Как воин без мужества, так и христианин без терпения суть жалкие люди

Как воин без мужества, так и христианин без терпения суть жалкие люди

Святые отцы о терпении. О терпении Господь говорит так: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19). Он не сказал: "Спасайте вашим постом, вашим бодрствованием". Терпением же я называю то состояние, которое сообразно с волей Божией и есть царица добродетелей, основание доблестных подвигов, мир в войнах, тишина в буре и непоколебимая твердыня для обладающих им. Преподобный Григорий Синаит (XIV век).

Блажен, кто принуждает себя терпеть страдания, потому что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Невозможно исполнить заповеди Господни иначе, как посредством терпения и молитвы. Преподобный Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.).

Всякая скорбь, соединенная с терпением, хороша и полезна, а без терпения есть отвращение Божие и безполезна.

Насколько подвижник терпит скорби, настолько побеждает врага.

Если кто-либо думает, что он причастен и всем добродетелям, но не претерпит до конца, то не избежит сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного.

Преподобный Петр Дамаскин (VIII век).

Как воин без мужества, так и христианин без терпения суть жалкие люди. Тот не воин, кто идет на сражение с робостью и страхом; мужество и храбрость должны одушевлять доблестного воина, и тот не последователь Христа, кто идет за Ним с грустью и скорбью. Чем более мужества в духе, тем менее тяжести в скорби. Чем слабее терпение, тем чувствительнее страдание. Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Я не перестал говорить и не перестану, что печально одно только грех, все же остальное пыль и дым. Что, в самом деле, тяжкого обитать в темнице и иметь на себе узы? Почему тяжело терпеть несчастья, когда терпение бедствий делается основанием столь великой награды? А чем тяжело изгнание? Чем тяжело лишение имущества?.. Если ты укажешь на смерть, то скажешь о долге природы, который непременно надо потерпеть... Святитель Иоанн Златоуст (407).

Неужели вечное блаженство столь малоценно, что не хотим и немного потерпеть ради него? Иеромонах Арсений Святогорец (XIX в.).

Как терпением облегчается, так нетерпением умножается страдание.

Терпению без бед и искушений научиться невозможно, ибо терпение - это зла и бед терпение, а не добра и благополучия. Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Ради духовного нашего исцеления, для нашей же пользы попускает нам скорби и испытания милостивый Господь. Но и Сам Он Муж скорбей, изведавший многие и тяжкие болезни. Поэтому, неся крест свой, чаще всего имей пред сердечными очами твоими распятого Господа. Неужели, воспоминая о том, что претерпел Он для нашего спасения, не стерпишь и ты из любви и благодарности к своему Благодетелю того малого креста, который приблизит тебя к Нему?

Если ваши скорби и страдания будут продолжительны, и тогда не изнемогайте и не предавайтесь печали и унынию, но все попечение возложите на Господа, по слову Его: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Утверждайтесь в надежде на Господа, помышляя всегда, что временные страдания и скорби скоро пройдут, а награда за терпение обещана вечная, великая и неизобразимая. Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).

Помыслы смиренномудрия удерживают душу в терпении. Если же это так, то и следующее по необходимости справедливо: ни что другое не выводит души из терпения, как помыслы гордостные. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Надобно учиться терпению не тогда, когда бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы. Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего.

Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.

Заучивай псалмы и читай их почаще: 1) Живый в помощи Вышняго (Пс.90); 2) Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс.39); 3) Боже, в помощь мою вонми (Пс.69). Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося. Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, т. е. безотрадное, а терпение с разумом что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, т. е. ясно, внимательно зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами.

Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо. Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Терпение есть необходимое условие, без которого мы не можем понести данного нам Господом креста. Но в чем же состоит самый крест наш? Не в том, конечно, что мы часто бываем в храме и выстаиваем здесь длинные службы. Ведь Церковь есть земное небо, она есть место, где мы приготовляемся к небесной жизни, а есть еще и земля, на которую мы посланы Богом... Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

При обращении к Богу человек получает от Него силу, просвещение и утешение, необходимые в начале пути. Но только лишь человек начнет духовную борьбу, как враг воздвигает против него жестокую брань. Вот тогда-то необходимо проявить немножко выдержки. А иначе как искоренятся страсти? Прп. Паисий Святогорец (1924-1994).

Написать комментарий