«Русь великая одолеша Мамая на поле Куликове…»

«Русь великая одолеша Мамая на поле Куликове…»

21 сентября отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров — Мамай.
 
В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 21 сентября (8 сентября по ст. стилю) сентября недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

Немного истории. Шёл 1380 год... Во главе Московского княжества князь Димитрий, наследовавший его в 1359 году, в возрасте 9 лет. Его любимым городом  была Коломна, где в 1366 году он венчался с дочерью Дмитрия Суздальского Евдокией в домовой церкви Воскресения великокняжеского дворца. Ключевым городом стала Коломна и в дни Куликовской битвы. 

Именно в Коломне, на пиру у своего свояка, коломенского воеводы Микулы Вельяминова, князь узнал о Мамаевом походе, призвав всех "главы своя положить за землю Русскую!" Встреча объединённой русской рати была назначена в Коломне. 14 августа (здесь и далее даты даны по старому стилю) на берегу Северки около села Северского, на Сиболовом лугу, коломенцы встретили великого князя, шедшего во главе войска в Коломну. Как гласит легенда, Димитрий  на берегу Северки съел в знак вечной преданности Родине горсть освящённой земли и сплюнул с крутизны чёрную слюну, и пошла со дна реки муть тёмная. И якобы с тех самых пор и вода в Северке мутносерая. 
 
«Русь великая одолеша Мамая на поле Куликове…»В главных воротах Коломенского кремля - Пятницких - встретил великого князя Димитрия  епископ Коломенский Герасим с крестом и священнослужители с иконами и пением. 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, на Девичьем поле близ Коломны был назначен смотр русских войск: "Русские сыны заполонили поля Коломенские, так что никому невозможно обозреть их очами от множества их войска".
 
Это было общерусское войско, в котором было 23 русских князя, не считая многочисленных воевод, войско складывавшейся великорусской народности, отличавшееся высокими боевыми качествами и моральным духом. Здесь же, на Девичьем поле, великий князь "каждому полку воеводу поставил". Во главе коломенского полка был поставлен свояк Дмитрия Ивановича опытный воевода Микула (Николай) Васильевич Вельяминов. Его старший брат, московский воевода Тимофей Васильевич, командовал пешей ратью Москвы. Полки на Девичьем поле были поставлены так, как по замыслу великого князя должны быть расположены на поле брани. Каждый ратник узнал своё место и увидел своего руководителя. Весть о сильном вооружении московского князя достигли Мамая, и он попытался было кончить дело миром: его послы явились в Коломну с требованием дани, какую великие князья платили при Узбеке и Чанибеке. Димитрий отвечал, что он желает мира и не отказывается от умеренной дани, согласно с прежними условиями, заключёнными между ним и Мамаем; но не хочет разорить своей земли тягостными налогами в удовлетворение корыстолюбивому тиранству. Такой ответ показался Мамаю дерзким и коварным. 
 
Необходимо было решать дело мечом. Тогда же Дмитрий узнал про тайные сношения Олега Рязанского с Мамаем и Ягайло, и сказал: "Господи, советы не праведных разори... Не аз почах, но он, окаянный, новый Святополк." Перед выступлением из Коломны Дмитрий Иванович молился в Успенском соборе о даровании победы над Мамаем. Интересен тот факт, что незадолго до этого, когда собор был почти годов, его центральная часть рухнула. Многие сочли данное событие недобрым предзнаменованием, но Дмитрий Иванович проявил большую силу воли, убедив все, что это - знак гибели татарских орд. Скорее всего, это очередная красивая легенда, т.к. до окончания строительства собор не мог быть освящён, и службы в нём были бы невозможны. Тем не менее молебствие естественно было (в какой-либо другой церкви) и Коломенский епископ Герасим благословил Дмитрия Ивановича идти против "окаянного сыроядца Мамая, нечестивого Ягелла и отступника Олега".

20 августа русское войско выступило из Коломны и пошло вдоль берега Оки на запад, к устью Лопасни, где Дмитрий Иванович соединился с Владимиром Андреевичем и остальными отрядами московского ополчения, которых привёл Тимофей Вельяминов. 26 - 27 августа Дмитрий Иванович, переправился на правый берег Оки, оставив у Лопасни воеводу Тимофея Васильевича, чтобы проводить ратников, которые подоспеют после. По пути прискакал к Дмитрию Ивановичу гонец от преподобного Сергия с благословенной грамотой: "Иди, господин, - писал Сергий, - иди вперёд, Бог и Святая Троица поможет тебе!"

Утром 6 сентября передовые русские полки вышли к Дону, неподалёку от реки Непрядвы. Дмитрий Иванович решил перейти через Дон и встретить ордынцев на другом берегу. К этому времени "пешая великая рать" во главе с Тимофеем Вельяминовым подошла к основному войску. Дмитрий Иванович велел наводить мосты и искать брод для конницы. 7 сентября по наведённым мостам русское воинство начало переправу через Дон. Весь день продолжалась переправа полков через Дон, а когда она закончилась, великий князь приказал разрушить мосты. Русские полки, переправившись через реку, "вышли в поле чисто в ордынской земле на устье Непрядвы", совсем не намного опередив ордынцев (в ночь с 7 на 8 сентября Мамай подошёл к Красному Холму, господствующей высоте почти в центре Куликовского поля).

8 сентября, когда праздновалось Рождество Пресвятой Богородицы, в субботу, произошла знаменитая Куликовская битва, закончившаяся поражением татар. По мнению военных историков, в битве погибла примерно половина русского войска, что свидетельствует о крайнем упорстве и жестокости сражения. Пало 12 князей и 483 боярина, что составляло примерно 60 процентов участвовавших в сражении воевод. Сам Дмитрий Иванович не был ранен, но когда его нашли на поле битвы, он находился без сознания ("язвен бо бысть вельми зело") и доспех на нём был сильно помят. Объезжая после Куликово поле Дмитрий Иванович увидел павшего смертью храбрых Николая Васильевича Вельяминова: "зде же близке лежаще и Микула Васильевич, над ним же став великий князь плакася и глаголити: братия мой милая..."
 
Вместе с Николаем Васильевичем пало "двадесять бояринов коломенских" и множество простых воинов. Также останавливаясь над трупами мужей знаменитейших, великий князь платил им дань слезами умиления и хвалою; наконец, окружённый воеводами, торжественно благодарил их за оказанное мужество, обещал наградить каждого по достоинству, и велел хоронить тела россиян. После, в знак признательности к сподвижникам, убитым на Куликовом поле, Дмитрий Иванович установил праздновать вечно их память в субботу Дмитровскую. Впоследствии Дмитрий Иванович получил прозвание "Донской", а Владимир Андреевич Серпуховской - "Храбрый".

С Куликова поля Дмитрий Иванович возвратился в Коломну 21 сентября. Здесь его встретил епископ Коломенский Герасим. Далее Дмитрий Иванович прибыл в принадлежавшее ему село Микульское (ныне Никульское) и здесь провёл четыре дня, и похоронил русских воинов, умерших в дороге от ран. Рассказывают, будто бы покоятся они в курганах, возвышающихся рядом с селом. В одном из курганов, говорят, покоится прах Николая Вельяминова, именем которого и названо село. Четыре дня провёл Дмитрий Иванович в Никульском и здесь на луговине, спускающейся к правому берегу реки Северки, приветствовал свою рать, одержавшую победу над ордами Мамая.

В Коломне в память о великих днях 1380 года был воздвигнут трёхглавый Успенский собор. Его заложили ещё в 1379 году в честь победы на реке Воже, а окончили строительство в 1382 году. И с тех пор стоит Успенский собор как памятник о двух славных победах русского воинства. Правда, первоначальный собор до нас не дошёл, т.к. в 1672 - 1682 годах на его месте возвели новый пятиглавый Успенский собор.
 

Помимо собора, в честь победы на Куликовом поле, в полутора верстах от Коломны, на берегу Москвы-реки, был заложен Бобренев монастырь, названный так, как гласит предание, по имени героя битвы воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца. Дмитрий Донской также не забыт в Коломне: его именем названы улица и набережная. 


 В XIX веке, когда отмечалось 500-летие победы на Куликовом поле, в Коломне, на Девичьем поле, был сооружён памятник из протопоповского мрамора. К сожалению, памятник не дошёл до нас, т.к. 25 сентября 1924 года он рухнул, подточенный стихией и людьми. В дни 600-летия Куликовской битвы на кремлёвской стене между Коломенской и Грановитой башнями была открыта мемориальная доска, на которой написано: "В августе 1380 года Коломна стала местом сбора русских войск, направлявшихся под командованием великого князя Дмитрия Московского для сражения с полчищами Мамая".
 
Источник: по мат-м www.devpole-kolomna.ru
 

 
 

Написать комментарий