Христианский выбор огнепоклонника Бгробандава

Христианский выбор огнепоклонника Бгробандава

Святой мученик Евстафий Мцхетский происходил из рода персидских жрецов-огнепоклон­ников и носил до Крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийско­го культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспешно. В царство­вание грузинского царя Гурама Куропалата (575–600) в возрасте 30-ти лет он переселил­ся из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабатывал сапожным ремеслом.
 
Святой Евстафий стал часто посещать Мцхетский собор, где христианское богослужение наполня­ло его душу неизреченным восторгом. Архидиакон Самуил (будущий Католикос-Архиепи­скоп Самуил IV, 582–591), заметив духовную расположенность перса-язычника, расска­зал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгробандав принял от архидиа­кона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал Католикосом, при­нял от него Крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, исполненную всяких добродетелей.

Его соплеменники-персы, жившие в Мцхета, не сумев склонить святого Евстафия к воз­вращению в огнепоклонство, добились того, что персидский глава города отправил его в Тбилиси к Арванд-Губнабу, сатрапу (наместнику) персидского шаха Хозроя Нуширвана. Вместе со святым Евстафием на суд сатрапа были отправлены также другие персы, при­нявшие христианство: Губнак, Багдад, Панагузнас, Перозав, Зарми и Стефан. Двое из них, Багдад и Панагузнас, под страхом смерти отреклись от Христа.

Святой Евстафий и остальные исповедники с честью вынесли шестимесячное заключе­ние в темнице и по ходатайству Католикоса Самуила IV и грузинской знати были освобож­дены.

Новый сатрап Грузии Бежан-Бузмил (назначенный в Тбилиси через три года), по навету прежних врагов святого Евстафия, приказал привести его, требуя отречения от веры Христовой и возврата к огнепоклонству. Святой Евстафий отвечал с достоинством: «Мо­гу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению? Не будет этого никогда! Не солн­це, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтоб они сияли во тьме ночной... И огонь не есть Божество; ибо огонь производится чело­веком и человеком же погашается». По приказу сатрапа святой Евстафий был обезглав­лен 29 июля 589 года. Перед принятием мученического венца он преклонил колена и воз­нес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано христи­анскому погребению в городе Мцхета. Страстотерпец услышал Глас: «Ничем не будешь умален от прежних мучеников, ни благодатью, ни исцелениями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь».

Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перевезено христианами в Мц­хета и с великой честью положено Католикосом Самуилом IV под престолом Мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля, в день слав­ной кончины святого мученика.
 
Источник: Православный календарь 
 

Написать комментарий