СИЯНИЕ СВЕТА ХРИСТОВА МiРУ

СИЯНИЕ СВЕТА ХРИСТОВА МiРУ

Слово свт. Филарета Киевского о духовном сокровище Евангелия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Аз есмь свет міру: ходяй по Мне не имать ходити во тме (Ин.8:12), глаголет Господь Иисус Христос. Воистину, братие, Сладчайший Спаситель наш есть свет и міра духовного — невидимого, и міра стихийного — видимого, и века настоящего, и века грядущего. От Его присносущного света озаряются сонмы Ангелов, блаженных жителей блаженного міра духовного. Он дает им и жизнь, и премудрость, и сладчайшее чувство всецелой, пламенной любви к Богу, приснотекущему источнику радости и блаженства.

Когда еще полагаемы были основания неба и земли, когда еще тьма покрывала бездну, Он рек: да будет свет, и бысть свет (Быт.1:3). Он поставил на тверди небесной солнце, освещающее вселенную, которое есть только слабый отблеск Его присносущного света. Он премудростию Своею образовал первого человека, превосходнейшее рук Своих дело, венец всех дел Своих, и в лице его вдунул дыхание жизни (Быт.2:7), и вместе с сим сообщил ему лучи Своего Божественного света.

Ходя во свете Его, невинный человек зрел Бога в себе самом, в образе Его, по которому он сотворен (Быт.1:27); зрел Бога в чистом, светоносном сердце своем так ясно, как в чистом зеркале ясно созерцается лице смотрящего; проникал природу вещей так точно, так глубоко, что одним взором нарек имена всем животным (Быт.2:19), сообразные их свойствам. Доколе прародитель наш ходил верно во свете заповедей Сына Божия, дотоле тьма не смела прикоснуться ему. Уклонение его от сего света произвело ужасное его падение из блаженной области света в несчастную и гибельную область тьмы.

Но присносущный и безпредельный свет и во тьме светит (Ин.1:5). Источник света, Единородный Сын Божий к падшему во тьме простирает правосудно-милосердый глас Свой.

Все сии светила [ветхозаветные], светившие не своим, а заимствованным светом, были только зарею, предшествовавшею явлению на земли Самого Солнца правды, Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Сый сияние славы и образ Ипостаси (Евр.1:3) Бога Отца, пришел Он на землю, покрытую мраком греха, по неизреченному человеколюбию Своему, лучи неприступного света Божества Своего сокрыв под смиренною одеждою плоти человеческой. На сидящих во тме и сени смертной (Мф.4:16) излил кроткое и благотворное сияние света Своего, проповедуя Сам Божественными устами Своими Евангелие Царствия Божия во всех странах земли Израильской. Совершив на земли спасение рода человеческого крестною смертию, и Божественным руководством Своим приготовив достойные сосуды Своего света — Учеников и Апостолов, по преславном Воскресении, с прославленною плотию Своею паки взошел ко Отцу, и сокрылся в облаке неприступного света Божества. Возседши одесную престола величествия на небесных (Евр.1:3), излил живоносные лучи Божественного света в чистые сердца Апостолов, яко достойные онаго приятелища, послав им Духа Святаго, превечно исходящего от Отца светов. И сии светоносные орли, облеченные силою свыше, сколь многие и сколь далекие протекли страны, повсюду разливая сияние света Христова!

И Церковь, созданная на твердом камени исповедания Христова, имеющая Главу и Царя своего Господа сил и Царя славы, не восторжествовала ли силою и светом Его над всеми силами и кознями князя тьмы?

Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки (Евр.13:8). Светоносное слово Евангелия Его проповедуется во всех языках, и проповестся до скончания века, доколе Он Сам — Свет истинный — паки приидет судити живых и мертвых, изведет в явление тайная сердец, сокрушит в конец главу змия — князя тьмы, и сынов тьмы отделит на веки от сынов света.

Тако Господь и Сладчайший Спаситель наш Христос есть свет и міра духовного, и міра стихийного, и века настоящего, Он же есть свет и века грядущего.

Христиане! И нас Господь, по неизреченному милосердию Своему, призвал из тьмы в чудный Свой свет; и нас водою крещения и живоносным словом Своим возродил в сынов света. Но чтобы истинно быть таковыми и иметь общение с Богом, должно ходить верно во свете заповедей Его (1Ин.1:5-7).

Но удивимся неизреченному милосердию Господа Спасителя нашего! Неизсякаемый Источник света, как во тьме всех веков светил, так и во тьме нашего времени светит. Светит всем, которые самопроизвольно не отвращают и не закрывают очей своих от сияния Его; глаголет всем, которые своевольно не затыкают ушей сердца своего от слышания живоносных словес Его; и ныне овцы Его гласа Его слушают (Ин.10:27). Он вознесся на небо — но оставил нам сокровище Своего света, Евангелие, Духом Святым написанное Апостолами Его; с неба послал нам такой дар, которого драгоценнее не могла изобресть безпредельная любовь Его к Церкви Своей.

В сем Евангелии и жизнь Его, и дела Его, и страдания и смерть Его, и все строительство спасения нашего, и заповеди Его так полно и так точно начертаны, что мы ничего не можем желать более ко спасению нашему.

Но заметьте, братие, что Евангелие есть сокровище (Мф.13:44): так называет его Сам Спаситель; — а всякое сокровище и земное глубоко сокровенно в недрах земли. Простые камни повсюду обретаются на земной поверхности, и их без труда можно брать и употреблять в свою пользу. Но злато и сребро и другие драгоценные вещи сокрыты глубоко, и чтоб ископать их и воспользоваться ими, потребен великий труд: так и Евангелие есть сокровище духовное. Чтоб уразуметь его, чтоб найти сокровенную в нем манну для души своей, чтоб истинно напитать сердце свое сею живоносною пищею, потребно люботрудное, благоговейное и внимательное поучение в нем.

Стяжания сего-то сокровища света желаю вам, возлюбленные в Господе братие.

Святитель Филарет (Амфитеатров) митрополит Киевский и Галичский

Написать комментарий