Празднование иконе Божией Матери «Всецарица»

Празднование иконе Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица» или по-гречески – «Пантанасса» находится на Святой горе Афон в Ватопедском монастыре. Написана в XVII веке. Икона была подарена афонской Григориатской обители благочестивой царицей Марией Палеолог, супругой Молдавского господаря святого Стефана Великого (1457-1504) – защитника Православия, благотворителя Афона и восстановителя афонских святынь.

Впервые икона Божьей Матери «Всецарица» прославилась случаем, когда подошедший к ней молодой человек вдруг был брошен на землю невидимой силой…

Предание повествует, что однажды во время богослужения перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный человек. Он стоял, пристально смотря на Божию Матерь, и произносил какие-то невнятные слова. Внезапно лик Богородицы блеснул, подобно молнии, и невидимая сила отбросила человека от иконы прямо на землю. Когда грешник пришел в себя, он со слезами на глазах исповедался отцам, что жил далеко от Бога, занимался магией и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило этого человека оставить свое волхвование и изменить жизнь. Он полностью исцелился от душевного недуга и после этого постригся в монахи на Афоне.

Так икона Богородицы «Всецарица» впервые проявила свою чудотворную силу против чар. Позже стали замечать, что эта икона Божьей Матери оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. Образ «Всецарица» прославился великими чудесами и оставался невредимым при случившихся в обители пожарах, даже когда все остальное сгорало дотла.

В притворе соборного Благовещенского храма Лавры святого Афанасия находится фресковая икона Божией Матери «Всецарица», написанная выдающимся живописцем Феофаном Критским в 1537 году. Во время турецкой оккупации монастыри Афона постоянно подвергались нападениям нечестивых захватчиков. Однажды воин-турок, стремясь осквернить настенный образ Богоматери, выстрелил в него. Но пуля чудесным образом отскочила от изображения Младенца и поразила богохульника насмерть, попав ему в лоб. След от выстрела можно увидеть и теперь.

В ХVІІ веке икона Богородицы «Всецарица» впервые была списана греческим монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы Все-госпожа, Bсe-повелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе.

В 1990 году был сделан список с чудотворной иконы «Всецарица» и принесен в Москву, где источает многие чудеса, даруя здравие неисцелимо болящим. Сейчас этот чудотворный список находится в храме Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря.

Тропарь, глас 4


Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице, избави от обстояний к Тебе прибегающих, от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно.

 
Молитва перед иконой Божьей Матери Всецарица

О пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. 
 
Предание
Прославление в России греческой иконы «Всецарицы» («Пантанассы») относится целиком к ХХ веку. Ни в одном русском издании XIX века, посвященном богородичным иконам, в том числе и в известной книге С. Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон» (СПб, 1898), нет упоминания о чудотворной «Пантанассе». Обошел вниманием греческую святыню и Н.П. Кондаков, собравший многочисленные сведения об афонских реликвиях в своем труде «Памятники христианского искусства на Афоне» (СПб, 1902). Отсутствие упоминаний о чтимом греческом образе говорит о том, что целительная чудотворная сила иконы была до времени промыслительно сокрыта от людей, чтобы явить себя в то столетие, когда мир охватила страшная раковая болезнь, названная по справедливости «чумой XX века».

Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» находится в Греции на Святой Горе Афон в соборном храме Ватопедской обители. Через некоторое время после чудесного случая с человеком, оставившим волхвование после встречи с иконой, стали замечать, что этот образ оказывает благотворное влияние на больных с различными злокачественными опухолями, но пока эти заболевания были лишь немногими частными случаями, икона пребывала практически в безвестности.

В XX веке образом «Пантанассы» известный афонский старец Иосиф Исихаст благословил своих учеников. Он же донес до современников древнее предание об этой иконе.

В настоящее время написан  акафист иконе Божией Матери «Всецарица», свободно переложенный с греческого оригинала. В этом тексте содержится множество прошений к Богоматери, Которая именуется «Губительницей раковой язвы», «Тайной сладостью люте страждущих». Лейтмотивом акафиста является мысль о необходимости причащения Святых Таин, являющихся истинным Источником здравия и безсмертия. Божия Матерь здесь прославляется как «Подательница Небесного Хлеба» (икос 7), Своим перстом указующая на Божественную Евхаристию, а также уподобляется священным предметам, служащим для приобщения Святых Таин: «Радуйся, Чаше, Христу приобщающая», «Радуйся Лжице златая, исполнь Божественных Таин» (икос 7).

Иконография

Само название иконы Божией Матери «Пантанассы», что означает «Все-госпожа», «Bсe-повелительница», обусловила особенности ее иконографии. Богородица изображена восседающей на троне в царском багряном одеянии с Божественным Младенцем на коленях. Правой рукой Пречистая Дева указывает на Своего Сына как на Спасителя. Руки Христа не касаются Матери. Богомладенец представлен как Царственный Сын Божий: в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет.

По сторонам от Царицы Небесной представлены два поклоняющихся Ангела с характерным положением рук и крыльев. Ангел, стоящий справа от Богоматери, указывает на Нее руками таким образом, как это обычно изображается на иконах «Всех скорбящих Радосте», где небесные силы увещевают страждущих людей обратиться с верой к Пресвятой Богородице. Находящийся по левую руку Ангел предстоит в глубоком благоговейном молчании (жест скрещенных на груди рук), а его левое крыло поднято в жесте приветствия, подобно изображению Архангела Гавриила на многих иконах «Благовещения».

Нельзя не отметить и четко читающейся связи иконы «Всецарицы» с древними фресками в конхе алтарной апсиды, традиционно представлявшими Божию Матерь с Младенцем на престоле в окружении Архангелов. Изображение Богородицы со Христом, непосредственно находившееся над святой трапезой, являлось емким символическим образом престола Божия (Богоматерь) и Святых Таин (Богомладенец).

В западной средневековой живописи похожая иконография, изображающая восседающую на троне Мадонну с Младенцем Христом в окружении сонма ангелов и святых, получила название Maesta (от итал. «величие») и была широко распространена в Италии в XIII – XIV веках. Наиболее известными являются «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья (1311 г.), «Маэста» в Палаццо Пубблико, выполненная Симоне Мартини в 1315 г., и «Маэста» для главного алтаря Собора в Масса Мариттима (Massa Marittima), созданная Амброджо Лоренцетти около 1335 г.

Списки с иконы
 
В 1997 году в Москву был торжественно принесен точный список с чудотворного образа «Пантанассы», находящегося в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон. Список был выполнен специально для московского Новоспасского монастыря афонскими монахами после продолжительных молитв всей братии Ватопедской обители. Икона получила освящение от самого чудотворного образа.

В апреле 2000 года было замечено первое мироточение иконы, а через некоторое время люди стали рассказывать об исцелениях своих болезней по молитвам перед иконой «Всецарицы».

С 2004 года в обители ежедневно читается акафист перед чудотворным образом Матери Божией, во время которого поминаются имена людей, страждущих различными недугами.

Чтимые списки с чудотворной иконы «Пантанассы», принадлежащие столице, хранятся также в Алексеевском монастыре, в храме Всех Святых в Красном Селе и в городском детском онкологическом центре, где были засвидетельствованы многочисленные случаи улучшения состояния больных детей после молебна перед иконой.

Кроме московских образов «Всецарицы», известна икона «Пантанассы» в Мариенбурге, прославившаяся в феврале 1998 года обильным мироточением, не прекращавшимся несколько дней.

31 августа день особого почитания иконы Божией Матери «Всецарица».
 
Источник: по материалам православных сайтов 
 
 

Написать комментарий