ДЕВСТВО ЕСТЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ АНГЕЛОВ

ДЕВСТВО ЕСТЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ АНГЕЛОВ

Насколько ангел выше человека, настолько девство честнее брака
Люди плотские и сластолюбивые хулят девство и в доказательство ссылаются на (слова): проклят всяк, иже не восставляет семени во Исраили (Втор.25:9). Мы же, положившись на воплотившагося от Девы Бога Слова, утверждаем, что девство свыше и с самаго начала было насаждено в природе людей. Ибо человек был сотворен из девственной земли; Ева была создана из одного только Адама. В раю обитало девство. Действительно, Божественное Писание говорит, что Адам и Ева были наги и не стыдились (Быт.2:25). Когда же они преступили заповедь, то узнали, что наги, и, устыдившись, сшили себе препоясания (Быт.3:7). И (уже) после преступления, когда Адам услышал: земля еси и в землю отыдеши (Быт.3:19), и когда чрез это преступление смерть вошла в мир, тогда (лишь) Адам позна Еву жену свою и заченши роди (4,1). Следовательно, брак был установлен для того, чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертью, но чтобы сохранялся через деторождение (Григорий Нисский, Об устроении человека, 16).

Но, может быть, скажут: что же хочет (указать) изречение: мужа и жену (Быт.1:27); раститеся и множитеся (1,28)? На это мы скажем, что изречение: раститеся и множитеся, не означает непременно размножение через брачное соединение. Ибо Бог мог размножить род человеческий и другим способом, если бы люди до конца сохранили заповедь ненарушенною. Но Бог, по предведению Своему, ведущий вся прежде бытия их (Дан.13:42), зная, что люди имеют (в будущем) преступить Его заповедь и быть (за это) осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел: раститеся и множитеся. Но возвратимся к ходу (наших мыслей) и рассмотрим преимущества девства и, что одно и тоже, чистоты.

Когда Ною повелевалось войти в ковчег и поручалось сохранить семя мира, ему было приказано так: вниди ты, – говорит Бог, – и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих (Быт.7:7). Он отделили мужей от жен, что бы они, сохраняя целомудрие, избегли пучины и того всемирнаго потопления. После же прекращения потопа Он говорит: изыди ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих (Быт.8:16). Вот опять дозволен брак для размножения рода человеческаго. Затем Илия, восхищенный на огненной колеснице и небожитель, не безбрачие ли возлюбил он, и не засвидетельствовано ли (это) превознесением, превышающим человеческие условия? Кто заключил небо? Кто воскрешал мертвых? Кто рассек Иордан? Не девственник ли Илия? А Елисей, ученик его, испросивший сугубую благодать Духа, не получил ли ее, показавши равную же добродетель? А три отрока? Не оказались ли они, подвизаясь в девстве, сильнее огня, ибо тела их по причине девства не были преодолены огнем? Не в тело ли Даниила, укрепленное девством, не в состоянии были вонзиться зубы зверей? Бог, намереваясь являться Израильтянам, не повелевал ли хранить тело в чистоте? Не иначе ли, как очистив себя, входили священники во Святое и приносили жертвы? Не называл ли закон целомудрие великим обетом?

Итак, повеление закона (о браке) нужно понимать более духовным образом. Ибо он есть семя духовное, при посредстве любви и страха Божия зачинаемое в утробе души, чревоболящей и рождающей дух спасения. Так же должно понимать и изречение: блажен, иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме (Ис.31:9). Неужели блажен, хотя бы то был блудник, пьяница или идолослужитель; если только он имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме? Никто здравомыслящий не скажет этого.

Девство есть образ жизни ангелов, отличительно свойство всякаго бесплотнаго естества. Мы говорим это, не порицая брака, – да не будет! ибо мы знаем, что Господь во время Своего пребывания (на земле), благословил брак; (знаем так же слова) сказавшего: честна женитва и ложа нескверно (Евр.13:4); но (зная это) признаем, что девство – лучше хорошего (самого по себе) брака. Ибо в добродетелях есть степени высшие и низшие, равно как и в пороках. Знаем, что от брака произошли все смертные, кроме прародителей. Ибо они – от девства, а не произведение брака. Но безбрачие, как мы сказали, есть подражание ангелам. Поэтому, насколько ангел выше человека, настолько девство честнее брака. Что говорю ангел? Сам Христос – слава девства, не только потому, что родился от Отца безначально, без истечения и сочетания, но и потому, что, сделавшись подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без (супружескаго) соединения и Сам в Себе показал истинное и совершенное девство. Поэтому, хотя Он и не узаконил девства, ибо не вси вмещают словесе сего (Мф.19:11), как Он Сам сказал, но Он своим примером научил нас девству и дал нам силы для него. Ибо кому не ясно, что девство живет ныне между людьми?

Конечно, хорошо чадородие, которое производит брак; хорош брак (против) блудодеяния ради (1Кор.7:2), пресекающий блуд и при посредстве законнаго совокупления не позволяющий неистовству похоти устремляться к беззаконным деяниям; хорош брак для тех, в ком нет воздержания. Но лучше девство, умножающее чадородие души и приносящее благовременный плод – молитву. Честна женитва, и ложе нескверно: блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр.13:4).

Святый Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры»
(Книга 4, глава 24, стр. 157-159)

Написать комментарий