Подвиг и призвание христианскаго народа

Подвиг и призвание христианскаго народа

Сщмч. Иоанн Восторгов. Слово в день происхождения честных древ Креста Господня и мучеников Маккавейских, матери их Соломонии и учителя их Елеазара
Какия знаменательныя и историческия сближения и какие уроки сами собою просятся в душу при этих священных воспоминаниях 1-го августа, в связи с переживаемыми нашим отечеством событиями.
В 1164 году Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский, пошел войною против неверных болгар, живших по Волге и постоянно теснивших и разорявших русския области — Ростовскую и Суздальскую. Во время похода князю сопутствовали святыни и среди них — Животворящий Крест Господень, как знамя христолюбиваго воинства, надежда его, сила, покров и одоление. Силен был враг, многочисленно было его ополчение, но помощь свыше воочию всех явлена была русскому народу: огненные лучи исходили от Креста Господня и от образа Спасителя и видны были сражающимся; кровопролитная была сеча; много христиан пали смертью храбрых, но слава полной и окончательной победы венчала воинство благовернаго русскаго князя в день 1-го августа.
Это было на Руси. А далеко за ея пределами, в единоверной Византии в тот же день 1 августа 1164 года император Мануил со своим войском сражался с христоненавистными сарацинами. И у него знаменем был Крест Господень, предводивший воинством; и его войско видело те же чудные лучи от образа Спасителя и от Креста Господня; и он, подобно Андрею Боголюбскому, укрепляемый силою свыше, нанес врагу решительное поражение.
Одновременно, повелением церковной власти, и в России и в Византии на нынешний день 1 августа учрежден праздник в честь Креста Господня.
Так ярко сказалась общность мирового призвания Византии и России: вести борьбу с неверным Востоком, отстаивать Крест от безчисленных врагов его; кровью и жертвами засвидетельствовать пред Богом и людьми свою верность Христу и имя Его пронести до последних пределов земли. Религиозный элемент проникал всецело всю историческую жизнь России, особенно с тех пор, как после падения Византии она осталась единою на земле защитницею православной истины христианской и хранительницею ея — в вере, в мысли, в совести и жизни христианской. Пусть сыны мира сего, обуявшие в своей гордыне и обюродевшие в своем лжеименном разуме, пусть они думают, что эта черта в исторической жизни России является чуть ли не преступлением ея пред человечеством. Мы, христиане, твердо веруем и проповедуем, что только тот народ достоин земли, который думает о небе; мы твердо веруем и проповедуем, что с того момента, как в народе начинает изсякать святое одушевление веры и служения Богу, он подписал себе смертный приговор и его погибель — только вопрос времени; мы твердо веруем, что времена, когда народ идет на защиту веры и религиознаго знамени, — это времена повышенной жизни народа, чреватыя богатыми дарами Духа, и несут ему залоги грядущаго духовнаго обновления и расцвета; что в такия времена принесенныя народом жертвы своим достоянием, кровью и жизнью своих сынов, потоками слез, огненными страданиями и горестями, — все эти жертвы не напрасны; оне достойны своего назначения, оне свидетельствуют о высоте народной души, оне и должны быть приносимы с мужеством и терпением, самоотверженно и великодушно, как бы оне ни были тяжки, ради великаго будущаго.
Яркий пример, высокий образец такого самоотвержения и преданности своей вере завещаны векам святыми мучениками Маккавейскими, их матерью Соломонией и учителем — старцем Елеазаром. Их память сегодня празднует святая Церковь. В 166 году до Рождества Христова царь Сирийский Антиох Епифан, покорив Иудею своей власти, приказал ввести в ней греческую языческую религию. В Иерусалиме престарелаго Елеазара, священника и учителя народнаго, убеждали хоть для вида вкусить мяса от языческой жертвы, но напрасно: Елеазар скончался в страшных мучениях, но не изменил истине своей веры. Нашлись у него ученики и подражатели. При открывшемся страшном и кровавом гонении царь обратил внимание на семь сыновей женщины Соломонии; они были молоды; младший был еще отроком. И вот употреблены были все усилия поколебать твердость юных исповедников и материнское сердце Соломонии; на ея глазах истязали ея детей, рубили им руки и ноги, вырезали языки, сдирали кожу, жгли на раскаленных сковородах. Чтó же мать? Она боялась только того, что какой-либо из ея сыновей, или внимая льстивым речам и обещаниям мучителя в промежутки между пытками, или из страха мук и смерти ослабеет духом и изменит Богу. Она подкрепляла детей в подвиге; указывала на Бога, на небо, на жизнь загробную; говорила об истине веры богопреданной и о лжи язычества; она заклинала детей своею старостью, своими сединами, болезнями чадорождения, материнским лоном и молоком, которым их питала, и убеждала презреть льстивыя обещания, угрозы, муки и смерть, но не отказаться от сокровища веры и верности Богу. Терпя в материнском сердце мучения, трудно вообразимыя, она с любовью подбирала истерзанные члены своих детей, их отрубленныя руки и ноги, но не учила их малодушию. Достойная мать имела достойных сыновей; никто из них не поколебался, все до конца остались мужественными, все скончались за веру, а после них умерла в мучениях и сама Соломония.
Проходят века и тысячелетия, жизнь человечества, по-видимому, без конца разнообразится, видоизменяется и, уходя вперед, теряет связь с прошлым. Но это только по-видимому. Под иными формами сущность остается та же. И доныне сокровище веры есть главная святыня народа. На наших глазах совершаются события, смысл которых — тот же, что во времена Андрея Боголюбскаго и императора Мануила. Россия ведет брань на Востоке, и эта брань опять возглавляется Крестом Господним. От него идут лучи; они освещают Русь светом небесным и осмысливают переживаемыя события. Тяжела брань и тяжки жертвы. Как Соломония, терпя несказанныя муки материнскаго сердца, склонилась теперь Россия над своими милыми сынами и видит: тысячи их убитых, раненых, истерзанных врагами; видит, что торжествующий язычник издевается и ругается над умирающими и над самыми их телами, режет руки и ноги, уродует тела, вырезывает языки, совершенно так, как некогда делал это свирепый Антиох. Чтó же? Отступить от мирового призвания Божия? Отдать Крест, изменить христианству, покорить его в поругание язычеству ради сохранения жизни и земных интересов?
Как жалко и ничтожно письмо русской матери, опубликованное в одной газете, где мать призывает прекратить брань, отдать все врагу только потому, что сын ея, ея сын дорогой — в Порт-Артуре и может погибнуть... К счастью, эта мать, так непохожая на Соломонию, вероятно, одинока на Руси.
Нет, борьба требует напряжения всех наших сил, требует всех и всяких жертв. Не погибнет Россия, не погибнут ея сыны. Близится день, когда Господь воздаст нам радостями за дни тревог и печали. Порукою в том — этот Крест, который вынесен ныне на средину храмов, который мы чтим и лобызаем, который отстаиваем тысячу лет. В нем — наша сила и крепость. И пока мы будем ему верны, пока он будет водружен на наших воинских знаменах и на всем здании нашей государственной и общественной жизни, дотоле мы будем под его Божественною защитою. Ибо Христу, на нем распятому, по непременному слову Бога, подобает царствовати, доколе Он не положит всех врагов Своих в подножие ногам Своим.
Да будет же и сильна и действенна молитва нынешняго праздника в наших устах и сердцах:
Вознесыйся на Крест волею тезоименитому твоему новому жительству (т.-е. христианскому православному народу) щедроты твои даруй, Христе Боже! Возвесели силою Твоею благовернаго Императора нашего, победы дая ему на супостаты, пособие имущу твое оружие мира, непобедимую победу! Аминь. 
Примечание: 
По поводу русско-японской войны; сказано в м. Боржоме, Тифл. губернии, 1 августа 1904 г., в праздник происхождения честных древ Креста Господня и мучеников Маккавейских, матери их Соломонии и учителя их Елеазара... 
Источник: Прот. И. И. Восторгов. Полное собрание сочинений. Т. II: Проповеди и поучительныя статьи на религиозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типография «Русская Печатня», 1914. — С 399-403. 

Написать комментарий