Чин святости «Благоверный князь»

Чин святости «Благоверный князь»

Сегодня мы чтим память двух замечательных святых, двух покровителей городов Санкт-Петербурга и Москвы - Благоверного князя Александра Невского и Благоверного князя Даниила Московского. Эти доблестные воины прославились и как защитники нашей Родины и как люди, стяжавшие Духа Божия в своем сердце и удостоившиеся чина святости.

А что это за чин такой - «Благоверные князья»? Благоверными становятся святые - цари и князья, - которые, имея с рождения власть и материальные сокровища, употребляли их на дела, угодные Богу: занимались милосердием, строительством храмов, благотворительностью, просвещением, сохранением церковных святынь. Такими святыми были Князья Александр Невский и Даниил Московский.

Примечательно, что святости, как правило, удостаивались монашествующие, ради Господа отказавшиеся от всего мирского. Это подтверждается и словами Святого Писания: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Александр Невский и его младший, четвертый сын, Даниил московский не были исключением - они оба перед своей кончиной приняли великий ангельский образ, однако все-таки все их подвиги во славу Отчизеы были совершены во время их мирской жизни.

Как было уже сказано ранее, в основном, святые были из монашествующих; мирские святые составляют лишь небольшой процент из их числа. Святые же «Благоверные князья» представляют собой особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви из мирян: практически пятидесяти князей и княгинь, были в разные годы канонизованных к общему или местному почитанию. Наибольшее количество этой группы святых проживали во время татаро-монгольского ига. Когда татары стали разрушать русские монастыри, почти иссякает русская монашеская святость, подвиг святых князей становится главным национальным и церковным служением. 

Однако предположение, что Русская Православная Церковь канонизирует в своих святых князьях национальные или политические заслуги, было бы большой ошибкой, потому что ряду святых князей нет тех, кто больше всего сделал для славы России и для ее единства, например, - Ярослав Мудрый или Владимир Мономах. Церковь канонизирует исключительно при наличии прямых доказательств, которыми являются засвидетельствованные чудеса, как при жизни, так и после смерти святого.

Но, чтобы удостоиться чина «Благоверный князь», мало быть праведником: должно быть все взаимосвязано - и богоугодная святая жизнь и личный подвиг во имя Родины и народа, которые выражаются в их житиях в виде яркого выражения христианской идеи. Отечество, русская земля – является в княжеских житиях предметом нежной и религиозной любви. С первых лет Крещения Руси, повсюду в старых стольных городах народ благоговейно чтил и чтит усыпальницы древних князей - защитников родного города, к которым он обращался в годину военной грозы. И святые помогали, услышав молитвы тех, кто с верой притекал к их мощам!

Чин святости «Благоверный князь»Почитание святых князей вырастало не из живой памяти о личности, потому что, зачастую, их жития имели весьма скудные сведения, а из немой гробницы, потому что Дух Святой, почивший в душах праведников, как известно, не покидает их и после смерти. Чудеса, совершавшиеся над княжеской гробницей, указывали на святость почившего в ней; также святость князей удостоверялась нетлением их мощей.

Хочется отметить одно из чудес святого благоверного Князя Александра Невского, которое имел инок Антоний во владимирском Рождественском монастыре в год нашествия на Москву Девлет-Гирея (1571). 

Молясь ночью о победе русского воинства, он видит юных всадников, святых Бориса и Глеба, которые входят в церковь и будят спящего князя Александра: «Восстани, брат наш, да ускорим на помощь сроднику нашему царю Иоанну». Выйдя из собора, трое всадников мчатся в Успенский собор к сродникам Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу. И вот уже все семеро, перенесясь через городскую стену, они несутся в Ростов, чтобы поднять с собой царевича Ордынского Петра. Так собирается небесная рать князей для обороны русской земли. 

В заключение хочется сказать, что Святые благоверные князья - являются нашими избранными Господом заступниками из представителей мирянской святости.


Источник: http://pravoclavie.info/1033-chin-svyatosti-blagovernyy-knyaz.html

Написать комментарий