Слово на день Пятидесятницы святого праведного Иоанна Кронштадтского
При наступлении дня Пятидесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сцльного ветра, и наполнил весь дом, гд они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1-4).
Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека достойно — насколько возможно — Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду, Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вотъ чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно посильною хвалою Троице.
А вы, братия и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской со вниманием его послушайте. Предмет слова — высочайший, как превысок над всем созданием своим Господь Бог безначальный, троичный Лицами и единый в Существе Своем.
В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась Святая Троица — Бог Отец, пославший Духа Святого Апостолам по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа; и Дух Святой от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они научились и коих не знали.
Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякого греха, от всякой страсти плоти и духа, — освеятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во веѣ концы мира; и насадить веру в Него, без которой никому невозможно спастись и начать новую жизнь; ибо кто во Христе, тот — новая тварь (2 Кор. 5, 17).
Чтобы осмыслить, как должно настоящий праздник Пятидесятницы или чудесного сошествия Святого Духа — всеблагого, всемогущего Творца, Просветителя, Обновителя и Утешителя словесной твари, — вспомним, по руководству слова Божия, каким был сотворен человек Богом в начале и каким он стал по своем вольном падении. Хотя тысячу тысяч раз всем известно, но повторим и еще известное, что человек сотворен по образу и подобию Божию с безсмертною душею, с свободною волею и с двумя возможностями — утвердиться навсегда в святости и послушании Творцу чрез исполнение какой-либо заповеди, и вечно не грешить и не умирать, — и с возможностью преступить заповедь Творца и подвергнуться греху и смерти и всем безчисленным вредным последствиям своеволия, — и из существа доброго простого, стать злым и лукавым; ибо один Бог не может никогда пасть и измениться. Заповедь Творца была нарушена: человек впал в непослушание и лукавство, раздвоился, стал чувствовать мучительную склонность ко всякому злу и неестественное равнодушие и холодность, неблагодарность к Богу, излившему на человека всякие милости для души и тела.
Человек должен был закалить себя, как закаляется глинянный горшок в огне, чрез исполнение заповеди Творца и остаться твердым в преданности Ему: а он закала и испытания не выдержал, но хотел выдержать и — разбился, — сделался лукавым и смертным и таковым стало все человечество от него происшедшее. — Каждый человек стал чувствовать в себе войну и натиск греховных страстей, вражду к Богу Творцу, противление Его законам, склонностъ ко всякому беззаконию; люди стали враждовать и между собою, воевать друг с другом и чтобы зло не сделалось своро всеобщим и люди не истребили друг друга, Господь смешал языки человеков; они не стали понимать друг друга и принуждены были разойтись в разныя стороны. Человек пал по хитрому обольщению змия человекоубийцы, как младоумный, неопытный, — и подвергся страшным бедствиям греха, проклятия и смерти.
По человеколюбию к падшему Творец Сам восхотел быть Его Искупителем и Спасителем и взять на Себя грех рода человеческого под условием веры человека в своего Искупителя и послушания Ему. Господь, как премудрый Врач Своего создания, врачует подобным подобное; Творец принимает на себя образ человека, пребывая Богом; растет и живет с человеками — общится, единится с ними, беседует с ними, просвещает их Божественным словом, учит их притчами и простыми заповедями, врачует болезни, воскрешает мертвых; изгоняет бесов; как Бог повелевает всеми стихиями природы, страдает за грехи людей как повинный, будучи ни в чем невиновен, ни в едином грехе, чтобы заплатить долг правосудию Божию; побеждает смерть и воскресает из мертвых, всех уверив в будущем общем воскресении, и по сорокадневном пребывании после воскресения и многократных осязательных явлений ученикам, возносится на небо и получает и по человечеству власть надъ всем миром. Славно премудро до конца совершил Господь дело Отца Своего небесного.
Особенно важнейшим делом Его было приготовить учеников, как посланников в мир, как просветителей и учителей человеческого рода, — как соль земли, как свет мира, — и Он в продолжении трех лет учил их великому делу святого Своего посольства и спасению человеков. По Своем вознесении на небеса надобно было послать им Духа Святого именно в виде огненных языков, чтобы просветить их, изварить их грех, укрепить в правде, обожить их и сделать их столпами веры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось в день Пятьдесятницы, т. е. после пятидесяти дней после славнаго Его воскресенвя и в десятый по вознесении на небо, — и с того времени Дух Святый пребывает в Цервви Христовой и будет в ней до окончания века, чтобы могущественно совершать спасение верующих. Он и совершает во всех нас верующих чудное дело спасения на сколько кто имеет веры и усердия.
Кто изъ васъ этого не знаетъ, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и совести после сердечного покаяния во грехах и после причащения святых животворящих тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испытал на себе утешения и радости при совершении богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатного? Ибо Духом Святым всякая тварь словесная обновляется. — Очищает от скверны греха и очищается.
Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Святого Духа на Апостолов и на Церковь Христову, и старайтесь быть достойными ее членами. Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию (по достоинству) дхнетъ (вдохнетъ), скоро вземлет от земных, возращает, восперяет, устрояет горе (Антифон). Аминь.
Источник: Протоиерей Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадтский). Слова и поучения, произнесенные в разных местах служения в 1907-8 гг. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1908. — С 12-16.