«НАУЧИТЕСЯ ОТ МЕНЕ, ЯКО КРОТОК ЕСМЬ И СМИРЕН СЕРДЦЕМ»

«НАУЧИТЕСЯ ОТ МЕНЕ, ЯКО КРОТОК ЕСМЬ И СМИРЕН СЕРДЦЕМ»

Слово архим. Кирилла (Павлова) о добродетели кротости

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем
(Мф.11:29).


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Кротость – незаменимая и необходимая добродетель, которая должна быть присуща истинно христианскому сердцу; по этому признаку – кротости – христиане и должны отличаться от прочих людей.

Кротость ваша да будет известна всем человекам (Флп.4:5), – пишет святой апостол Павел. Мы с вами именуемся словесными овцами стада Христова, а овца, как вы знаете, отличается кротостью, незлобием и терпеливостью. Поэтому и каждый из нас только в том случае может считать себя принадлежащим к стаду Христову, если он кроток и незлобив, как агнец. А те, которые не имеют Духа Христова, Его кротости и незлобия, те и не Его, как и Апостол говорит: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8:9). На Страшном Суде только овцы будут стоять по правую сторону Судии, а бодливые козлища – по левую; и только овцы будут введены в рай, а козлища отошлются в геенну.

Из Священного Писания видно, что кротость поставляется в числе первых добродетелей. Так и в ряду заповедей Блаженства она стоит на третьем месте: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф.5:5).

Кротость есть такое соединенное с осторожностью расположение духа, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о ней так: «Кротость есть неподвижное состояние души, одинаково приемлющее как безчестие, так и похвалы». «Если гнев есть припоминание затаенной ненависти, соединенное с желанием сделать зло огорчившему, то негневливость есть ненасытное желание безчестия, подобно безпредельному желанию похвал в тщеславных. Негневливость есть победа над естеством вследствие подвигов, трудов, одерживаемая нечувствительностью к оскорблениям», – говорит он же.

«Кроткий, – по слову преподобного Ефрема Сирина, – если и обижен, радуется; если и оскорблен, благодарит; гневных укрощает любовью; принимая удары, не мятется; когда с ним ссорятся, спокоен; когда подчиняют – веселится, не уязвляется чужой гордыней; в уничижениях радуется, заслугами не кичится; со всеми мирен, начальству покорен; на всякое дело готов, чужд лукавства, не знает зависти».

Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не возвышает в гневе голоса на согрешающих и обижающих. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судии Праведному.

В многосложной земной человеческой жизни встречаются разные обстоятельства, которые требуют, чтобы человек, не считаясь со своим личным спокойствием, всей душой встал на защиту правды и закона. И вот в этом случае и открывается высокое достоинство кроткого человека: в том, что он умеет превосходно защищать святую правду и честь без всякого раздражения и страстного волнения. Кроткий человек умеет искусно обличать нарушителей правды, не оскорбляя их. И когда они, движимые собственной злобой, осыпают его укоризнами, он великодушно принимает их и не отвечает тем же; ударяемый в одну ланиту, он всегда готов бывает, по заповеди Христа, подставить и другую.

Нельзя думать, что кроткий человек лишен нежной чувствительности и мало восприимчив к неблагоприятным внешним впечатлениям, будучи от природы равнодушен к собственной чести. Напротив, никто так не чувствует всей гнусности зла, всей мерзости порока и горечи безвинно переносимых оскорблений, как души кроткие, сосредоточенные в самих себе. Но дело в том, что кроткие силой доброй воли своей, своим дивным терпением укрощают праведный гнев свой, успокаивают невольное раздражение и всегда остаются в пределах самообладания, никогда не выходят из себя.

Добродетель кротости заключает в себе и смирение. В чем выражается смирение кротких людей? В их глубоком самоиспытании и осознании своих недостатков. Они подвергают испытанию и разбору не одни только свои недостатки, но и добродетели таким образом, что никогда не бывают вполне довольны собой, не считают себя совершенными, но, подобно Апостолу Христову, всегда стремятся к почести вышнего звания, к высшему совершенству. Господь подает им Свое благодатное просвещение, научает их Своим спасительным путям: Научит кроткия путем Своим (Пс.24:9), – возвещает святой псалмопевец Давид. Господь подает им мудрость свыше, которая, по слову Божию, чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна (Иак.3:17).

Высочайший пример кротости являет нам Сам Господь наш Иисус Христос, Который, будучи Творцом всего мiра, с такой кротостью и терпением переносит все оскорбления, поругания, преследования, издевательства, биения, заплевания от Своего же создания – неблагодарного человека.

Но не всякая кротость есть блаженная кротость. Не делает блаженными та кротость, которая состоит в природном мягкосердечии и тихости характера. Ибо это есть дар природы, а не плод усилий человеческого духа и потому не является добродетелью, которая давала бы обладателю своему право на Божественное благоволение. Не делает блаженным человека и та кротость, которая состоит в каком-то мрачном усыплении духа и жизненных сил и потому справедливо называется слабостью. Это – род духовного расслабления, который имеет нужду в духовном же врачевании.

Поэтому при всей видимой и привлекательной скромности нет и не может быть истинной кротости там, где нет сознания грехов и душевных немощей, где нет чувства умиления и сокрушения и нет частых благоговейных воззрений на святую жизнь Спасителя нашего Иисуса Христа.

(в сокращении)

Написать комментарий