Возбуждение подвизающихся

Возбуждение подвизающихся

Духовные беседы преподобного старца Гавриила. Теките, теките, возлюбленные мои о Господе! Теките, — Владыка Христос всерадостно объятия Свои отверзает. Теките, да постигнете Христа, и явит Он вам Самого Себя сладостью — Благодатью Духа Своего. Приидет и обитель Свою сотворит внутри вас, водворит Царствие Небесное в сердцах ваших. Тогда, очистив душу, освятив силы, стяжав не мятущийся и не увлекающийся страхованиями помыслов ум, почтите и возлюбите паче всего другого Творца и Владыку всех; к Нему обратите все свои желания, со страхом и трепетом осяжите Его, вкусите безсмертной трапезы Его, обоняйте воню духовную от риз Его, и познаете, что нет никого другого более прекрасного, приятного, сладостного, могучего, премудрого, кто бы мог животворить, делать безсмертными и нетленными, как Бог. Не смущайтесь, родные мои, что, начав подвиг, вы чувствуете себя как бы в безводной пустыне, вдали от обетованной земли, текущей млеком и медом. Напротив, ободряйте себя к дальнейшим подвигам тем, что хотя вы и в пустыне, зато избавились от рабства фараону мысленному — врагу спасения нашего, перешли посуху бурное море страстей и стоите у камня, источающего воду живую, у ног Самого Христа, Бога нашего. Взирайте на Него очима веры и непрестанно взывайте к Нему: даждь нам сию воду, да не вжаждем во веки! — и Он источит из ребра Своего Кровь и живую воду, — и они утвердят вас в вере, сделают вас готовыми умереть за Христа, за заповеди Его, умирать радостно, в убеждении, что такая смерть (страдания) за Христа приносит жизнь (см.:Мф.16:25), нищету обращает в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знатность. Тогда, ничего не имея, вы всем будете обладать. Это — состояние уже познавших Христа, стяжавших Его неисследимое богатство. О, как счастливы они, взирающие на все видимое, как на прах и дым: вера во Христа делает не только то, что они небрегут о приятностях жизни, но еще и то, что терпеливо и благодушно переносят всякое находящее искушение, печали, скорби и неприятности, ожидая, пока благоволит Бог призреть на них. Подражая Давиду, они говорят себе: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми» (Пс.39:2), то есть терпя скорби, уповаю, что Господь поможет мне, что Он, видя, как я, не колеблясь, чаю помощи от Него, призрит на мя и явит мне милость Свою.

Родные мои о Господе! Вы знаете, как восхваляет Христос таких терпеливо стремящихся к Нему: «блажени», — говорит, — «жаждущие, яко тии насытятся». Верю этому неложному обетованию Божию и надеюсь, что и вы будете утешены Им, ибо и вы ищете и жаждете Царствия и правды Его. Только бы не возроптать вам как-нибудь в жажде вашей и терпеливо ждать помощи Божией; посетила бы тогда это терпение ваше Божия Благодать, и настал бы тогда конец ваших очистительных странствований по пустыне и начало наследования земли обетованной, ибо это конец всех чаяний и стремлений человека, верх его совершенства. Не очистившие себя от нечистот египетских, сожалеющие еще о египетском мясе не могут войти в этот покой; но смиряющие, предающие себя воле Божией непременно войдут. Они познают Руку Божию, промышляющую об их спасении, отсюда явится у них полная вера, а с верой надежда. Откроется им ведение, вселится в них страх Божий, любовью к Нему растворенный. С одной стороны, сознание своей немощи и греховности, с другой — ощущение Божественной любви и своего возвеличивания — приведут в трепет сердце, умягчат душу — и потекут из глаз радостнотворные слезы умиления. Род Божий, семя Божие нетленное — семы, скажут таковые, и по такому благородству, данному нам, невозможно нам быть рабами каких-либо страстей или пороков; ни за что не сойдем мы с высоты, на которую поставлены Всемогущей Рукой Спасителя нашего.

Еще и еще взываю с апостолом Павлом и возбуждаю вас: «Тако тецыте, да постигнете» (1Кор.9:24). На вас взирает с высоты небес Сам Подвигоположник Иисус Христос, держа в руках неувядаемые венцы. Выходите же, подвизайтесь, сражайтесь, предваряйте друг друга, тщитесь получить венец и украсить оным победоносную свою главу. Не щадя сил, спешите к столь великой почести, да Жениха-Христа приобрящете.

Я же буду умолять Господа моего, да ниспошлет Он вам Благодать Святого Своего Духа, Духа мудрости, веры, мужества, упования на спасение. Верю, что услышит Бог мою молитву, хотя и немощна она; ибо Он для того и сошел с небес, чтобы нас туда возвести; для того и воплотился и дал нам Плоть Свою ясти и Кровь Свою Пречистую пролил, чтобы заветом этим примирить нас с Отцом Своим; для того и умер и воскрес, чтобы нас вчинить наследниками жизни. Еще ли это не довольное уверение в том, что мы не рабы, но сыновья и дщери, наследницы Божии через Иисуса Христа (см.:Гал.4:7).

Возлюбленные Богу, наследники Царствия Его, сыны и дщери Божии! Вам отверста искуплением прежде заключенная райская дверь, вход в жилище святых открыт верой в Сына Божия, страсть ослаблена, зависть посрамлена, злоба скрылась, тьма грехов светом Благодати Божией рассеяна; время гнева уступило место милосердию, поносное рабство греху уничтожено, явилась истинная свобода чад Божиих и благословение небесное покровительствует вам! О блаженство, более которого нельзя и пожелать смертному! О торжество всех верующих мира сего! Теките же, теките, чтобы радость и мир Божий, всяк ум превосходящий, водворился в сердцах ваших Господом (см.:Флп.4:7). Мира, который вселяет в душу неизглаголанную радость и спокойствие, — мира Божия, которого никакие мирские увеселения и выгоды не могут дать, но только Бог, — мира, превосходящего всякий ум, то есть такого, которого не в силах обнять, а кольми паче выразить ум человеческий — сего-то мира всеусердно вам желаю и радостно взываю: мир вам и союз любви, да возможем вси едиными усты и единым сердцем святое возношение Богу приносити и преблагая глаголати: «Слава Тебе, Боже наш, во веки веков». Аминь.

Преподобный Гавриил Седмиезерский

Написать комментарий