Поучения преподобного
Нила Сорского. Он называет подвиг сей великим и многотрудным. "Велик
нам, говорит, подвиг в борьбе с духом блудным и крайне труден (лют зело): ибо
борьба сия объемлет и душу и тело. Посему крепко и непрестанно надлежит нам
старатися о том, чтобы бодренно и неусыпно соблюдать сердце свое от блудных
мыслей, а наипаче - в святые праздники, когда уготовляемся причаститися Святых
Тайн: в это время враг всячески силится осквернить нашу совесть".
Как побеждать блудные
помыслы?
"Когда стужают нам блудные помыслы, тогда надобно
оживлять в себе страх Божий и приводить себе на память то, что от Бога ничто не
может быть утаено, ни даже самое тонкое движение сердечное, и что Господь есть
Судия и истязатель за все, и за самое тайное и сокровенное. Должно тогда
оживить в памяти своей и то обещание (иноческое), которое изрекли мы пред
Ангелами и человеками, - обещание пребыть в целомудрии и чистоте".
Как разумеет преподобный Нил целомудрие?
"Целомудрие и чистота не ко внешнему только житию
относится, но обителию целомудрия должен быть потаенный сердца человек,
соблюдающий себя от скверных помыслов: сие-то пред Богом многоценно и
вселюбезно. А кто часто предается мыслям блудным и скверным, тот любодействует
в сердце своем, сказали Отцы. А если не соблюдет себя, то от мыслей - и к
самому делу приходит. Сколь же велико бедствие - самое это дело - видно из
того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев сей
грех: они именуют его падением. Ибо впадший в него становится бездерзновенным и
сильно влечется (поревает) к отчаянию".
Какой совет собственно иноку преподает
преподобный Нил на случай борьбы с духом блудным?
Полезно, по моему мнению, говорит он, во время брани против
блуда размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находимся,
размышлять, что мы облечены в образ Ангельский: как же дерзнем попрать совесть
нашу и уничижить носимый нами Ангельский образ мерзостию блудодеяния?
Воспомянем еще стыд и срам пред человеками; ибо и представлением стыда и срама
можем отразить студное и гнусное намерение. В самом деле, вообразим себе, что
мы застигнуты кем-либо в сквернодействе: не пожелали ли бы тогда лучше умереть,
нежели обрестися в таком сраме? Так, и иными способами потщимся отсекать
нечистые помыслы".
Иными, говорит. Какими
же именно иными?
Молитвою. "Главное же, говорит преподобный Нил, и
сильное и победоносное оружие против духа нечистот состоит в прилежной молитве
ко Господу Богу, как учат святые Отцы. Максим Исповедник наставляет вооружиться
на блудные помыслы молитвой, заимствуя слова для молитв у псалмопевца Давида:
"Изгоняющий мя ныне обыдоша мя (Пс. 16, 15)"; радосте моя, избави мя
от обышедших мя (Пс.31:7). И Иоанн Лествичник, беседуя о сем же предмете,
представляет нам образец, какою молитвою поборать помыслы блудные: Боже, в
помощь мою вонми (Пс.69:1) и сему подобное".
Какой совет из жития
Даниила Скитского извлекает преподобный Нил на тот случай, т. е. на случай
упорной борьбы против духа блудного?
"Полезно, говорит, в этом случае призывать на помощь
тех святых, кои известны нам особым подвигом своим и трудами в сохранении
чистоты и целомудрия. Так Даниил Скитский брату, ратуемому от блуда, приказал
молиться, призывая на помощь мученицу Фомаиду, за хранение целомудрия убиенную,
- молиться же так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды, - помози ми; и боримый
брат, помолясь у гроба мученицы, тотчас был избавлен от блудной страсти. Имея
таковые благодатные опыты, и мы да молимся по примеру сему, и да призываем на
помощь тех, кои подвиги в сохранении целомудрия и чистоты изображены в святых
Писаниях". (Из святых угодников, нетленно почивающих в Киевских пещерах,
можно призывать во время борьбы с нечистыми внушениями Иоанна Многострадального
и св. Моисея Угрина, которые в нашей Церкви то же, что Иосиф Прекрасный в
ветхозаветной.)
Что велит преподобный Нил сделать, если брань
не утихает?
"Если, говорит, брань длится и нападение врага не
прекращается: то, встав и простерши на небо руки и очи, молися, по наставлению
св. Григория Синаита, и Бог отженет помыслы. Молись же так: "Ты, Господи,
силен, и Твоя есть держава. Ты Сам, Господи, побори и победи за нас в брани
сей". И св. Иоанн Лествичник научает: "Возопий, говорит, к Могущему
спасти тебя не хитро сложенными словами, но смиренным и простым вещанием сим:
помилуй мя, Господи, яко немощен есмъ; и тогда познаешь силу Вышнего, и
невидимых врагов невидимо отженешь. Бий всегда ратники именем Иисусовым, ибо
крепче сего оружия ты не обрящешь ни на небе, ни на земле". По замечанию
Иоанна Лествичника, бес назирает за нами, и в то время, когда мы не можем
вооружиться молитвой телесне (помолиться внешне и внутренне), он наипаче
восстает на нас. Внимай убо бдительно, о иноче, и не ослабевай на то время в
молитве, когда смущают тебя скверные помыслы. Возведи, как прежде сказали мы,
око свое, телесное и душевное, в час и день лют ко Господу Сил, и своим опытом
уразумеешь, что силой Вышнего и невидимою помощию отражается всякая вражеская
сила. А ежели обленишься и ослабеешь, то подвергнешься стыду, не одержишь
победы и осквернишь свою совесть".
Какие предосторожности
внушает преподобный Нил против усиления блудных помыслов?
"Надобно, говорит он, принять меры против того
злокозненства диаволова, когда представляются в памяти и воображении нашем лица
женские и иные доброзрачные. Хотя бы лица сии были благочестивы и хотя бы
воспоминание о них было, по-видимому, бесстрастно, память о них и воображение
тотчас должно отсечь. Если же замедлим, то злой прелестник удобно превратит и
облечет мысли в скверное и мерзкое похотствование".
Какую предосторожность
внушает преподобный Нил против разжжения плотского?
Следующую. "Иногда, говорит, мы и сами огорчаваемся на
помыслы блудные и, размышляя о них, зазираем и устыжаем себя самих за то, что
покушаемся на такие гнусности, которые приличны только бессловесным; иногда же
и тем, что, будучи протовуестественно, скоту чуждо, обуреваемся. Но в сих
чувствованиях, благих и делу приличных, не должно, особенно новоначальным,
надолго задерживать ум свой, дабы под предлогом борьбы с духом нечистоты более
не поработить себя страсти. Посему безопаснее для нас то, чтобы отревать
первоначальные мысли (прилоги). Вступать же с ними в брань свойственно сильным,
кои в состоянии различать благоугодно и распределять помыслы сии".
Какая последняя
предосторожность против того же внушения преподобным Нилом?
"Сохраняй себя от собеседования с женщинами и от
взирания на них; удаляйся от сожительства с юными, женовидными и красивыми
лицами, и от взоров на них удерживайся. Ибо се есть сеть диавола на иноки, как
сказал некто из Отцев. И, если возможно, не бывай с ними наедине, говорит св.
Василий Великий, ни в нужной потребе. Ибо ничего нет нужнее для тебя души
твоей, за которую Христос умер и воскрес. Наконец, отнюдь не слушай ни от кого
непристойных разговоров, коими разражаются страсти.
Преподобный
Нил Сорский. «О восьми главных страстях и о победе над ними»