Празднование Почаевской иконы Божией Матери
Из поучений прот. Григория Дьяченко. I. О явлении чудотворной Почаевской иконы на Волыни, празднование которой совершается ныне, сохраняются следующие предания. Ее привез в Россию в 1537 году константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший в это время в нашем отечестве. В благодарность за оказанное ему гостеприимство он благословил ею одну из благочестивых и страннолюбивых жен, по имени Анну Гойскую, проживавшую в местечке Орля (ныне деревня Урля). Господу угодно было прославить этот лик Приснодевы Марии. Икона несколько раз являлась во сне в лучезарном свете владетельнице дома и проживавшим в нем, но Анна не верила ни себе, ни другим. Однажды она увидела изображенную на иконе Богоматерь в сиянии света уже не во сне, но наяву. Прошло немного времени, и от иконы стали истекать чудотворения. Тогда Анна стала оказывать иконе более благоговенся; но это чувство ея особенно возрасло и усилилось после того, как прозрел ея родной брат, слепец от природы, в умилении сердца со слезами помолившийся пред святою иконою об избавлении от своего природнаго недостатка. После этого, считая себя недостойною обладать такою святынею, Анна, по совету духовных и мирских лиц, с торжеством препроводила сей образ в обитель, находящуюся в м. Почаеве, Волынской губернии. С тех пор эта святая икона пребывает там доселе и известна под именем Почаевской. Между многими чудесами от Почаевской иконы Богоматери особенно замечательно чудесное избавление Почаевской обители в 1675 году заступлением Богородицы от турок. Неверные мусульмане приступили к самым стенам монастыря. Православные иноки, возлагая надежду свою на помощь Заступницы рода христианскаго, всю ночь молились пред Ея чудотворною иконою. Когда во время пения акафиста они возгласили: «Взбранной воеводе», им явилась Божия Матерь в светлой одежде, окруженная ангелами с обнаженными мечами, и с белоблещущим омофором. В это время на турок напал внезапный страх, так что они обратились в бегство.
II. Православные христиане, населяющие наше отечество, питают к Почаевской иконе Богоматери великое благоговение. На поклонение этой святыне стекаются в Почаевскую лавру богомольцы из всех концов святой Руси.
а) И тот, кто приходит туда с верою, после усердной молитвы своей к Пресвятой Богородице, без сомнения, получает не малое утешение духовное, чувствует заметное облегчение от угнетающих почти каждаго из нас недугов телесных и душевных. Не даром же православный русский народ так любит искать утешения наболевшей душе в путешествиях к святым местам. Каждый год с раннею весною неутомимые труженики из нашего простого народа во множестве путешествуют по разным святыням со всех концов широкой России: от Почаева до Киева, а от Киева до Троицы Сергия и Соловецкаго монастыря. Эти благочестивые поклонники с посохом в руке и с котомкою за спиною проходят тысячи верст под дневным жаром, часто с невыразимою усталостию, питаясь сухим хлебом и простою водою. Всех их влечет на эти труды одна таинственная благодать, пребывающая в тех местах, где когда-то спасались святые люди, где нетленно почивают их священные останки, где хранятся вообще благоговейно почитаемые верующими святыни. Как отрадно бывает душе, истомленной невзгодами житейскими или вихрем суетных забот, отдохнуть в тиши этих святых мест! Как-то особенно чувствует себя там наша душа; как будто там и воздух не тот, и природа другая, и люди иные; и сам там как будто становишься другим, словно под влиянием какой-то благодатной силы душа наша там согревается, просветляется и чувствует отраду. Да, святыя места суть поистине благодатные источники святой жизни.
III. Братие! Будем обращаться с усердною молитвою к Богоматери, да поможет Она нам избавиться от бед земной жизни и да сподобит Она нас наследовать жизнь вечную. Она для мира христианского есть «древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии, источник животной воды неистощаемый, пристанище в пучине скорбей сущим и помощница всем верно молящимся Ей». (Сост. по указ. источн.).