Преп. Никодим Святогорец: занятие наукой как школа смиренномудрия

Преп. Никодим Святогорец: занятие наукой как школа смиренномудрия

Прогресс в науке и ремеслах является божественным даром и не оправдывает человеческую гордость: ”…Несчастные ремесленники и ученые, чем вы гордитесь? Мудростью и талантом вашего разума? Это – дар Господа (Сир. 1:1).Вашим ремеслом и наукой? И ее вам также даровал Бог, который не только является одним и единственным демиургом, сотворившим небо, землю и весь мир своей всесозидающей мудростью, ибо Он, как сказано в Писании, "художник и строитель Бог” (Евр. 11:10), но и Тот, кто дает людям знание и искусность в различных ремеслах и науках, и, как говорит святой Давид, никакое искусство и науку вы не сможете познать без силы и помощи Божьей. Многие животные оказываются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая астрономию и не исследуя движение звезд, по своей природе от рождения способны предвидеть будущее: смену погоды и ветров, изменение атмосферы, дожди, морские штормы. Все это вы, с вашей астрономией, наблюдениями за светилами и звездами, не можете точно предсказать….”[1]. 

 
Успех в науках и искусствах вызывает зависть, вследствие чего святой рекомендует: "….Ремесленники и ученые, преуспевшие в своем ремесле более своих товарищей, должны, как могут, скрывать свои успехи и не показывать их тем, кто им завидует, а смиряться…”[2].

Святому известно, что у природы есть свои законы: "….Многое предвидеть могут и бесы?, как говорят святые богословы, но, по большей части, вещи естественные, черпая эти знания из оснований и законов природы, равно как и многие люди, большинство из которых – философы, многое могут предвидеть и предсказать…” [3]. В частности в Пидалионе, святой пишет, что Святая Троица создала естественные законы (законы природы), "…с помощью которых сохраняется порядок и целостность вселенной, так что, как сказано Орфеем, все творение уподобляется музыкальной симфонии. Таким же образом Троица создала и второй, умозрительный мир Соборной Церкви, согласно святым канонам, задумав его и создав….”[4].

Природные законы – это ничто иное, как результат действия Святого Духа, Который, согласно святому Никодиму, "….сначала движет умозрительной природой святых ангелов, а затем и разумной природой людей. Святой Дух руководит и осязаемой природой: всяким движением небесных тел. Подобным образом и стихии: огонь, воздух, вода и земля, остаются крепкими и животворящими, Святым Духом движимые, составляемые и сохраняемые…”[5]. В двадцать первой главе "Невидимой брани” святой пишет: "Когда внешним твоим чувствам предстоит какой-либо чувственный предмет, видимый ли или слышимый, или обоняемый, или вкушаемый, или осязаемый – отдели в помысле своем то, что есть в нем чувственного и вещественного, от того, что есть в нем от творческого Духа Божеского, и помысли, что невозможно, чтоб он сам от себя имел свое бытие и все другое, что есть в нем”[6].

Но вмешательство Бога в дела творения осуществляется непрерывно, нарушая законы, который Он сам даровал ему: "…Воспоем Господу, Который не только создал в Египте места и животных чудесных и диковинных, но и помог нам перейти Красное море, путем, превосходящим законы естества…”[7].

Следует отметить, что подобная точка зрения не оставляет деизму ни единого шанса.

В период новогреческого возрождения (просвещения) в письменных памятниках эпохи встречаются идеи, касаемые материи, которые соответствуют философским материалистическим теориям [8]. В "Увещевательном руководстве” святой Никодим пишет: "….”Сильно заблуждаются некоторые современные метафизики, прославляющие сущности вещей и полагающие, что нетварны и вечны причины (основания) в Боге, и, следовательно, называющие сущности этих вещей вечными. Тем самым они возрождают ошибочное мнение древних, считающих материю (которую древние называли главной сущностью вещей) вечной, непрерывной и безначальной, как Создатель. Естественные же законы, свойственные творению, есть результаты и образы их Божественных нетварных причин…”[9].

Ссылки:
[1] Никодим Святогорец "Благонравие христиан”.
[2] Никодим Святогорец "Благонравие христиан”.
[3] Никодим Святогорец "Благонравие христиан”.
[4] Никодим Святогорец «Пидалион».
[5] Никодим Святогорец "Новая лествица”.
[6] Никодим Святогорец ”Невидимая брань”.
[7] Никодим Святогорец «Сад Благодати».
[8] Γιάννη Καρά Οι Πνευματικές μας Παραδόσεις. Κέντρο Νεοελληνικών Ερευνών Ε.Ι.Ε., Ένωση Ελλήνων Φυσικών. Αθήνα, 2005. Σελ. 102.
[9] Никодим Святогорец «Увещевательное руководство. О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца».

Источник: http://apologet.spb.ru
   

Написать комментарий