Страдание святого мученика Аскалона

Страдание святого мученика Аскалона

Когда игемон Арриан направлялся из города Ермополя(1) в город Антиною(2), то был приведен к нему на пути один из христиан, по имени Аскалон. Увидав его, игемон сказал:
   — Кто это?
   Один же из советников игемона, по имени Аполлонид, сказал:
   — Я думаю, что это христианин.
   Сказал игемон Аполлониду:
   — Спроси его, кто он.
   Аполлонид спросил святого:
   — Кто ты?
   Отвечал святой:
   — Я — христианин.
   Сказал ему игемон:
   — Слышал ли ты о царских указах, разосланных по всем странам, которые обязывают христиан приносить богам жертвы?
   Отвечал святой Аскалон:
   — Да, я слышал о тех нечестивых указах, изданных на соблазн многим.
   Сказал игемон:
   — Как смеешь ты так поносить царей, называя соблазном их священные и спасительные указы?
   Отвечал святой:
   — Делай со мною, что хочешь, ибо я не имею тех указов, так как они незаконно издаются не на пользу, но на погибель людям; потому что разве может быть пользы от тех указов, которые призывают к поклонению идолам?
   Сказал игемон:
   — Тебе мало поносить царей наших: ты и богов наших называешь идолами. Клянусь тебе самими богами, что, если ты не поклонишься им и не принесешь им жертв, то будешь предан мукам, приготовленным ослушникам.
   Отвечал святой:
   — Я не боюсь твоей угрозы, а боюсь Того, Кто сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Поэтому надобно бояться Бога, Который может вечно мучить всего человека, а не вас, которые мучите только одно тело, и то не вечно, а на короткое время.
   Игемон сказал:
   — Послушай меня и принеси жертву бессмертным богам; потому что, если ты не послушаешь, то уже приготовлено и место для мучения, и мучители.
   Отвечал святой:
   — Увидим, кто из нас явится более сильным: ты ли мучениями убедишь меня, чтобы я назвал идолов богами, или я тебя убежду признать Христа Господа моего истинным Богом и Создателем всего.
   Разгневанный игемон повелел бить мученика обнаженного и повешенного на дереве и строгать его железными орудиями. Святой же, когда немилостиво мучили и терзали тело его, так что части его падали на землю, молчал, не издавая стона болезненного и не произнося ни единого звука.
   Игемон же сказал ему:
   — Не смягчилось ли сердце твое, чтобы принести жертву богам.
   Один же ритор (3), по имени Визамон, стоявший тут же, сказал:
   — Уже смерть приблизилась к нему и он впал в умоисступление.
   Тотчас святой сказал ему бодро:
   — Я не нахожусь в умоисступлении, и от Бога, Создателя моего, не отступлю никогда.
   Сказал Арриан:
   — Опять ты ожесточаешься сердцем. Однако место это, на пути, недостаточно удобно для того, чтобы ты был достойно мучим; отправимся же в город и там ты получишь за свое неповиновение достойные тебя мучения.
   Сказав это, игемон приказал тотчас развязать мученика и вести его вместе с собою. На пути близ города протекала великая река, по имени Нил. Святой мученик Аскалон был уже привезен в город Антиной, потому что игемон, не спеша, шел позади. Антинойские граждане, вышедшие навстречу игемону, обступили святого, нагого и в ранах лежащего на земле, на берегу реки (ибо от ран он не мог ни стоять, ни сидеть), и соболезновали ему, и тут же, увидев игемона, дошедшего до реки и садящегося в лодку, приготовлялись встретить и приветствовать его. А святой мученик, услышав говоривших, что игемон переправляется в лодке, собрался с силою, встал с земли и, подняв руки к небу, воззвал к Господу, говоря:
   — Боже мой, Иисусе Христе, ради Которого я терплю эти муки и ради любви к Которому стою нагим на позор всем! Услышь меня ныне для прославления святого имени Твоего и распростри всемогущую руку Твою: удержи лодку эту, в которой сидит нечестивый судья, посреди реки и не дай ему достигнуть сего берега, пока не исповедает он Тебя единым истинным Богом, Создателем и Владыкою всего, и пред всем народом не прославит Твое Святое имя, Которое он ненавидит.
   Когда святой так помолился, внезапно лодка, в которой сидел игемон, остановилась посреди реки и совершенно не могла сдвинуться с места. Видя это, Арриан удивлялся и, вспомнив слова мученика, обещавшего привести его к признанию Христа Бога, сказал своим слугам:
   — Как вы думаете о том, что ладья остановилась на море? не случилось ли это по волшебству того христианина?
   Сказав это, игемон приказал привести другую лодку и сел в нее, — и та лодка, из которой игемон вышел, тотчас сошла со своего места; та же в которую он сел, стала, будто на суше, и никак не могла сдвинуться, хотя и гребцов было много, и паруса были распущены, и ветер был благоприятный. Игемон видя это, послал сказать мученику:
   — Так как ты убоялся мучений, которыми я грозил тебе, то по причине этого ты своим колдовством сделал то, что я не могу переплыть реки и войти в город.
   Отвечал мученик посланному:
   — Жив Господь Бог мой, и не сдвинется лодка, в которой находится Арриан, до тех пор пока не исповедает он имени Господа моего Иисуса Христа, как я и прежде сказал ему.
   Посланный же сказал ему:
   — Если даже и исповедует игемон имя Бога твоего, находясь посреди реки, как ты этого хочешь, то как ты, сидя на берегу, услышишь его голос, ибо река, как видишь, очень широка?
   Сказал ему мученик:
   — Пусть напишет он исповедание Господа моего на хартии и пришлет ее ко мне, и в ту же минуту лодка сдвинется со своего места и пристанет к берегу.
   Возвратившись, посланный объявил игемону слова мученика. Игемон же тотчас, взяв хартию, написал собственноручно следующие слова:
   — Один есть истинной Бог, Коего почитает Аскалон, и нет другого, кроме Него. Он Создатель и Владыка всего.
   Написавши так, игемон отправил хартию к Аскалону. Мученик же, прочитав написанное, помолился Богу и тотчас лодка с игемоном двинулась и достигла берега.
   Вошед в город, игемон сел на судилищном месте и, когда поставили перед него мученика, сказал ему:
   — Ты всю свою колдовскую силу богоненавистную воздвигнул против меня, чтобы удержать меня на реке, а я на суше явлю над тобой всю силу власти моей.
   И тотчас повелел обнажить мученика, повесить его на дереве и жечь рёбра и живот его, пока не растопится всё его тело.
   Святой же, опаляемый, молчал.
   И сказал ему Арриан:
   — Как вижу, ты уже умер, Аскалон.
   Отвечал святой:
   — Если я и умру, тем не менее опять жить буду.
   И сказал игемон своим слугам:
   — Только утруждаем себя, муча его; я вижу, он скорее умрет, нежели отступит от своей веры. Однако мы сделаем еще, что можем.
   Сказав это, игемон приказал привязать к ногам святого большой камень и велел бросить святого в глубину реки. Воины, взяв святого, повели его к реке. И шло вслед за ним много народа, среди которого было немало христиан, пришедших видеть кончину мученика. Христиане, захватив с собою хлеба, умоляли святого вкусить от него. Он же не хотел, говоря:
   — Не буду вкушать ничего из этой тленной пищи сего мира. потому что я приготовился идти и принять то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» (1Кор.2:9). Старайтесь же и вы, братия, получить блага, уготованные святым Божиим.
   Когда святой говорил так, воины посадили его в лодку и. отплыв от берега, начали привязывать к ногам его большой камень. А он, обратившись к стоявшим на берегу христианам, сказал:
   — Дети мои, не пренебрегите моим погребением, однако сегодня и на следующий день не ищите тела моего; на третий же день придите в северную часть города и там найдете тело мое с привязанным камнем на берегу; похороните меня вместе с тем камнем.

   И всё было так. На третий день после потопления мученика, христиане нашли его святое тело так, как он сказал им, с камнем, к нему привязанным, и похоронили его с честью, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается честь и поклонение с Отцом и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
 
Примечания: 
1. С именем Ермополя в Египте известно два города: один (Ермополь Малый) находился в Нижнем Египте, другой (Ермополь Великий) находился в Среднем Египте. В данном случае разумеется последний.
2. Город Антиноя находился в Среднем Египте, лежал напротив Ермополя Великого на противоположном ему берегу реки Нила.
3. Учитель красноречия.Мученик Аскалон Антиохийский
 
Источник: Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых 
 

Написать комментарий