Духовные беседы
преподобного старца Гавриила. Вы
спрашиваете, как бороться против страстных помыслов? По свидетельству опытных
подвижников, много облегчает сию брань усердная молитва к Пресвятой Деве Богородице,
а также к тем святым, которые сами выдержали сильную брань с вожделениями или
претерпели мученичество за целомудрие. Молитва к ним, как некая небесная роса,
угашает раскаленные стрелы лукавого.
Необходимы для сохранения душевной и телесной чистоты также
частая исповедь и причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых. Вообще при
борьбе с какой бы то ни было страстью всемерно нужно стараться отвлечь внимание
от обуревающих помыслов в сторону любви к Богу. К объятой любовью к Богу душе
не может приблизиться ни один нечистый помысел, все равно как на горячий сосуд
не сядет ни одна мyxa, будь в нем даже самое лакомое кушанье. Уязвленные
любовью к Богу, — говорит преподобный Петр Дамаскин, — даже не едят в
продолжение многих дней, забывая свои тела; или если и едят, то вовсе не
замечают, когда, что и сколько; при таком состоянии души, какие страсти могут
приступить к ней? Предавшись в волю Божию, таковые люди всеми силами души
стремятся к единому Богу любви, как растение к солнечному свету и теплу.
Сокрушают страсти также искреннее сознание своей немощи,
смирение, нищета духовная, если они охватывают всю душу, простираются на все
расположения, желания, мысли. Даже этого не должно иметь: пристрастия даже к
вещам первой необходимости, например к одежде, сосудам и тому подобное, ибо
пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца подобно тому, как и
один ноготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на
родную ему высоту. «От того-то и бывает, — говорит авва Моисей, — что
некоторые, отказавшись от многочисленных своих имений, не освободились от
прежнего пристрастия к вещам. Они возмущаются гневом за самые маловажные вещи,
например за ножичек, грифель, перо и прочее, и с такой бережливсгью хранят свои
книги, что никому не дают читать, даже пркасаться к ним не дозволяют. От чего
можно было бы приобрести приращение в терпении и любви, в том они находят
случай к нетерпеливости и погибели. Таковые никогда не могут достигнуть
совершенной, описанной апостолом (см.Кор.13:2-7) любви.
Прекрасный для достижения безстрастия совет дал авва Дорофей
своему келарю: «Если не хочешь, — говорит он, -впасть в ярость и злопамятство,
то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не беспокойся много о каких-нибудь
сосудах, впрочем, и не пренебрегай ими. Если кто хочет взять у тебя давай; если
по небрежности или же как-нибудь случайно разобьется или затеряется
какой-нибудь из них — не печалься. Но это должно делать не по небрежению о
монастырских сосудах, а по желанию сохранить себя без смущения. Этого же можешь
достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, а как Божиим
имуществом, которое вверено тебе ддя употребления».
Итак, будем ходить как приставники к дому Владыки, пред
очами Его, — тогда само собой явится страх Божий. Он сделается непогрешимым
руководителем во всех делах наших, и не нужен станет нам совет человеческий. «Начало
премудрости — страх Господень и совет святых Его — разум».
Преподобный Гавриил
Седмиезерский «Духовные беседы преподобного старца Гавриила»