НАШ ОПТИМИЗМ — ИХ ПЕССИМИЗМ

НАШ ОПТИМИЗМ — ИХ ПЕССИМИЗМ

Славяне стали помехой всему миру
Славяне стали помехой всему миру. Нет такой хулы, которой бы нас не обругали; нет такой насмешки, которая бы к нам не относилась; нет такой обиды, которую бы нам не нанесли; нет такого недостатка, который бы нам не приписали. Стали мы притчей во языцех.

Говорят о нас и судачат  со страхом, и сожалением, оскорбительно подмигивая. Таковы они: приятели и неприятели наши. А наш многострадальный  Иов, Россия наша, на помойке лежит, изъеденная ранами.

И они, приятели и неприятели наши, расселись вокруг и ведут разговоры, философствуют о ранах. Через раны смотрят на Россию; раны стали для них мерилом, которым они меряют Россию. Они из-за ран не видят и не хотят видеть душу России; задерживаются на ранах как черви, поэтому их философия равна философии червей. Заключения их полны страха и отвращения, полны через край безнадежностью и пессимизмом.

И спрашивают они нас невнятно: чем вы, Славяне, хвалитесь? – Ранами.

Славяне, чем же вы велики? – Страданием.

Славяне, в чем же ваш оптимизм? – Русская Православная Церковь со святым патриархом Тихоном во главе.

 Да, Русская Православная Церковь. Она наш оптимизм – а их пессимизм, пессимизм большевиков и всех явных и тайных их поклонников. То, что лучше для нас,  для них —  хуже некуда.  Что светло для нас, для них  мерзко. Благая весть для нас, для них весть горькая.


Через Великую Пятницу проходит Русская Церковь. Великая Пятница есть наибольший соблазн для законников и книжников, которые законно, правомерно, механически, книжно, по человеку и человеком решают проблемы страдания,  для Эллинов и эллинских духов, которые культурой и цивилизацией, философией и наукой, политикой и религией по человеку решают проблемы страдания.

Они Христианство сводят к Великой Пятнице; стоят около Распятого и оскорбительно говорят: испустил дух христианский Бог; умер Бог, умер Христос! Христиане, вы мертвого Бога обожаете. – Поэтому Великая Пятница – обжигающий пессимизм для них, жгучее проклятие и ужас.

Они Великую Пятницу рассматривают как последнее действие драмы Христовой, как последний ответ человека Христу и Христа человеку.

Но для нас Великая Пятница есть необходимый путь к Воскресению, вечерняя перед Воскресением. Страдания ведут к Воскресению. В этом и находится смысл страданий и оправдание, в этом и решение проблемы страдания.

Тем, что Он осмыслил и оправдал страдания, тем что решил неразрешимую для человечества проблему страдания – Христос доказал, что Он Бог.


Вне Христа,  Христа Воскресшего и Прославленного – страдание есть неоправданный ужас, немыслимая безсмыслица, и зло, и страх бесовский, и неоправданный предлог для бунта против Бога.

 Со Христом и от Христа: страдание есть огонь очищающий и необходимое условие спасения. Хоть какой человек, как бы он не напрягал себя, решить своими силами жуткую проблему страдания – немощен, рассыпается в ропоте, каменеет от ужаса.

Посмотрите на приятелей Иова: не едят, не пьют, по семь дней и по семь ночей не спят, не чувствуют своего тела, забывают обо всем, решая проблему страдания и – не могут решить. Здесь необходимо вмешательство Бога, Божий комментарий: через вихорь и бурю, через Воскресение, отныне и до века.

Почему же вас пугает страдание? Не потому ли, что меряете умом и видите оком, в котором нет Воскресшего Христа? Не потому ли, что око свое остановили на Великой Пятнице? Войдите же в субботу, прикоснитесь к Воскресению; пусть же Воскресший Богочеловек коснется вашего сердца и ока, и печаль ваша претворится в радость, и пессимизм ваш претворится в оптимизм.


 Русская Православная Церковь находится в своей Великой Пятнице. Поэтому она стала соблазном для законников и книжников, безумием для эллинов и эллинизированных.

Они стоят около Распятья, измеряя страдание культурным мерилом, то есть мерилом смертного человека, который не признает воскресения, не верит в него, не хочет знать о нем; меряют, измеряют, отмеряют и говорят: если Христова Церковь, то пусть сойдет с креста, пусть сама себе поможет. И прибавляют: «Немощна, дух уже испустила, умерла». И уходят на крикливый европейский базар, избавившись еще от одной проблемы, от тяжелой муки.

А для нас, православных, существует богочеловеческое мерило страдания, Христов комментарий на Великую Пятницу: Воскресение. Страдание ради Христа, сораспятие Христу ведет к совоскресению со Христом, ведь если мы едины с ним в смерти, то будем едины и в воскресении.


Воскресение объясняет страдание и является решением проблемы страдания. Воскресением Христос сделал страдание средством для оптимизма. А когда страдание средство – средство Христово для оптимизма, то никакое страдание не может ввести нас в пессимизм. Как же страданию ради Христа не быть нашим оптимизмом, когда оно готовит нас к воскресению со Христом?

Только такое воскресное воззрение на страдание является новозаветным, апостольским, мученическим, свято-отеческим, подвижническим, православным, тихоновским, то есть Христовым.

Только живая вера, живое ощущение того, что Воскресший Господь страдает страданием каждого православного, дает силу Церкви с радостью и благословением превозмогать всевозможные страдания и гонения.
Современная Русская Церковь есть наш оптимизм, потому, что Христова, потому что апостольская, потому что мученическая, потому что соборная, потому что воистину Православная и Святая.

Чем? – Своей подвижнической жизнью и богочеловеческим методом борьбы со злом, борьбой с геноцидом и ее мучителями.

 Со злом она борется добром, с ненавистью – любовью, с клеветой – благословением, с дикостью – кротостью, с гордостью – смирением, с грубостью – блаженством, с оскорблениями – прощением, с враждой – любовью к врагам своим, с дьяволом – Христом.

Разве это не Христов, разве не апостольский, разве не мученический, разве не богочеловеческий метод борьбы со злом?

 Новый Завет нов не только новой целью, но и новым средством достижения этой цели. Для своей богочеловеческой цели Христос имеет богочеловеческое средство. Старозаветными средствами нельзя достигнуть новозаветной цели, а тем более языческими средствами.

В своей нервозности намереваясь побыстрее достигнуть новозаветной цели, неправославные люди заменили новозаветные средства языческими средствами: культурой и цивилизацией по человеку.

 Языческий метод состоит в том, чтобы со злом бороться злом, с неприязнью – неприязнью, с ненавистью – ненавистью, со злобой – злобой, с гордостью – гордостью, с грехом – грехом, с дьяволом – дьяволом. Языческий метод безсмысленен, так как грех нельзя уничтожить грехом, а дьяволом не изгонишь дьявола.

 По-христиански: не противиться злом против зла, но добром; обратить другую щеку, когда ударяют по  лицу; отдать рубашку, когда просят одежду; любить врагов своих, благословлять проклинающих нас; делать добро тем, кто нас ненавидит; молиться Богу за тех, кто нас гонит; подобно солнцу надо освещать и добрых и злых.   

Эти средства не только завет Христов, завещанный нам, но и жизнь Христова. Вся жизнь Христова есть борьба со злом исключительно этими средствами. Он так жил и так боролся, чтобы и мы так жили и так боролись. – «Невозможно, невозможно, – твердят многие, — мы просто люди, а он Бог».

 А ведь Апостолы жили так, так боролись, и так учили: благословляйте тех, которые гонят нас; благословляйте, а не проклинайте. Никому не возвращайте злом за зло… Не мстите за себя… ведь сказано: «Мое отмщение, Аз воздам!»

Если твой неприятель голоден, накорми его, если жаждет, напои, ведь поступая так, ты собираешь угли на его голову, не позволяй злу одолеть тебя, но преодолевай зло добром.

 Ведь и Мученики так жили и так боролись. Вооружив душу богочеловеческими подвигами: верой, любовью, молитвой, кротостью, смирением, терпением, они богочеловечески и апостольски переносили все мучения и гонения.


Богочеловеческий метод борьбы со злом Церковь без всяких компромиссов употребляла вплоть до Миланского едикта (в 313г.). С тех пор богочеловеческий метод стал постепенно заменяться языческим: ради государства и под давлением государства Церковь санкционирует войны и все средства языческого государства, и оставляет мученичество как метод жизни и миссионерства.

Веками Западная Церковь отвыкала от богочеловеческого метода, пока полностью не усвоила языческие методы борьбы со злом.

Сегодня все христианские концессии, пользуются только языческими средствами: культурой, цивилизацией, национализмом и  социализмом, наукой и политикой – для осуществления богочеловеческих целей. И не осуществляют их.

Современная Русская Православная Церковь воскресила богочеловеческий метод Христовой, Апостольской и Мученической Церкви, и борется со злом исключительно богочеловеческими средствами.

Поэтому она наш оптимизм. Она наш благовестник, так как нашу горькую действительность принесла весть о том, что богочеловеческие средства в наше хаотичное время могут успешно употребляться в борьбе со злом. И еще: что Церковь непобедима и всепобедна. Она показывает нам это мученичеством своих верных членов.



              Книга «Посев и жатва»
 Русская Православная Церковь-
Преп. Иустин Челийский

Написать комментарий