Слово на день Пятидесятницы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Слово на день Пятидесятницы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908 г.). Слово на день св. Пятидесятницы или сошествия Святого Духа на Апостолов. История и смысл праздника.

При наступлении дня Пятидесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сцльного ветра, и наполнил весь дом, гд они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1-4). 


Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека достойно — насколько возможно — Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду, Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вотъ чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно посильною хвалою Троице. 

Слово на день Пятьдесятницы святителя Иоанна Кронштадтского

А вы, братия и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской со вниманием его послушайте. Предмет слова — высочайший, как превысок над всем созданием своим Господь Бог безначальный, троичный Лицами и единый в Существе Своем. 


В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась Святая Троица — Бог Отец, пославший Духа Святого Апостолам по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа; и Дух Святой от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они научились и коих не знали. 

Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякого греха, от всякой страсти плоти и духа, — освеятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во веѣ концы мира; и насадить веру в Него, без которой никому невозможно спастись и начать новую жизнь; ибо кто во Христе, тот — новая тварь (2 Кор. 5, 17). 

 

Чтобы осмыслить, как должно настоящий праздник Пятидесятницы или чудесного сошествия Святого Духа — всеблагого, всемогущего Творца, Просветителя, Обновителя и Утешителя словесной твари, — вспомним, по руководству слова Божия, каким был сотворен человек Богом в начале и каким он стал по своем вольном падении. Хотя тысячу тысяч раз всем известно, но повторим и еще известное, что человек сотворен по образу и подобию Божию с безсмертною душею, с свободною волею и с двумя возможностями — утвердиться навсегда в святости и послушании Творцу чрез исполнение какой-либо заповеди, и вечно не грешить и не умирать, — и с возможностью преступить заповедь Творца и подвергнуться греху и смерти и всем безчисленным вредным последствиям своеволия, — и из существа доброго простого, стать злым и лукавым; ибо один Бог не может никогда пасть и измениться. Заповедь Творца была нарушена: человек впал в непослушание и лукавство, раздвоился, стал чувствовать мучительную склонность ко всякому злу и неестественное равнодушие и холодность, неблагодарность к Богу, излившему на человека всякие милости для души и тела. 


Человек должен был закалить себя, как закаляется глинянный горшок в огне, чрез исполнение заповеди Творца и остаться твердым в преданности Ему: а он закала и испытания не выдержал, но хотел выдержать и — разбился, — сделался лукавым и смертным и таковым стало все человечество от него происшедшее. — Каждый человек стал чувствовать в себе войну и натиск греховных страстей, вражду к Богу Творцу, противление Его законам, склонностъ ко всякому беззаконию; люди стали враждовать и между собою, воевать друг с другом и чтобы зло не сделалось своро всеобщим и люди не истребили друг друга, Господь смешал языки человеков; они не стали понимать друг друга и принуждены были разойтись в разныя стороны. Человек пал по хитрому обольщению змия человекоубийцы, как младоумный, неопытный, — и подвергся страшным бедствиям греха, проклятия и смерти. 

По человеколюбию к падшему Творец Сам восхотел быть Его Искупителем и Спасителем и взять на Себя грех рода человеческого под условием веры человека в своего Искупителя и послушания Ему. Господь, как премудрый Врач Своего создания, врачует подобным подобное; Творец принимает на себя образ человека, пребывая Богом; растет и живет с человеками — общится, единится с ними, беседует с ними, просвещает их Божественным словом, учит их притчами и простыми заповедями, врачует болезни, воскрешает мертвых; изгоняет бесов; как Бог повелевает всеми стихиями природы, страдает за грехи людей как повинный, будучи ни в чем невиновен, ни в едином грехе, чтобы заплатить долг правосудию Божию; побеждает смерть и воскресает из мертвых, всех уверив в будущем общем воскресении, и по сорокадневном пребывании после воскресения и многократных осязательных явлений ученикам, возносится на небо и получает и по человечеству власть надъ всем миром. Славно премудро до конца совершил Господь дело Отца Своего небесного. 

Особенно важнейшим делом Его было приготовить учеников, как посланников в мир, как просветителей и учителей человеческого рода, — как соль земли, как свет мира, — и Он в продолжении трех лет учил их великому делу святого Своего посольства и спасению человеков. По Своем вознесении на небеса надобно было послать им Духа Святого именно в виде огненных языков, чтобы просветить их, изварить их грех, укрепить в правде, обожить их и сделать их столпами веры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось в день Пятьдесятницы, т. е. после пятидесяти дней после славнаго Его воскресенвя и в десятый по вознесении на небо, — и с того времени Дух Святый пребывает в Цервви Христовой и будет в ней до окончания века, чтобы могущественно совершать спасение верующих. Он и совершает во всех нас верующих чудное дело спасения на сколько кто имеет веры и усердия. 

Кто изъ васъ этого не знаетъ, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и совести после сердечного покаяния во грехах и после причащения святых животворящих тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испытал на себе утешения и радости при совершении богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатного? Ибо Духом Святым всякая тварь словесная обновляется. — Очищает от скверны греха и очищается. 

Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Святого Духа на Апостолов и на Церковь Христову, и старайтесь быть достойными ее членами. Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию (по достоинству) дхнетъ (вдохнетъ), скоро вземлет от земных, возращает, восперяет, устрояет горе (Антифон). Аминь. 

Источник: Протоиерей Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадтский). Слова и поучения, произнесенные в разных местах служения в 1907-8 гг. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1908. — С 12-16.

Написать комментарий