один раз».(«Небесные ратники»).

При написании статьи использовались материалы из дневника иеромонаха Василия (Рослякова), а также материалы книги «Небесные ратники»
Источник: http://pravoclavie.info/402-21-god-nazad-byli-zverski-ubity-tri-monaha-iz-optinoy-pustyni.html

Написать комментарий