«Великий комбинатор» отец Виктор Бедь

«Великий комбинатор» отец Виктор Бедь

Пресс-секретарь Мукачевской епархии УПЦ протоиерей Александр Монич об Ужгородской академии и ее ректоре.

- Как Вы считаете, почему отец Виктор Бедь перешел в УАПЦ?

- Он делал попытки перейти в УПЦ КП. Вы должны были видеть фотографию, где он приветствует Филарета цветами. У Филарета находится Евстратий Зоря, который очень хорошо знает Бедя. Филарет не стал делать ставку на Бедя и отказал ему. Бедь перешел в УАПЦ, и там для него большое поле для деятельности. У него очень хорошие внешние церковные связи, имеет международное сотрудничество со Словакией, Польшей, Чехией ... Одна из последних новостей на его сайте звучит замечательно: «Администратор Карпатской новообразованной епархии встретился с представителями Вселенского Патриархата». Читаем дальше, и оказывается, что Администратор Карпатской новообразованной епархии встретился с иподьяконом какого-то епископа. Но людям бросается в глаза заголовок. Он, возможно, ничего большого не делает, но знает, как это подать.
На данный момент ни один священник не утвержден письменно в его новобразованной епархии.

- То есть епархия существует только на бумаге?

- Да, и не более того. Закарпатье является многонациональным краем. И сохранение религиозного мира здесь очень важно для людей. В то же время Закарпатье - это «пороховая бочка» в религиозном плане. Здесь есть иудеи, кришнаиты, армяне, буддисты, мормоны. Здесь даже было когда-то «белое братство». В епархии есть «Свидетели Иеговы», слишком много «Адвентистов седьмого дня», очень много протестантов (особенно Береговский район - это села, где большинство населения венгры, немцы), все ультрапротестантские течения: лютеранство, англиканство, кальвинизм и тому подобное.

- В Хустский епархии также сказали, что к Бедю никто не переходил.

- Пока там фиктивно существует епархия УАПЦ.

- Есть такая информация, что в 90-е годы Бедь закрывал православные храмы. Это правдивая информация?

- Это было на волне его политического национализма. У него в голове перепутаны такие термины, как «патриотизм», «национализм» и «фанатизм». А, может, это только так кажется на первый взгляд, может, это все продумано, это все бизнес и политика.
В Хустской епархии есть много свидетельств о неблагоговейном отношении Бедя к святыням.

- Можно сказать, что Бедь - человек не духовный?

- Он мало церковный, верит как-то по-своему. Использует Церковь в своих интересах. Знает, в какую обертку «завернуть конфету». В наше время виртуального пространства можно провести две такие аналогии: первая - ты в реальной жизни можешь быть успешным человеком, заниматься бизнесом, но если ты не присутствуешь в виртуальном мире, то будешь никем; второй момент - в реальном мире ты можешь быть никем, но если ты очень хорошо осведомлен в медиапространстве, то будешь «всем». Эти аналогии касаются Бедя. У него связи с Польшей, Россией, Канадой ...

- Очень важная информация в том смысле, что он себя задекларировал как патриот и националист, но у него есть связи с Россией. Как это возможно?

- Очень много людей из России, в основном священники, защищались в Ужгородской богословской академии в свое время. Если я не ошибаюсь, в РФ было даже представительство академии. Понятно, что сейчас тот филиал уже не существует.

- Может, и национализм Бедя также фиктивный?

- Он очень хороший оратор. Дайте ему публику, стадион ... Сейчас Бедь сделал из себя мученика, создал сайт своего имени. А нас, православных священников, люди в Закарпатье обвиняют, что мы молчим, не пишем официального протеста к власти и тому подобное. Но все очень не просто ...

На Закарпатье очень живая аутентика. Аутентичность НЕ столько культуры и традиций, как аутентичность сознании людей .. Я с вами сейчас разговариваю на украинском, а услышали бы вы, как мы общаемся дома, очень бы сильно удивились. У нас половина слов немецкого, другая часть - еврейского, французского, английского происхождения.

Рассмотрим литургическую сторону Православия в Закарпатье. Мы молимся Богу, служим на церковно-славянском языке. И церковно-славянский язык считается здесь наднациональным. Бедь же переводил богослужебные книги. Поэтому «успех» он будет иметь только у не местных закарпатцев. А люди, которые сейчас в УАПЦ и УПЦ-КП, на 90% - тоже не местные.

Территория, где действует УПЦ-КП - больше, потому что они уже здесь давно. А православным на Закарпатье очень трудно. Представьте себе человека, который только нашел Христа и начал ходить в храм. Когда человек слышит, что есть УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, «катакомбная церковь» и т.д., то не знает, где искать Истину - в таком разнообразии Православия. Поэтому для нас здесь главное - помочь человеку найти дорогу к истинной Церкви и религиозный мир.

 - Вы преподавали в Ужгородском академии?

- Я закончил Московскую духовную академию в 2005 году. Сразу пришел в Закарпатье и преподавал в Ужгородской богословской академии с 2005г. до 2008 г.. Занимал должность и простого преподавателя, и впоследствии - заведующего кафедрами богословия, сравнительного богословия, сект деструктивного характера и тому подобное. Задумка той школы, что уже не в нашей юрисдикции, была хорошо продуманная и мощная. Но проблема была в том, что дипломы Ужгородского академию не котировались. Есть такие понятия, как «лицензия» и «аккредитация». На обучение в Ужгородской богословской академии приезжали люди со всего мира. Получали дипломы магистров, защищали кандидатские и докторские, здесь этих ученых называли «докторами богословия», «магистрами», а на их родине - эти дипломы не признавались.

Я очень хотел преподавать в богословской школе. Мне постоянно говорили, что надо защищать докторскую. Но я не защищался сознательно. Как-то на очередные уговоры тогдашнего ректора архимандрита Виктора (Бедя) я ответил, что не хочу унижать статус кандидата богословия академии. С тех пор у нас начались трудности в общении. Последний год моего преподавания был очень трудный. Когда тебе есть, с чем сравнить образовательный уровень, когда у тебя самого серьезная база знаний, то замечаешь все недостатки. А я, несколько повторюсь, закончил Почаевскую и Московскую духовные школе с «красными» дипломами, защитил кандидатскую.

У нас на Закарпатье человек 15 являются кандидатами богословия Санкт-Петербургской, Московской, Киевской духовных школ. Они - настоящие богословы, а не фиктивные.

Здесь же приходилось писать рецензии на докторские диссертации, написанные от третьего лица. То есть это была не просто компиляция - плагиат. Например, бралась чья кандидатская, сканировалась, вносились некоторые поправки - и этот труд приписывался, за сотни долларов, уже другому автору, «новоиспеченному» кандидату.

- Были же разговоры о плагиате.

- Да, были разговоры о плагиате. Доказательства легко найти в библиотеке самой Ужгородского академии. Только теперь вы туда так просто не попадете ... Человек, который был депутатом Верховной Рады первого созыва и который создала партию «Христианское движение», потерпев крах как политик, перешел в Церковь и очень быстро нашла свое «место».

- Таким образом, это был прагматичный, а не духовной шаг?

- Есть статьи в интернете, можете почитать, как: «Великий комбинатор отец Виктор Бедь». Он играет ...

Итак, состоялся Священный Синод УПЦ, на котором архимандрита Виктора (Бедя) уволили с должности ректора Ужгородской богословской академии и передали бразды правящему архиерею Мукачевской епархии. Однако Бедь все игнорировал, на какие уступки не шел. Потом вообще заявил, что он - клирик Элладской Православной Церкви. Человек должен иметь надхристиянськое смирение, чтобы перечеркнуть всю свою прежнюю деятельность. Но человек с амбициями так делать не будет.

Бедь - это человек, который очень многому научился в политической школе, но духовное образование было у него на нуле. Он уже был архимандритом, я - дьяконом, но даже Символа веры он не знал на память. Однажды во время богослужения, которое он возглавлял, сказал мне читать «Верую», я ответил: «Я - не священник, а только диакон, а читать «Верую» должен священник».

Поэтому неудивительно, что и обучение в Ужгородской богословской школе очень буксовало, а теперь пострадало много людей, их дипломы не признаются, а каждый еще и платил за обучение. Ужгородская академия - это был «проект» архимандрита Виктора (Бедя). Бедь - человек, который постоянно играет в кого-то. То он может быть казаком, то политиком, то даже «Августином Волошиным». Так, он - замечательный юрист, но в церковной жизни - очень слабый человек.

Но я убежден в том, что отец Виктор (Бедь), как человек образованный и мудрый, найдет разумный выход из этой ситуации и, отбросив политику в Церкви, будет принадлежать к канонической Церкви, в чем он и давал клятвенно присягу. Думаю, что в нем победит священник над политиком.

Мне всегда было странно, когда архимандрит Виктор в грубой форме оскорблял иерархию и вообще Церковь, к которой сам принадлежал, и которая подарила ему сан. Будучи православным по духу, может ли человек оскорблять братьев по вере, кто бы они ни были?!

Написать комментарий