Память мученика Иоанна Демидова

Память мученика Иоанна Демидова

Мученик Иоанн родился 27 сентября 1907 года в деревне Андреево Запонорской воло­сти Богородского уезда[a] Московской губернии в семье богатого крестьянина Ивана Пан­кратьевича Демидова[b]. Брат Ивана Панкратьевича, Матвей, был владельцем неболь­шой шелкокрутильной фабрики, на которой работало около пятидесяти человек. В свое время братья разделили имущество, и Матвей Панкратьевич стал единоличным владель­цем фабрики, а Иван Панкратьевич стал исполнять некоторые фабричные заказы у себя на дому.
 
Семья Ивана Панкратьевича была на редкость благочестивой, и в самый тяже­лый для Русской Православной Церкви период, во времена гонений от безбожников, его сын и дочь стали старостами храмов, дочь – Троицкой церкви в селе Аверкиево, а сын Иван – Покровской церкви в селе Запонорье; успев окончить до прихода советской вла­сти сельскую школу, он помогал отцу по хозяйству.
 
В 1929 году Иван был призван в армию и служил в артиллерийском полку, квартировав­шем в городе Моршанске Тамбовской области. Иван не скрывал, что он человек верую­щий, и политруки всячески пытались склонить его к отказу от веры. Он писал из армии до­мой отцу: «Дорогой папаша! Каждый день специально надо мной сидит политрук и все уго­варивает снять нательный крестик. Но я твоего благословения не брошу. Перетерплю все. Святые отцы муки разные терпели, и я перетерплю, а вере православной не изме­ню»[1].
 
Вернувшись из армии, Иван стал работать вместе с отцом в своем хозяйстве. В 1933 го­ду, уступая просьбам крестьян, он согласился стать старостой в Покровской церкви в се­ле Запонорье. В том же году его арестовали и приговорили к четырем месяцам заключе­ния в исправительно-трудовом лагере за невыполнение им, как единоличником, сельско­хозяйственных обязательств, данных ему государством. В 1935 году он снова был приго­ворен к шести месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере за неуплату нало­гов.
 
Вернувшись из заключения, он устроился работать на строительство школы в Павло­вом Посаде, а затем, в 1937 году, – рабочим на лесопильном заводе в Дрезне. Но где бы он ни работал, он никогда не забывал, что он православный человек и церковный старо­ста, и всегда был озабочен тем, совершается ли в Покровском храме богослужение. По­сле того, как храм лишился постоянного священника, он стал привозить священника из го­рода, и тот совершал требы в домах прихожан. Это и явилось причиной ареста Ивана.
 
В справке на его арест сотрудники НКВД написали: «Иван Иванович Демидов... является инициатором внедрения религиозной пропаганды на селе. Систематически организовыва­ет богослужение по дворам колхозников, является сельским церковным старостой... Пользуясь набожностью части колхозников... он... настраивает колхозников против колхо­за, говоря, что "колхозы противны Богу... колхоз есть безбожество. Я в него никогда не пойду, потому что я верующий и веру православную не продам. Сейчас у власти не пой­мешь кто... нашу православную веру хотят загнать неизвестно куда. Но я уверен, что... Церкви не одолеет никто и никогда”.
 
Будучи церковным... старостой, Демидов... ведет большую религиозную пропаганду на се­ле... В результате... молодежь села отстраняется от общественно-политической жизни... Все перечисленные факты подтверждаются агентурными материалами и негласными до­просами свидетелей»[2].
 
Допрошенные свидетели показали, что, «являясь церковным старостой церкви в Запоно­рье, Демидов в пасхальные дни 1937 года привез в деревни Андреево и Сумино попа для религиозной пропаганды, снабдив... подложными документами сельсовета о том, что ему разрешается совершать свободно богослужения»[3].
 
Иван был арестован в доме своей сестры в Дрезне 22 августа 1937 года и заключен в ногинскую тюрьму.
– С какого года вы церковный староста запонорской церкви? – спросил его следователь.
– С 1933 года.
– Как вы попали в церковные старосты?
– По просьбе верующих, которые об этом просили меня в церкви после службы.
– Много верующих в вашей запонорской церкви?
– К церкви приписано всего семь дворов, а посещают церковь немного больше.
– Следствие располагает материалами, что вы, являясь гармонистом и группируя вокруг себя подростков села, сочиняли и исполняли контрреволюционные частушки, направлен­ные по адресу вождя народов и советской власти. Признаете себя в этом виновным?
– Да, я являюсь гармонистом, и около двора я изредка наигрывал на гармонике, но контр­революционных частушек я никогда не сочинял и не исполнял и виновным себя в этом не признаю.
– Следствие располагает материалами, что вы, являясь членом контрреволюционной церковной группировки, получали задания через свою сестру проводить контрреволюци­онную деятельность на селе по развалу колхоза. Признаете себя в этом виновным?
– Сестру свою... я посещал... но никаких заданий в духе контрреволюционной деятельно­сти я от нее не получал и виновным себя в этом не признаю.
После первых допросов Ивана Ивановича не вызывали на допросы в течение месяца, и только когда следствие было закончено, другой уже следователь, словно для того, чтобы убедиться, что действительно имеет дело с верующим человеком, еще раз допросил его.
– С какого времени вы являетесь церковным старостой? – спросил он.
– С 1933 года я состою церковным старостой при церкви села Запонорье... До настояще­го времени являюсь верующим, – ответил исповедник.
 
11 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Ивана Демидова к десяти годам заклю­чения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в поселок Кульдур Бирского района Хабаровского края[c], в Буреинский железнодорожный лагерь НКВД.
В 1939 году Иван Иванович отправил заявление с просьбой пересмотреть дело и приго­вор как неправый. 20 сентября 1939 года ему был послан ответ областного прокурора: «В жалобе отказать»[4].
 
Находясь в заключении, он ни от кого не скрывал, что он человек верующий и был на ро­дине церковным старостой, и, когда его спрашивали о его вере и уповании, он отвечал на это прямо, нисколько не смущаясь, и всегда опирался в своих ответах на слова Священ­ного Писания. Сотрудники оперативного отдела лагеря стали искать повод, чтобы от­крыть против него новое дело.
 
В апреле 1942 года они допросили заключенных, работавших вместе с Иваном Демидо­вым, добиваясь от них лжесвидетельств, и те показали, что тот будто бы вел антисовет­ские разговоры и был враждебно настроен к советской власти, говорил, что осужден за свои религиозные убеждения и что в прошлом был церковным старостой, что, будучи ста­ростой, отстаивал храм от закрытия; когда разговаривал на религиозные темы, то всегда говорил определенно, что Бог есть. О том, что он был человеком верующим, знали все за­ключенные бригады. В присутствии заключенных он пел церковные песнопения и молил­ся. 1 мая 1942 года Иван Демидов был арестован и заключен в лагерный изолятор.
 
 
– Вам предъявляется обвинение в совершенном вами преступлении, предусмотренном 58-й статьей; поняли ли вы это и признаете ли себя виновным в предъявленном вам обви­нении? – спросил его следователь.
– В предъявленном мне обвинении по 58-й статье виновным себя не признаю, так как я никогда никакой контрреволюционной агитации не проводил.
– Что вы еще желаете показать по существу предъявленного вам обвинения?
– Больше показать ничего не могу.
Следователи стали проводить очные ставки между лжесвидетелями и обвиняемым. Услышав, насколько лживо те показывают, Иван, отвергнув все лжесвидетельства, отка­зался подписывать протоколы очных ставок. И следователь снова допросил его.
– Материалами следствия, показаниями свидетелей и очными ставками установлено, что вы на почве религиозных убеждений среди заключенных проводили антисоветскую агита­цию пораженческого и клеветнического характера. Расскажите об этом по существу и по­дробно, – потребовал от него следователь.
– Показания свидетелей на очной ставке в отношении того, что я рассказывал, что на во­ле был церковным старостой, соответствуют действительности, я их подтверждаю, так как это истина и об этом я говорил, но в отношении антисоветских высказываний – этого с моей стороны не было, и это я не подтверждаю... Никакой пораженческой и клеветниче­ской агитации я не проводил.
24 сентября следствие было закончено, и Ивану Демидову были даны для ознакомления материалы дела. Ознакомившись с ними, он заявил дежурному сотруднику НКВД, что с ма­териалами ознакомился, но подписывать протокол об окончании следствия не будет. Тот спросил почему, на что Иван категорично и спокойно ответил, что не желает объяснять и причину.
2 ноября 1942 года дело было рассмотрено в закрытом заседании Постоянной сессией областного суда Еврейской Автономной Республики Хабаровского края. После оглаше­ния обвинительного заключения, объемом в одну страницу, судья спросил Ивана, понят­но ли ему обвинительное заключение и признает ли он себя виновным.
– Обвинение мне понятно. Виновным себя не признаю. Никакими контрреволюционными разговорами не занимался, – ответил Иван.
После этого были допрошены вызванные в суд лжесвидетели и зачитаны показания лже­свидетелей отсутствующих и снова допрошен подсудимый; на все вопросы судьи Иван ка­тегорично ответил, что показания лжесвидетелей не содержат в себе правды. Суд удалил­ся на совещание, а затем зачитал приговор – к десяти годам лишения свободы с содержа­нием в исправительно-трудовых лагерях НКВД и поражением в правах после отбытия на­казания на пять лет.
Староста Иван Иванович Демидов скончался 13 июля 1944 года в центральной больни­це лагеря на станции Известковая и на следующий день был погребен в безвестной моги­ле на лагерном кладбище.

Игумен Дамаскин (Орловский)

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь».
Тверь. 2008. С. 530-536

Примечания

[a] Ныне Орехово-Зуевского района.
[b] Мученик Иоанн (Демидов); память 7/20 декабря.
[c] Ныне Облученский район Еврейской автономной области.

[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. 20718, л. 98.
[2] Там же. Л. 5.
[3] Там же. Л. 100 об.
[4] Там же. Л. 128 об.

Источник: http://www.fond.ru/


  

Написать комментарий