О страсти блудной и похоти плотской

О страсти блудной и похоти плотской

Архимандрит Фотий (Спасский). Поучения. Первый сын невоздержания и чревообъядения есть блуд: почему нужно всегда всем воздерживать чрево от многий ястий и питий. Великий же подвиг всем предлежит против страсти блуда и похоти плоти: сия похоть от первого возраста начинает безпокоить и возмущать человека. Страх и трепет должны объять нас, верных, когда помыслим, что люди, будучи в беззаконии зачаты и во грехах рождены, так наклонны бывают к растлению от юности, что дети юные, когда токмо мыслить начинают, на свои ноги подниматься, а разума и понятия настоящего еще не имеют, но из них находятся многие дети, у которых в эти невинные лета юности похоть плотская нередко движет умы, сердца и телеса (самих юношей и даже младенцев).

Ах! что мы можем помыслить о себе, и что мы сами в себе по плоти, плотские человеки? Может ли кто быть совершенно оставлен от борения плоти, будучи во плоти, если Свыше благодать Господня его не укрепляет? Праведен есть тот во дни наши, кто благодатью Христовою укрепляем или не падает от борьбы с плотью, борим и подвизаем, или совсем не борим уже плотью, между тем как прежде был борим, и одолеваем, и опаляем огнем похоти, и пав от плоти, восстав, — не падает; а кто ныне не борется с плотью, — сердце его не мыслит о плоти, не уязвляется втайне стрелами ее, умом и сердцем горит к Богу, всю свою любовь к Господу Богу истощает, и во дни и в ночи Бог с ним есть и он с Богом: тот воистину Божий есть и Дух Святый живет в нем, чистоты ради. Но я скажу здесь то едино, что силен и лют бес похоти плотской, и сугубую брань творит во плоти. Многие грехи и духи злобы в душе токмо воздвигают брань; бес же блудный в душе и теле воюет: и потому двоякое борение и восприять человеку подобает. Недовольно одного телесного пощения к стяжанию совершенного целомудрия и истинной чистоты, когда в сердце не будет сокрушения, молитвы к Богу непрестанной, частого поучения в Писании, труда и рукоделия. Все сие может удерживать непостоянные стремления плотские в душе и от скверных мечтаний возвращать человека к Богу. Наиболее сего споспешествует к тому смирение души, без коего ни блуда, ни иного греха никто победить не возможет: смиренномудрие же уничтожает всех бесов. Итак, предварительно должно всячески блюсти сердце от скверных помыслов: от сердца бо происходят помышления злые, убийства, прелюбодения, любодеяния.

Пощение не токмо к удручению тела нам от Бога узаконено, в коем святые подвизались во весь век свой, но и к трезвению ума, дабы множеством брашен помрачившись, ум не изнемог к наблюдению помыслов. Надобно не токмо в телесном пощении всякое тщание являть, но и во внимании помыслов, и в духовном поучении, без него невозможно к высоте истинного целомудрия и чистоты взойти. И так и нам нужно очищать сперва внутренние стекляницы и блюда, да будет и внешнее в нас чисто: в начале надобно ум и сердце от помыслов скверных воздерживать, и тогда сама плоть усмирится. Тело без души мертво, тако и похоть плоти без душевных помыслов и желаний не может зачаться и быть. Сего ради, если мы тщимся законно подвизаться и увенчаться, победив скверного блудного беса, не о нашей силе и подвиге да дерзаем, но о силе Божией; не престанет человека ратовать дух блудный дотоле, доколе воистину уверует человек — подвижник, что не своим тщанием, не своим трудом, но Божиим покровом и помощью Вышнего избавляется от пакостника плоти, духа сатанина и на высоту чистоты восходит. Сверх естества есть дело, и как бы безтелесен бывает человек — подвижник в совершенном возрасте, когда разжжения плоти и сласти ее попрал: чудно ныне есть, если кто сие благо от Бога стяжал! Человеку невозможно своими силами к высокой сей и небесной чистоте равно Ангельской возлететь и быти во плоти яко безплотным, если сама благодать Божия его из земли и блага страстей не возведет. Никакой иной добродетелью обложенные плотью человеки Ангелам так не уподобляются, как целомудрием и чистотой. Целомудрия стяжатели, еще на земле пребывая, имеют житие на небесах, по слову Апостола. Знамение же есть, что мы добродетель сию — целомудрие — совершенно стяжали, когда никакому образу скверного мечтания во сне не внимаем. Ибо хотя и не вменяется в грех, когда во сне кому движение плотское блудное бывает, однако знак есть, что душа недугует, и страсти блудной совсем не избавилась. А посему, когда случаются нам во сне скверные мечтания и истечения, тогда явно сами в себе обличаемся, что уныли мы и немощны и что сокровенный в тайных удах наших и сердцах недуг души плотской есть второе искушение.

Потому-то и врач душ наших Господь в тайных души цельбу положил, где и причины недуга блудного бывают, глаголя тако: «яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем» (Мф.5:28): не толико Господь сими словами любопытные и блудные исправляет очи наши телесные, когда посматриваем мы всюду на всех и на вся, колико тем исправляет сперва внутрь водруженную в нас душу, коя данные на благо от Бога очи во зло употребила. Сего ради и в притчах Соломоновых не глаголется человеку: всяцем хранением блюди твои очи, но — «всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч.4:23). То наблюдай наипаче, девице, на что сердце хочет очи употреблять. Да будет сердца нашего сие предохранение: когда в мысли нашей будет память жены, диавольским злодейством произросшая, или случится память матери, или сестры, или иных неких жен благоговейных, скоро от сердца должны изгнать, дабы много и долго пребывая, мы подвижники, в памяти благоговидных жен, злых прелестниц — после от их лиц не низвел дух лукавый и не изринул мысль в скверные и вредные помышления. Нам подобает наблюдать, яко за главою змиевою, за начатками вредных помыслов, коими вползти в души наши диавол покушается, дабы приятием, яко главы змиевы, прилога и начального помысла злого, и прочее, яко тело змия, сосложение сласти, мнимое услаждение не принять нам. Ибо от помысла худого и соуслаждения приятного плотского в душе тотчас на беззаконие сатана, змий древний, мысль приведет. Надобно же по внушению духа истины во утрие избивать вся грешныя земли, т. е. светом разума рассуждать и потреблять греховные помыслы от земли, коя есть наше сердце, по учению Господа: и доколе еще, яко младенцы сыны Вавилонские, — злые помыслы должно разбивать и сокрушать о камень, Иже есть Господь Иисус Христос. Ибо если со сложением возмужают помыслы нечистые, не могут после уже без великого воздыхания и труда быть побеждены.

К словам, реченным от Святого Писания, добро есть и словеса святых отец воспомянуть: говорил о себе свт. Василий Великий: «и жены не знаю и девственник несмь». Толико святый и Божий человек ведал, что не в одном телесном воздержании от жены дар девственности исправляется, но наипаче в душевной святости и чистоте, коя страхом Божиим исправляется. К тому же глаголет Дух Святый Отец, что невозможно нам добродетель чистоты совершенно стяжать, если сперва истинного смиренномудрия в сердце нашем не стяжем; невозможно и разума истинного сподобиться, доколе в тайных души страсть блудная приседит; убо мир иметь и святыню со всеми подобает иметь; без чего никто не узрит Господа: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф.5:8), всяк бегай блудодеяния и сквернения. Итак, колико небесное и Ангельское исправление святыни есть, толико тягчайшими сопротивников наветами ратуемо есть. Сего ради тщатися должны мы не токмо воздержанию телесному обучаться, но и сокрушению сердца и чистым молитвам, с воздыханием многим, дабы пещь плоти нашея, кою сатана, яко Вавилонский Царь, похотными разжжениями разжигает, на всяк день росою пришествия Святаго Духа нам угасить. К тому же великое для нас оружие в брани на одоление плоти — иметь по Бозе бдение. Яко же сохранение дня ночную устрояет святыню, тако и ночное по Бозе бдение предуготовляет дневную чистоту души.

Се тебе, дево Христова, пишу и внушаю внутрь твоего сердца: чти и внимай, не от себя пишу, но от святых отец и Писания научился и все сие приял, что написал; сего ради Господь благодатью Своею блюдет от чрева матери моея по плоти в девстве: не знаю жены, люблю девство и блюсти оное девствующим всем внушаю, их же Господь Бог на сие призвал и избрал. Ты дева и лучше для тебя и угоднее Богу до конца пребыть девою. Паче познаешь и вкусишь доброту и красоту райскую Божию, не познав доброты и красоты мужелюбия на земле. Благо есть кто в супружестве чисто, законно и блюдя себя во время, живет. Но свято есть Бога ради действовать сторицею могущему вместить дар девствования, нежели удовлетворения ради похоти и деторождения ожениться. Впрочем, лучше же жениться, нежели разжигаться человеку, и не имеющему законной жены быть с женами, или, что хуже всего, гнуснее и безсловеснее, имея жену, похотеть иных жен многих. Горе, пагуба и смерть сквернителю, прелюбодею, недовольному своей единой, от Бога данной женой.

Велик подвиг девствующих и чуден добротою венец славы на небесах, им за подвиг уготованный от Бога. Святые угодники, постники и молитвенники страдали от страсти плоти немало и многие труды переносили чистоты ради: то нам ли, живущим среди мира, во зле всего лежащего, не нужно подвизаться? Велик есть труд, когда враг льстит мя и борет душу мою. Но, о! душе моя, крепися, борися и до конца возмогай о Господе, взыскуя помощи Свыше от Него в день скорби; потерпи, и приидет вскоре помощь твоя от Господа: Утешитель Небесный, Дух истины тебя утешит, все в тишину приведет, и мир будет тебе с плотью, когда же облегчение во плоти есть, к любви Божией сердце мое паче прилепися, и мимо тебя идет похоть плоти, то смирися, о душе, и благодари Тайновидца, что близ тебя есть Царствие Божие. О! как добро и красно Царствие Божие! О! как радостно пришествие его в нас! О! как утешительно явление и действие его в нас!

Отче наш, Иже еси на небесех, да приидет убо Царствие Твое в нас, и вне нас, и яви нам лице Твое, Святый и Трисвятый Господи, Сыном Твоим и Духом Святым. Готово сердце мое к Тебе, Боже! Возжада душа моя к Тебе, Богу крепкому, живому! О! когда прииду и явлюся лицу Твоему, Царю и Господу, Спасе и Боже мой! Твой есмь аз, спаси мя, Тебя ради есмь, яко же есмь. Тебя ради девствую, Тебя ради нуждаюсь, и Тебя ради стражду, Твоя вся во мне, и Твоя есть сила и слава, соблюди меня во имя Твое святое, ныне и во веки. Аминь.

Архимандрит Фотий (Спасский) Письма

Написать комментарий