Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(1-07-2015, 00:04)

Дорога к благодати

Дорога к благодатиЛето вмещает в себя массу событий и смыслов. Для одних – это период отпусков и отдыха, для других – пора активных работ на грядках, для третьих – насыщенный возможностями сезон, завершающий годовой круговорот дел… Сказанное относится ко всем жителям России, но для православных лето – это еще и пора паломничеств по святым местам. Верующие стараются приобщиться благодати: побывать в намоленных уголках земли, поклониться чудотворным иконам, мощам угодников Божиих и с покаянным чувством хотя бы краешком души прикоснуться к иному миру, дарующему внутреннее преображение, очищение, обновление. На тему паломнических путешествий мы беседуем с уже знакомым читателям священником – отцом Александром Парамоновым.

– Уважаемый отец Александр! Расскажите, пожалуйста, о паломничестве. Почему верующих, посещающих святые места, называют паломниками? Как и когда возникла традиция таких странствований, какова ее история?

– Паломничество – это посещение религиозно значимого объекта с целью поклонения святыне. Обычай совершать такие путешествия возник еще в ветхозаветные времена, когда иудеи собирались в Иерусалимский храм к празднику Пасхи. Также в древности многие поднимались к Ноеву ковчегу на гору Арарат. После богоубийства и разрушения Иерусалимского храма преемники древней Иудейской Церкви – христиане – начали посещать места, связанные с жизнью и смертью Господа нашего Иисуса Христа. Сохранились сведения, что в 119 году римский Император-язычник Адриан († 138), раздраженный массовым паломничеством ко Гробу Господню, приказал завалить пещеру камнями, сделать там насыпь и соорудить капище в честь языческой богини Венеры. При Императоре Константине Великом († 237) его мать, святая равноапостольная Царица Елена, разрушила это богопротивное строение, обрела Животворящий Крест Христов и повелела воздвигнуть храм Гроба Господня, который с тех пор стал для христиан основным центром паломничества.

В период гонений от язычников верующие приходили к могилам мучеников и местам их страданий и подвигов. В III веке, с зарождением монашества, появились отшельники, скитяне и киновиаты (монахи, проживающие в киновии – общежительном монастыре, – примеч. ред.). Среди иноков древней Церкви просияло множество аскетов, чудотворцев и прозорливцев, к которым еще при их жизни стекались тысячи людей, ищущих духовного совета, утешения, вразумления, молитвенной поддержки и исцелений своих душевных и телесных недугов. После кончины старцев христиане по-прежнему посещали основанные ими обители; а ученики почивших сопровождали их в места подвигов аввы, повествуя: «Вот, в этой пещере наш отец уединялся, тут он проводил ночи в молитве, на сем жестком и узком ложе предавался кратковременному отдыху…» Так на протяжении веков традиции паломнических странствований постепенно расширялись, развивались и укоренялись во всем мире.

– Как известно, посещать особо важные, сакральные места принято не только в Православии, но и в иных конфессиях и верах. Что Вы можете об этом сказать? Есть ли какие-то особенности именно православного паломничества?

– Душа человеческая – по природе христианка. Если она открыта к восприятию Божественного света, то, соприкасаясь со святыней, будет переживать особенное духовное состояние – Божию благодать. Всем известный пример – впечатления наших далеких предков-язычников, которые по приказанию святого равноапостольного князя Владимира, выбиравшего новую веру для русского народа, посетили храм святой Софии в Константинополе. «Не знаем, на небе мы были или на земле», – рассказывали послы князю по возвращении. Однако попадая в какое-либо место, считающееся объектом поклонения, но не имеющее отношения к истинному Богу, безпристрастные паломники свидетельствуют об отсутствии благодатных переживаний. Напротив, нередко им приходится претерпевать неприятные моменты, связанные, видимо, с воздействием темных, бесовских сил. Так, один путешественник, побывавший во время поездки на Святую Землю в католическом костеле, заметил, что его не покидало ощущение, «будто там кто-то умер». Т. е. главное отличие православного паломничества от путешествий иноверцев и еретиков – в том, что мы посещаем действительно заслуживающие почитания места, и потому наши усилия в этом направлении душеполезны и приносят искренне верующим людям спасительные духовные плоды.

– Как появилась и развивалась практика путешествий к святыням на Руси? С какого времени наши предки стали совершать паломничества не только в иные страны (в Иерусалим, в Константинополь, на Святую Гору), но и внутри своего государства? Чем были для них такие походы, зачем и как предпринимались? Почему эти богомолья часто связывались с каким-либо обетом? И чем объясняется расцвет русского паломничества в XIX – начале XX века?

– Паломничество на Руси возникло одновременно с Христианством. Почти с самого момента Крещения нашего народа русские люди стали совершать эти богомольные путешествия – например, в Киево-Печерский монастырь. Массовые посещения святых мест несколько приостановило татаро-монгольское нашествие, ибо варвары разрушали не только города и села, но и иноческие обители. Однако уже в XIV веке образовались новые центры поклонения святыням, главным из которых стал Троице-Сергиев монастырь; восстала из руин и Киево-Печерская лавра. Освобождение Руси от монгольского ига и становление Московского централизованного государства способствовали дальнейшему развитию паломничества.

Пример в сем богоугодном делании подавали наши благочестивые Государи. Особенно часто посещал святые места Царь Иоанн Васильевич Грозный. Практически перед каждым военным походом он ездил в монастырь или какой-либо древний русский город со множеством святынь и испрашивал помощи Божией, давая обет – как правило, о возведении нового храма или обители. А после каждой одержанной победы Царь возвращался в места своих молебствий, чтобы возблагодарить Господа и исполнить данное слово. Видимо, именно в этом и заключалась причина его необыкновенного успеха в области территориальных приобретений: за годы правления Иоанна Васильевича Русь возросла в размерах, как минимум, втрое.

Процветало паломничество и среди простого народа. По большей части оно было пешим; при этом всегда находились люди, которые посвящали таким странствиям не один год жизни. Существовал и такой вид подвига, как странничество; его делателей называли странниками, и эти богомольцы пользовались в народе особым уважением. Благочестивые традиции странничества и странноприимства сохранялись на нашей земле вплоть до начала ХХ века.

Особое развитие русского паломничества в XIX – начале XX века связано, по моему мнению, вообще с возвышением Российской Империи, которая в то время претендовала на роль самой мощной мировой державы. Мы славились непобедимыми армией и флотом, высокоразвитым сельским хозяйством и постоянно набиравшей темпы роста промышленностью, лучшими в мире наукой и образованием, небывалым расцветом культуры и искусства, миллионным годовым приростом численности населения... Кроме того, во многом распространению практики паломничества поспособствовало создание в Иерусалиме Русской Духовной Миссии, а также Императорского Православного Палестинского Общества, которое приобретало на Святой Земле участки и возводило на них монастыри, храмы и школы для бедных местных арабских детей. Создавались особые государственные проекты по присоединению к России Константинополя и Святой Земли, и эти планы имели хорошие шансы на реализацию. Однако совершавшееся не одно десятилетие и даже столетие постепенное уклонение народа, прежде всего – интеллигенции, от духовных начал Святой Руси, коварство западных «партнеров» и предательство доморощенных иуд – все эти вместе взятые явления – привели в конце концов к краху могущественной Российской державы…

– Что происходило с традицией паломничества в годы советской власти? Как отразились на ней антицерковные репрессии, какие характерные черты она утратила и какие – приобрела? Какой смысл вкладывали в это богоугодное делание наши ближайшие предки?

– В период гонений безбожная власть закрыла практически все монастыри и множество храмов, большинство из которых было впоследствии разрушено. Святыни изымались, уничтожались, подвергались поруганию. Благодатные источники, колодцы и купальни засыпались землей, камнями, мусором, заливались бетоном; воду из них через водопроводы использовали для хозяйственных нужд. В местах явления чудотворных икон, прежде особо многолюдных, устраивались засады и облавы… И хотя верующие все равно тайно посещали эти островки духовного утешения, приходя на руины древних обителей и храмов, к поруганным святыням – времена для паломничества были крайне тяжелыми. Только после войны, когда открылись некоторые обители и в них возобновилась монашеская жизнь, православные снова потянулись туда, желая укрепиться в вере и получить духовное назидание у истинных светильников веры – прошедших пытки и лагеря исповедников Православия.

– Сегодня, по милости Божией, у людей, стремящихся приобщиться к святому, имеются широкие возможности. Что Вы можете посоветовать собирающимся в паломническую поездку? Что важно знать и учитывать, на что настроиться, к чему себя подготовить?

– Прежде всего нужно определить правильную цель. Например, некоторые люди едут в монастыри в надежде пообщаться со старцами. Таким путешественникам необходимо помнить, что истинных столпов благочестия, обладающих духовными дарами (главным из которых является рассуждение), в наши дни, к сожалению, очень немного. Они, как правило, стараются хранить свои подвиги в тайне – их жизнь неприметна для мирских глаз, сокрыта в Боге зачастую даже от ближайших собратий-монашествующих. Зато нередко людская молва окружает ореолом старческой славы пастырей, которые ей попросту «удобны», тех, кто своим общепризнанным авторитетом, усвоенным в силу возраста (подразумевающего наличие определенного духовного опыта) и многолетнего ношения монашеского чина и священного сана, может «санкционировать» те или иные уступки – в угоду нашему самолюбию, расслабленности, малодушию и маловерию…

В целом же – как к жизни духовной вообще, так и к паломничеству в частности – приложимы слова премудрого сына Сирахова: Чадо мое, если приступаешь работать Господу, уготовь душу твою ко искушению (Сир. 2, 1). Только в таком случае все неожиданности и возможные неприятные моменты человек перенесет, сохраняя мир в душе. Подготавливаться же к ним лучше всего молитвой: «Господи, не введи меня во искушение! Укрепи мою веру, управи мой путь ко спасению, пусть это начинание послужит мне и моим ближним во благо!..»

А искушения православного путешественника могут поджидать немалые. Например, один журналист описал примечательную паломническую поездку к святыням Кавказа, состоявшуюся в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Во время движения по горной дороге автобус верующих остановила группа вооруженных бородачей; всем приказали выйти из салона и выстроиться в ряд. Когда путники выполнили требование, боевики под угрозой расстрела повелели им снять нательные крестики. И что вы думаете? Из всей группы, состоявшей примерно из 20–30 человек, только пятеро отважились им не подчиниться! Довольные своим успехом исламисты с усмешкой укорили последовавших их приказу православных, но в итоге никого не расстреляли, всех отпустили. Понятно, что группу составляли самые разные люди, что слаб человек и пуглив, но именно то, что даже среди «средних» верующих каждый пятый был готов разделить участь Жени Родионова, видимо, и повлияло на решение бандитов сохранить жизни этих паломников.

Вот какие бывают испытания в богомольческих поездках! Соответственно, собираясь в путь, мы должны запастись терпением, смирением и мужеством, стремиться быть духовно бдительными и все свои усилия направлять к единой цели – богоугождению и душевному спасению.

– В наши дни у всех на слуху такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т. д. А насколько они уместны? Чем паломничество отличается от туризма (в том числе и т. н. религиозного туризма), почему об этой разнице нельзя забывать?

– Как я уже сказал, паломничество – это путешествие верующего человека к объекту религиозного значения для поклонения святыне. А туризм – это посещение каких-либо достопримечательностей в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных и иных целях. Православные люди могут быть и туристами, но неверующие паломниками не станут. В этом разница. Паломник стремится к стяжанию Духа Святаго, турист – только удовлетворяет любопытство, ищет и находит «новые ощущения». К тому же туризм в наши дни превратился в особый религиозный культ со своими «мекками». А главная цель турагентов – нажива; это один из прибыльных видов современного бизнеса. Для насельников же монастырей, основных центров паломничества, принятие богомольцев, предоставление им крова и пищи, духовного утешения и назидания – своего рода служение, богоугодный спасительный подвиг.

– На одном сайте мне встретилось следующее утверждение: «Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения». Как Вы можете прокомментировать эти слова? Как следует относиться к туристам-иноверцам? Могут ли они посещать наши монастыри и храмы, присутствовать на богослужениях?

– Туристы могут приезжать в наши монастыри, но молитву еретиков в православных храмах церковное законодательство не приемлет. Так, 6-е правило святого Лаодикийского Собора заповедует «не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий». А 10-е и 45-е правила Святых Апостолов запрещает церковным чадам любую совместную молитву с неправославными. Однако, к сожалению, по причине того, что некоторая часть наших священнослужителей заражена сегодня еретическими идеями экуменизма, древние каноны по этим вопросам не всегда соблюдаются.

Но нужно знать и помнить, что такое положение дел не является нормой, и рано или поздно все сторонники отступлений от чистоты Православия пожнут горькие плоды своих заблуждений. Не надо соблазняться их мнимым человеколюбием: напротив, истинная любовь к ближним, не принадлежащим пока по тем или иным причинам к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, состоит в том, чтобы обратить их на путь покаяния, уврачевать их душевный недуг, объяснив им причины, по которым они не могут участвовать в православных богослужениях. Это – а не притворная «любовь» и вседозволенность – будет подлинным духовным просвещением ко спасению душ и гостей-туристов, и встречающих их православных верующих.

– Как известно, ряд важнейших христианских святынь находится в культовых сооружениях представителей иных конфессий (например, Терновый венец Спасителя – в католическом костеле Парижской Богоматери, мощи святителя Николая – в католической базилике в Бари). Может ли православный человек им поклониться? На что при этом ему следует обратить внимание?

– Подобный вопрос задавали преподобному Оптинскому старцу Нектарию в 20-е годы прошлого века. Тогда обновленцы захватили многие православные храмы с пребывающими в них чтимыми чудотворными иконами, и верующие, желающие приложиться к этим святыням, недоумевали, как быть. Старец Нектарий благословлял заходить в принадлежавшие еретикам церкви, но при этом проходить только строго к святыне, не участвуя ни умом, ни сердцем в еретическом молении, и, почтив святыню, сразу же удаляться. Думаю, его совет справедлив и в отношении католических костелов и прочих неправославных зданий, где хранятся христианские святыни, – во всяком случае, он вполне согласен с церковными канонами.

– Отец Александр, благодарим Вас за интересную беседу! Что в ее заключение Вы хотели бы пожелать нашим читателям?

– Желаю всем отцам, матерям, братиям и сестрам во Христе, а также всем людям, ищущим истину и желающим соприкоснуться с благодатными сокровищами Православия, твердой и правой веры, крепкого здоровья и счастливого пути – во всех смыслах этого слова!

Беседовала Анна САМСОНОВА

По материалам газеты «Православный Крест» №13 от 01 июля 2015г

[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

[/group]
Другие новости по теме:


Религия и национальная безопасность в современной России: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Союза "Христианское Возрождение” и Движения "СНМП” В.Н.Осипова на круглом столе "Религия и национальная безопасность в современной России”. г.Москва, 27 марта 2016 года от Р.Х.

Ураган лжи в 100-летие антирусской революции: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” В.Н.Осипова на конференции "Ураган лжи в 100-летие антирусской революции”, которая состоялась в 29 июля 2017 года в городе Москве.

Духовная агрессия апостасии: доклад В.Н. ОсиповаДорогие отцы, братья и сестры! Предлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” Осипова В.Н. на конференции "Духовная агрессия апостасии”, которая состоялась 27 января 2018 г. от Р.Х. в г. Москва.

9-й день со дня кончины Владимира Николаевича Осипова20 октября 2020 года скончался Владимир Николаевич Осипов - историк, публицист, общественный деятель, бессменный глава Союза "Христианское Возрождение", сопредседатель Союза Православных Братств, член Главного совета Союза Русского Народа, член Президиума Российского общенародного союза. Умер на следующий день после госпитализации в реанимацию ГКБ № 33 г. Москвы. 

Календарь

«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Март 2021 (1)
Ноябрь 2020 (5)
Октябрь 2020 (59)
Сентябрь 2020 (106)
Август 2020 (120)
Июль 2020 (143)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Памяти Владимира Николаевича ОсиповаВладимир Николаевич Осипов родился 9 августа 1938 года в г. Сланцы Ленинградской области в семье школьных учителей. В 1944 году в эвакуации принял Святое Крещение в храме г. Пугачев Саратовской области. В 1955-1959 годах учился на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, где познакомился со студентом Анатолием Ивановым. После ареста А.М. Иванова органами КГБ за политические высказывания В.Н. Осипов публично выступил перед студентами в его защиту и был исключен из университета. Заканчивал образование на заочном отделении исторического факультета Московского педагогического института. 

Россия над пропастью Нового мирового порядка: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” Владимира Николаевича Осипова на конференции "Россия над пропастью Нового мирового порядка”, которая состоялась в Москве 10 сентября 2016 г. от Р.Х. Доклад этот, произнесенный более 4 лет назад, до сих пор не потерял своей актуальности, как и большинство выступлений почившего Владимира Николаевича, русского патриота, преданного России всей душой, болеющего за свое родное Отечество - Русь Православную! 

Вероотступничество – главная угроза безопасности России: доклад В.Н. ОсиповаДорогие читатели! В память о почившем Владимире Николаевиче Осипове предлагаем Вашему вниманию его доклад на конференции "Вероотступничество – главная угроза безопасности России”, которая состоялась в Москве 16 января 2016 г. Вероотступничество - главная беда нашего времени, охватывающая и мирян, и монашествующих, и духовенство. Вероотступничество есть отвращение своего сердца от Бога, уклонение с пути праведности, уклонение от Евангелия... Слово Владимира Николаевича подтверждает эти вероучительные истины и заставляет нас задуматься...

© Русь-Фронт
Православие в России